"В колоннах в зале Национальной филармонии мы обнаружили замурованные... маты из конского волоса — для хорошей акустики"
— Из газет, выходивших в Киеве в 1882 году, мы знаем, что на открытии клуба Купеческого собрания присутствовало около 1000 человек: коммерсанты с семьями и высокопоставленные представители властей (мужчины во фраках, дамы в нарядных платьях), — говорит киевовед кандидат исторических наук Алена Мокроусова. — Корреспондент газеты «Киевлянин» отмечает, что «несмотря на большое количество гостей, не было тесноты и духоты». На первом этаже тогда размещались большая столовая и несколько кабинетов, на втором — танцевальный зал с колоннами под белый мрамор, в котором сейчас проходят концерты. Здесь великолепная акустика. Зал освещается тремя огромными хрустальными люстрами.
— Киевское русское купеческое собрание около 40 лет не имело своего помещения, члены его клуба собирались, как правило, на втором этаже Контрактового дома, что на Подоле, — продолжает Алена Мокроусова. — В 1880 году власти города передали Купеческому собранию участок в начале Александровского (ныне Владимирского) спуска. Поначалу рассматривался вопрос о том, чтобы приспособить под клуб имевшиеся там сооружения, но вскоре старшины Купеческого собрания решили строить новое здание. Проект заказали известному архитектору Владимиру Николаеву (он автор таких достопримечательностей Киева, как особняк лесопромышленника Семена Могилевцева — Шоколадный домик, здание Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки, особняк Федора Терещенко).
Николаев (он тогда занимал должность главного архитектора Киева) планировал разместить будущий клуб Купеческого собрания у самого края тротуара. Этот его проект был утвержден в апреле 1881 года. Но уже через месяц глава Совета старшин Купеческого собрания Михаил Дегтярев обратился в городскую управу за разрешением разместить здание на две сажени (чуть более четырех метров) дальше от проезжей части. Власти дали согласие. Николаев основательно переделал первоначальный проект.
Двухэтажное здание клуба Купеческого собрания возвели быстро — за один строительный сезон. Его открытие состоялось 13 декабря (по новому стилю) 1882 года.
*Алена Мокроусова: «В клубе Купеческого собрания проводили концерты, балы, благотворительные лотереи. Члены клуба приходили сюда пообщаться, поиграть в карты» (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
— Что прежде находилось на этом месте?
— Глубокий овраг, который тянулся вниз по склону и заканчивался возле нынешней Колонны Магдебургского права. В середине XIX века овраг засыпали и обнесли оградой, а в 1867 году городские власти передали этот участок в пользование Акционерному обществу искусственных минеральных вод. Вскоре там были построены несколько сооружений, рядом с ними — железная часовня Александра Невского, а напротив — на Царской (ныне Европейской) площади — установлен фонтан.
*Здание Купеческого собрания возвели ударными темпами — за один строительный сезон
— Какие мероприятия проводились в клубе Купеческого собрания?
— По вечерам члены клуба собирались, чтобы пообщаться, поиграть в карты. В неформальной обстановке они могли решать деловые вопросы. Часто здесь проходили концерты, балы, семейные вечера, благотворительные лотереи…
Здание собрания примыкает к парку. В нем разместился доступный для всех киевлян сад Купеческого собрания, в котором построили летний театр, эстраду, несколько кафе и ресторанов.
Шли годы, купцов в Киеве становилось все больше. В начале ХХ века здание клуба не могло вместить всех желающих. Один из богатейших предпринимателей города председатель купеческого собрания Семен Могилевцев предложил архитектору Павлу Алешину разработать проект еще одного строения. До этого за средства Семена Семеновича по проекту Алешина был построен Педагогический музей, сразу ставший одной из достопримечательностей Киева (в 1917—1918 годах в нем проходили заседания Украинской Центральной Рады).
Заказ на новое здание клуба Купеческого собрания Алешин получил в 1914 году. Архитектор выполнил грандиозный проект, но он так и не был воплощен — из-за Первой мировой войны.
— Что находилось в здании клуба Купеческого собрания после того, как установилась советская власть?
— Его национализировали, организовали в нем Пролетарский дом искусств. Когда столицу Украинской ССР перевели из Харькова в Киев, в этом здании решили открыть Дом пионеров и октябрят. Архитектору Павлу Алешину поручили перестроить и расширить здание. Вместе с Павлом Федотовичем над выполнением этого заказа работала его дочь Ольга. Проект не предусматривал кардинального изменения здания, лишь на крыше хотели установить фигуры пионеров с горнами и барабанами.
Но и на этот раз проект Алешина воплощен не был. Сделали лишь новую входную группу.
— Возле главного корпуса филармонии находится еще одно ее здание, в котором разместился малый концертный зал. Кто разработал его проект?
— Один из самых талантливых учеников Павла Алешина Владимир Заболотный (он автор здания Верховной Рады Украины). Второй корпус Дома пионеров был построен по проекту Заболотного накануне Второй мировой войны для размещения кружков технического творчества.
*В 1920-е годы возле бывшего здания Купеческого собрания установили фигуру красноармейца, а в 1930-е — Сталина
— Когда в бывшем здании Купеческого собрания разместилась филармония?
— Вскоре после окончания Второй мировой войны — в 1946 году, — продолжает Алена Мокроусова. — Хотя были сомнения по поводу такого использования здания. Но филармонии повезло. В начале 1960-х, когда отмечался 120-летний юбилей талантливейшего украинского композитора Николая Лысенко, зал филармонии был назван в его честь.
