ПОИСК
Культура та мистецтво

Что внутри нового здания Театра на Подоле (фото)

8:15 1 грудня 2017
Новаторские интерьеры, трубы коммуникаций под потолками и ультрасовременное сценическое оборудование показали корреспондентам «ФАКТОВ» в театре, нетрадиционный внешний вид которого вызвал жаркие дискуссии киевлян

В далеком 1987 году Театру на Подоле государство передало два стоящих рядом здания на Андреевском спуске — одно кирпичное, второе деревянное. В деревянном завелся грибок, из-за чего дом решили разобрать. На его месте начали возводить новый. Власти обещали артистам, что открытие состоится накануне Евро-2012. Строилось здание в так называемом купеческом стиле конца XIX — начала XX веков. Для него даже привезли медную крышу, но установить не успели — кровлю украли. А финансирование приостановили. Недостроенное здание постепенно приходило в негодность, пока в 2015 году не появился частный инвестор. Проект был основательно переделан, фасад, интерьеры приобрели современный вид.

Экскурсию по помещениям театра для корреспондентов «ФАКТОВ» провела заведующая литературной частью Оксана Паланичка.

РЕКЛАМА

Заходим в зрительный зал. На сцене как раз шла репетиция пьесы Антона Чехова «Дядя Ваня».

РЕКЛАМА

— С помощью установленного здесь оборудования на сцене может пойти дождь, снег, появиться туман, дым, дуть ветер, — говорит Оксана Паланичка. — Чтобы дым не распространялся по залу и быстро выветрился, предусмотрены люки в крыше. Важно, что они оборудованы датчиками дождя, снега и ветра — на тот случай, если на улице разыграется непогода. Аппаратура отреагирует на осадки, сильный ветер и даст команду закрыть люки.

Есть даже установка для создания различных запахов. Во время показа одного из спектаклей, который идет в Театре имени Ивана Франко, разрывают апельсиновые корки — чтобы цитрусовый запах создавал у зрителей определенный ассоциативный ряд. Мы сможем добиваться того же с помощью нашего оборудования.

РЕКЛАМА

— Когда включается дождевая установка, куда девается вода, льющаяся на сцену?

— Открывается отверстие в полу, и вода стекает в ванну. Она обшита поролоном — иначе капли слишком громко ударяли бы о стенки. Затем вода поступает в канализацию.

Зал оборудован одним из самых современных в мире звуковым пультом, позволяющим создавать стереозвук, например, хлопанье крыльев пролетающих птиц.

Закуплен и смонтирован современнейший центр звукозаписи. С его помощью можно делать высококачественную аудиозапись спектаклей прямо со сцены (актерам не нужно специально проговаривать слова своих героев в микрофоны).

— Акустикой в зале актеры довольны?

— Да, она здесь очень хорошая. Стены обшиты звукоотражающим материалом со специальными отверстиями. Тут будет уместно сказать, что в старину в стены церквей монтировали глиняные кувшины — для лучшей акустики. Для этой же цели во время строительства здания Национальной оперы Украины в пол возле оркестровой ямы установили большое количество бутылок из-под шампанского. В советские годы в ходе ремонтных работ наткнулись на эти бутылки, не разобрались, для чего они нужны, извлекли и выбросили. После этого акустика зала оперного театра ухудшилась. У нас роль кувшинов и бутылок выполняют отверстия в обшивке стен.

Зал Театра на Подоле оборудован шестью проекторами, которые могут проецировать различные изображения и видео на экран, пол, кулисы… Закуплена голографическая пленка.

— Что это такое?

— Замечательное изобретение ученых, о котором мы давно мечтали. Представьте себе: артист выступает в Лондоне, его изображение возникает перед зрителями в Киеве на голографической пленке. Он играет вместе с артистами, находящимися на нашей сцене. Вот такой современный театр!
Наша сцена имеет стандартные европейские размеры — 10 на 10 метров. Над ней — высоченное 15-метровое пространство (колосниковая коробка), в котором размещены подвесные декорации.

— Сколько мест в зале?

— Немного — 253. Пятьдесят из них — на балконе. С любого места отлично видна сцена. Кресла для зала изготовило предприятие в Виннице. Известный режиссер Андрей Жолдак, приезжавший посмотреть новое здание театра, заметил: «О, да у вас итальянские кресла!» А мы ему: «Ничего подобного — украинские».

Пока мы даем спектакли, которые поставлены до открытия нового здания театра. Премьера пьесы, поставленной специально для этой сцены («Дівчина з медведиком, або неповнолітня» режиссера Стаса Жиркова), состоится 26 января. Стас является художественным руководителем театра «Золотые ворота». Мы будем предоставлять нашу сцену коллегам, в том числе из других городов.

Идем в гримерные. Направляемся туда по коридорам для служебного пользования. Как по команде, на нашем пути загораются лампочки.

— Здесь повсюду установлены умные системы, которые реагируют на появление людей и автоматически зажигают лампочки. А когда в коридоре никого нет — выключают.

Слышите голоса? Они раздаются из динамиков, находящихся здесь и в других служебных помещениях. В них также развешаны телевизионные экраны, которые транслируют звуки и видео со сцены.

