«Знание украинского языка является вопросом национальной безопасности Украины»
Президент Петр Порошенко подписал принятый 5 сентября Верховной Радой Закон «Об образовании», который предполагает ряд новшеств. В частности, через десять лет в школах планируют ввести 12-летнее обучение: четыре года начальной школы, пять лет базового среднего образования и три года профильной средней школы. Последнюю, профильную, разделят на лицеи академического и профессионального направления. В академических лицеях планируют готовить учащихся к поступлению в высшие учебные заведения, а в профессиональных дети смогут получить помимо среднего образования еще и первую профессию. По окончании каждого периода обучения школьники будут сдавать внешнее независимое тестирование.
Комментируя подписание новаторского закона, президент Петр Порошенко заявил, что он «позволит провести глубокую всеобъемлющую образовательную реформу, которая повысит качество образования и конкурентоспособность молодого поколения на рынке труда. Он обеспечит реальные шаги к включению Украины в европейское образовательное пространство».
Впрочем, наиболее дискуссионной в образовательной реформе стала статья закона о языке преподавания. В Украине он может быть только украинским. В связи с этим закон предусматривает, что в младшей школе дети представителей нацменьшинств будут учиться на родном для них языке. С 5-го класса постепенно перейдут к изучению предметов на государственном языке, а в старшей, профильной школе преподавание будет вестись только на украинском языке.
Данная норма вызвала критику в ряде соседних стран. В частности, МИД России прогнозируемо обвинил официальный Киев в намерении осуществить «полную украинизацию образовательного пространства страны». На неприемлемость этой нормы украинского закона об образовании пожаловались в ООН и ОБСЕ власти Венгрии. Обеспокоенность выразили также в Румынии и Молдове. В Польше столь категоричных заявлений не делали, пообещав пристально следить за выполнением закона. Впрочем, министр образования Польши (2007—2010 гг.) Кшиштоф Становски сказал, что он понимает украинскую сторону: «Это правильно, что те, кто проживает в другой стране, должны знать ее язык». По его словам, все кто живут в Польше, сдают экзамены по точным наукам исключительно на польском.
Примечательно, что, согласно данным Министерства образования и науки, в Украине 10 процентов школ, в которых дети (около 400 тысяч человек) получают образование не на украинском языке. В том числе 9,4 процента — русскоязычные, 0,4 процента — школы, где почти 32 тысячам детей все предметы преподают на венгерском и румынском языках, а еще в пяти школах — на польском.
На недавней встрече с представителями 11 делегаций, которые выразили претензии к закону, министр образования Лилия Гриневич аргументировала позицию Украины как раз необходимостью дать представителям нацменьшинств равные шансы с другими гражданами страны. «Дети из нацменьшинств не могут из-за языка оставаться в изолированных условиях в собственной стране», — уверена глава Минобразования.
«Потому что в последнее время самые худшие результаты ВНО наблюдаются в школах, где детей учат на языке нацменьшинств. И они, проучившись 11 лет в украинской школе, к сожалению, не владеют украинским языком… В 2016 году более 36 процентов выпускников Закарпатья сдали ВНО по украинскому языку с результатом от 1 до 3 баллов, то есть у них не было шансов поступать в высшие учебные заведения Украины. А в Береговском районе, где компактно проживает венгерская община, 75 процентов выпускников получили от 1 до 3 баллов», — сообщила Лилия Гриневич. При этом министр подчеркнула, что не понимает возмущения представителей других стран украинским законом, в то время как в их государствах мало или вовсе отсутствуют украиноязычные школы. Тем не менее, как сообщила Лилия Гриневич, Украина готова направить языковую статью закона об образовании на экспертизу в Совет Европы.
Стоит отметить, что, согласно информации сайта «Лига», в Румынии есть только один лицей с украинским языком обучения, а еще в нескольких школах украинский язык и литература преподаются как отдельный предмет. В Венгрии, которая наиболее резко критикует образовательный закон, полноценных украиноязычных школ нет совсем. В ряде городов действуют лишь воскресные, где дети раз в неделю занимаются украинским языком. При этом сегодня глава венгерского МИД, комментируя подписание президентом Порошенко закона об образовании, заявил, что правительство Венгрии из-за этого решило блокировать все дальнейшие решения Европейского союза, направленные на сближение ЕС с Украиной… В школах России наблюдается аналогичная венгерской ситуация с обучением на украинском языке. В Молдове украинский язык изучается как отдельный предмет в 52 учебных заведения.
Министр иностранных дел Павел Климкин, комментируя международную дискуссию вокруг украинского закона об образовании, заявил: «Наша позиция должна быть последовательна: мы обязаны на сто процентов защищать и украинский, и языки национальных меньшинств. Та ситуация, когда есть люди, которые… вообще не владеют украинским языком, это вопрос, в конце концов, нашего единства и национальной безопасности. Я это понимаю так и буду в дальнейшем отстаивать данную позицию».
1105Читайте нас у Facebook