В 1982 году к своему 100-летию здание получило статус памятника архитектуры. Как раз в 1980-е там произошло несколько серьезных аварий. Во время одной из них затопило подвалы, в результате погибли архив и нотная библиотека (она была одной из самых богатых в Украине). Стало ясно: нужно провести реставрацию и реконструкцию.
— Перед специалистами была поставлена задача не только привести здание в порядок, но и вернуть ему исторический облик, — говорит искусствовед Мария Кадомская, работавшая в то время в институте «Укрпроектреставрация». Она автор первого обстоятельного научного исследования о здании филармонии. Найденные ею архивные чертежи и фотографии позволили восстановить утраченные элементы фасада. — Обязательно нужно было сохранить великолепные акустические свойства Колонного зала филармонии. Кстати, глава Украинской Центральной Рады Михаил Грушевский написал в своих воспоминаниях, что весной 1917 года выбрал клуб Купеческого собрания для проведения Всеукраинского национального конгресса из-за того, что в его зале самая лучшая в Киеве акустика.
Так вот, обследование здания показало, что оно в значительной мере сохранилось в первозданном виде, но многие конструкции находятся в неудовлетворительном состоянии. К тому же входная группа в советские годы была кардинально перестроена. В ходе реконструкции ее сделали такой, какой она была изначально. Речь идет о характерном для зданий Киева конца XIX — начала ХХ столетий архитектурном решении: на улице перед дверью устанавливали чугунные колонны, на них — балкон.
Поскольку Национальная филармония Украины славится великолепной акустикой своего зала, с особым интересом приступили к обследованию колонн, которые там находятся. Предполагали, что в них вмонтированы голосники (небольшие керамические емкости, которые в прежние времена монтировали в стены для придания помещениям хорошей акустики).
*В 1930-е годы в бывшем клубе Купеческого собрания разместили Дом пионеров
— Голосников в колоннах не нашли, но обнаружили кое-что другое: под слоем штукатурки оказались… маты из конского волоса, — говорит архитектор Владимир Мартыщенко, работавший в то время в институте «УкрНИИреконструкция». — Обследование показало, что сердцевина колонн (они, кстати, очень высокие) сделана из дерева, обложена матами из конского волоса, поверх которых нанесен слой гипсовой штукатурки. Причем выглядят колонны так, будто они мраморные.
Те, которые полностью пришли в негодность, мы заменили. С колоннами, прогнившими лишь частично, поступали иначе: поврежденные фрагменты вырезали и монтировали на их место новые. Проект реконструкции зала разрабатывался в соответствии с рекомендациями акустиков. Они обследовали помещение после завершения работ и констатировали, что нам удалось полностью сохранить его акустические свойства. В зале также повесили новые люстры и канделябры.
Пришлось менять деревянные стропила, каркас крыши, протекавшую медную кровлю. Новые бревенчатые детали пропитали антипиренами — веществами, которые не дают заводиться в дереве жукам и вредоносным микроорганизмам.
Мы тогда столкнулись с проблемой грибка, который белыми лохмотьями свисал со стен в подвалах. Тут нужно сказать, что до того, как началось строительство клуба Купеческого собрания, на его месте находилось несколько уличных туалетов. Ямы с нечистотами засыпали, но они создали благоприятные условия для того, чтобы в подвалах здания завелся грибок. Постепенно он поднимался все выше и выше по стенам.
Чтобы справиться с этой напастью, нужно было не только обработать стены специальными составами, но и выполнить гидроизоляцию здания — чтобы внутрь не проникала влага. Для этого в кирпичном фундаменте просверливали отверстия глубиной сантиметров 70 и закачивали в них особые составы, которые делали поверхность кирпича водонепроницаемой.
В реставрации здания филармонии участвовали 11 институтов. Проект реконструкции был разработан под руководством, к сожалению, уже покойного архитектора-реставратора Владимира Хромченкова (институт «УкрНИИпроектреставрация»). Он же осуществлял надзор за выполнением работ.
— Как поощрили специалистов, восстановивших здание филармонии?
— Могу сказать, как поощрили меня и Владимира Хромченкова. Нас наградили орденами «За заслуги» III степени.
— Интересный факт: во время реставрации здания на стене под слоем краски обнаружили надпись о завершении строительства клуба Купеческого собрания, оставленную кем-то из рабочих в 1882 году, — продолжает Алена Мокроусова. — Реставрация проводилась при поддержке высших лиц государства. В 1994 году филармония указом президента Украины Леонида Кучмы получила статус национальной. Она открылась после реконструкции осенью 1996-го.
А само здание после удачной реставрации получило статус памятника архитектуры уже национального значения.
— Предполагалось выполнить вторую очередь реконструкции — восстановить строения, которые находились в Купеческом саду, — замечает Мария Кадомская. — Однако до сих пор эти планы остаются нереализованными.
P.S. Инициатива проведения выставки к 135-летию здания Национальной филармонии Украины (экспозиция представлена в ее фойе) принадлежит юристу Сергею Костянчуку. Его в этом поддержали ОО «Киевская фундация культуры», Торгово-промышленная палата Украины и Киевский бизнес-центр. Подготовили выствавку киевоведы Алена Мокроусова, Мария Кадомская и дизайнер Юлия Лищук.
2258Читайте нас у Facebook