— Для чего это нужно?

— Чтобы актеры вовремя выходили на сцену. Поясню. У кого-то из них перерыв между выходами 20—30 минут, кто-то появляется в спектакле только во втором действии. Важно не опоздать на сцену. Для этого актер, где бы он ни находился, должен слышать, видеть, что в данный момент происходит на сцене. Ради этого мы и развесили повсюду динамики и мониторы.

Заходим в гримерную.

— Конструкцию столов, которые здесь установлены, разработал наш художественный руководитель Виталий Малахов, — поясняет Оксана. — Все в них продумано до мелочей. Например, подсветка вокруг выдвижного зеркала точно такая же, как на сцене. Благодаря этому актер видит, как будет выглядеть в том или ином гриме перед зрителями.


*Фойе театра будет открыто для всех желающих с 11.00 до 23.00

Спускаемся в просторное фойе театра.

— Вскоре оно будет открыто для всех желающих ежедневно с 11.00 до 23.00 — независимо от того, купил человек билет на спектакль или нет, — говорит Оксана Паланичка. — Здесь можно будет выпить кофе, пообщаться с друзьями, посетить различные мастер-классы, читки пьес (это когда артисты разыгрывают спектакль вне сцены), показывать камерные театральные постановки… Разместим в фойе необычный стол: повесим его под потолком на тросах. В антрактах спектаклей стол будут опускать. За ним смогут стоя разместиться одновременно до 60 человек, чтобы с комфортом выпить кофе.

Кафе у нас пока не работает. Но когда мы даем спектакли, сюда приезжает чемпион Великобритании по завариванию кофе в джезве бариста Вадим Грановский со всем необходимым оборудованием. Так что наши зрители уже сейчас имеют возможность отведать отменно приготовленный кофе.
И вот еще что: женских туалетов у нас больше, чем мужских. Известно: из-за того, что дамы не успевают в отведенное на перерыв время сходить в уборную, зачастую приходится задерживать начало второго или третьего действий спектакля. Чтобы не случались такие накладки, мы и увеличили количество дамских комнат.

Как видите, фойе украшает большое количество деревьев в кадках. Это вечнозеленые фикусы Бенджамина. Но концепция этого помещения такова, что в зависимости от того, какие здесь проводятся мероприятия, интерьеры могут меняться. Скажем, сегодня здесь стоят фикусы, завтра — скульптуры.

— Стены фойе обшиты квадратными плитами синего цвета. Это какой-то особый материал?

— Да, звукоотражающий — благодаря ему здесь хорошая акустика. Ведь, как я уже говорила, в фойе планируется проводить читки и камерные спектакли.

— Зачем сюда поставили шкафчики, похожие на те, в которых покупатели оставляют сумки в супермаркетах?

— Для хранения вещей. Представьте, человек приходит на спектакль в костюме и с рюкзаком. Идти с вещмешком в зрительный зал не совсем удобно — лучше оставить его в одном из шкафчиков.

Отмечу, что в это и другие предназначенные для зрителей помещения могут попасть люди с ограниченными возможностями — здание оснащено лифтами. Если на спектакли приходят инвалиды-колясочники, по три кресла в первых двух рядах зрительного зала убираются и на их месте размещаются эти зрители. Но важно, чтобы инвалид по телефону или электронной почте заранее предупредил, что приобрел билеты на такое-то представление. В нашем театре также обустроена так называемая универсальная кабина. Это туалет для людей с ограниченными возможностями, а также детей.

Когда интерьеры театра были в основном готовы, мы пригласили представителя одной из организаций инвалидов. Этот человек дал ряд конкретных рекомендаций, что можно было бы еще сделать для удобства людей с ограниченными возможностями. Мы их учли. Например, обозначили контрастными полосами первую и последнюю ступени лестниц — это нужно слабовидящим.

— Где будет размещаться кафе?

— На этаж выше (кстати, этажи у нас называются уровнями)

Поднимаемся по лестнице и оказываемся в небольшом помещении.

— Ходили слухи, что у нас будет чуть ли не ресторан, ведь дочь художественного руководителя нашего театра Виталия Малахова — Дарья Малахова — известный ресторатор, — замечает Оксана. — На самом деле мы ограничились скромным буфетом, куда, кстати, будет открыт свободный доступ с улицы — любой желающий сможет зайти перекусить.

— Почему в помещениях театра нет потолков?

— Это сделано намеренно. Видите, под потолком проходят трубы и другие коммуникации. Их видно и можно визуально контролировать, в каком они состоянии. Тут есть еще один нюанс: если бы установили подвесные потолки, то они находились бы слишком низко и как бы давили на присутствующих. Без них больше пространства.

Кстати, повсюду установлены очень чувствительные датчики дыма, поэтому в помещениях запрещено курить. Замечу, что на нижнем уровне нашего здания на случай пожара находится резервуар с 80 тоннами воды. Ее запас сделан с расчетом возможного тушения возгораний на склонах Замковой горы, к которой примыкает здание театра.

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

1114

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів