«Когда женился, супруга меня на руках носила — такой я был легкий», — шутил Роман Карцев
— На Одесской киностудии Карцев снимался в роли учителя в «Волшебном голосе Джельсомино» (1977 г.), был женихом в фильме «Биндюжник и король» Владимира Аленикова (1989 г.), позже у этого же режиссера стал портным в «Улыбке Бога, или Чисто одесской истории» (2008 г.), — рассказывает Евгений Женин. — Мы встречались на студии, приветствовали друг друга, а вот более тесный контакт возник, когда в составе так называемых концертных бригад совершали круизные плавания в 80—90-х годах. Мне довелось не раз руководить такими творческими бригадами. Сразу замечу, тогда ни о каких райдерах артистов и речи не было. Им просто выделяли каюту и в лучшем случае разрешали прихватить с собой в рейс кого-то из членов семьи. Роман Карцев брал с собой супругу Вику и сына Пашу (ныне известный актер Павел Кассинский. — Авт.).
Когда мы с Романом обсуждали его репертуар в одном из таких круизов на турбоходе «Леонид Собинов», Карцев сказал, что очень хотел бы исполнить несколько номеров из своей новой программы «Моя Одесса». Я заметил: «В чем же проблема, Рома? Вас любят, принимают на ура». Он ответил: «Любят не меня, а „Раков“, „Аваса“, „Греческий зал“ и тому подобное. Вот увидишь, им кроме „Раков“ и такого всякого, ничего не надо. Не веришь — давай поспорим».
Поспорили. Если народ будет требовать «Раков» и иже с ними, то Женин выставляет бутылку шампанского. В случае же восприятия публикой более серьезных миниатюр (а в репертуаре Карцева немало было великолепных философских, глубинных и грустных вещей), то актер выставляет практически не пьющему киноведу бутылку лимонного сока.
Когда в вечерней программе вышел Роман Карцев и начал, для затравки, с «Аваса», зал взорвался и тут же стал скандировать: «Раки, раки!» Артист объяснял публике, что подготовил новую программу «Моя Одесса» и сейчас представит фрагмент монолога. Читал он блестяще, мастерски, преподнося все тонко, иронично. Не просто ностальгические, а глобально объемные, буквально голографические размышления одессита вслух. Народ вежливо слушал и так же вежливо аплодировал. И тут же стали раздаваться крики: «Давай „Раков“!» Он исполнил этот заказ публики, зал неистовствовал. Безумный ажиотаж, овации: «Еще, еще!»
Я же, наблюдая за Романом, видел: он не зол, а дико расстроен подобными запросами и вкусами. Естественно, я выставил шампанское, сок и пирожные — мы посидели. Помню, Карцев возмущался: «Понимаешь, никого не волнует то, что на сердце, на душе. Давай им „Раков“, чтобы поржать…»
* «Произнесенные Романом Карцевым фразы часто становились афоризмами», — говорит Евгений Женин
Через какое-то время Карцев и Женин встретились в аналогичном круизе, но уже на океанском лайнере «Шота Руставели». Там же находился директор одесского Дома актера Анатолий Зубовский, который рассказал, что по соседству с Домом актера готовится к открытию казино «Ришелье». Он пригласил их на открытие, вручив каждому карту ВИП-гостя этого казино. Помимо присутствия на открытии, предоставлялась возможность бесплатно сыграть в заведении.
Карцев сказал, что не сможет побывать на этом мероприятии, поскольку сразу же по возвращении теплохода в Одессу уезжает в Москву. И передал свою карту другому участнику концертной бригады — молодому фокуснику-иллюзионисту Артуру Ратиани, у которого имелся солидный опыт картежных фокусов, основанный, в частности, на уникальной зрительной памяти.
— Артур рассказывал, что способен увидеть и запомнить порядок, масть и прочие опознавательные знаки карт с одного их мгновенного пролистывания, — уточняет мой собеседник. — Вручая карточку, Карцев напутствовал Ратиани: «Пойди, получи удовольствие». Мы с Артуром действительно пошли в «Ришелье», и он принялся там играть. Выиграл подряд четыре или пять заходов — менялись дилеры, им на смену пришел менеджер, а Ратиани все выигрывал. Так, «с подачи» Карцева, он буквально обчистил казино до основания.
Читайте также: Роман Карцев: «Наш юмор исчезнет вместе с нами, появится что-то новое, но такого уже не будет» (видео)
Когда потом Артур рассказывал об этом Карцеву (в другом круизе), Роман Андреевич ему заметил: «Слушай, ты бы хоть поделился». Ратиани ответил: «Роман Андреевич, скажу честно (Женя не даст соврать), все, что я выиграл, намеренно и сознательно там же спустил, чтобы не выглядеть фраером. Я же честный человек». Карцев сказал: «Ты — честный дурачок. В казино честным людям делать нечего, там надлежит вести себя по законам этого заведения». Тогда в круизе был своеобразный артистический капустник. Не для публики, с участием членов экипажа. Все выдавали то, что не предназначено для посторонних глаз и ушей.
— Когда дошла очередь до Карцева, он классно так тушевался, стеснялся: встал, переминаясь с ноги на ногу, как Чарли Чаплин, заламывая пальцы, — улыбается Евгений. — И здесь с кресла за его спиной поднялась мощная, на голову выше Ромы, его супруга Вика. Она подошла к мужу: «Что ты ломаешься, идиет?» Влепила ему пощечину и воскликнула: «Я танцевать хочу!» Он ответил, что не умеет танцевать. Вика продолжала: «Я тебя научу — цепляйся». Рома поднял вверх согнутые в локтях руки, подпрыгнул и уцепился за ее плечи.
Включили фонограмму — Вика танцевала с Ромой, который буквально повис на ее теле и ногами дергал в воздухе. Присутствующие умирали со смеху. Позже я поинтересовался: «Рома, сколько лет этому номеру?» (то, что это никак не экспромт, а до тонкостей подготовленный номер, сомнений не было). Он признался: «Лет ему очень много. Существует с того момента, когда я был молоденький и худенький, и Вике не было так тяжело, как сейчас».
«Когда женился, супруга меня на руках носила — такой я был легкий. До 33 лет весил 47 килограммов. Одежду для себя в „Детском мире“ покупал — там все стоило дешевле в два раза…» — признавался в интервью «ФАКТАМ» Роман Карцев.
Вспоминает Женин еще один круизный случай. Тогда, во время обсуждения очередной программы, Карцев сказал ему: «Если не возражаешь, я дал бы еще один творческий вечер». Женин сознается, что был в полном недоумении. Как правило, каждый из артистов концертной бригады выступал в ходе рейса на одном сольном вечере, а также в двух сборных «солянках» — в начале и конце круиза. Ясное дело, никто не рвался перерабатывать…
— Возражать, естественно, я не стал и поинтересовался у Романа программой этого действа, — говорит Евгений Женин. — Он объяснил, что хотел бы выступить не в музыкальном салоне (где обычно проходили творческие вечера), а в зале судового театра на борту «Федора Шаляпина», на котором мы плыли. Зал достаточно просторный, двухэтажный, с большим киноэкраном. С этими словами вручил мне видеокассету: «На, посмотришь, потом поговорим». На кассете была запись фильма Эльдара Рязанова «Небеса обетованные», о котором в то время знали лишь то, что идут его съемки.
Именно этот фильм Рома показал публике. Вот так благодаря Карцеву в море состоялась нелегальная, досрочная премьера этой киноленты еще не имевшей разрешительного удостоверения на прокат. Было это задолго до официального премьерного показа (в 1991 году. — Авт.) и стало возможным потому, что Рязанов подарил Карцеву кассету с записью готовой версии фильма.
Помню, тогда в зале воцарилась странная атмосфера. С одной стороны, зрители-пассажиры были в восторге от увиденного, от авторских комментариев Карцева, сыгравшего там скрипача Соломона. С другой — находились под каким-то гнетущим впечатлением от увиденного — жизненных трагикомических коллизий экранных героев Лии Ахеджаковой, Леонида Броневого, Олега Басилашвили. Здесь восторг и горечь слились воедино.
* Зал смеялся, даже когда Роман Карцев читал со сцены трагедии Шекспира
— Специфическая манера изложения Карцева — это особая глава его творчества, — продолжает Евгений Женин. — Произнесенные им фразы часто становились афоризмами. Его умение сказать между строк — паузой, многозначительным молчанием — было уникальным. Можно говорить много, остановлюсь лишь на нескольких моментах.
Неподражаемый Швондер из «Собачьего сердца»: «Мы — новое домоуправление вашего дома…» Это, ясное дело, Булгаков. А вот в картине «Предсказание» Эльдара Рязанова эпизод, когда герой Карцева (антикоммунист) приходит к герою Басилашвили (Горюнову), приносит ему канистру бензина и предлагает сжечь его, в знак протеста. Горюнов спрашивает: «Позвольте, а почему бы вам не сжечь самого себя?» Антикоммунист (Карцев) отвечает: «Не тот рЭзонанс!» Это уже авторский прием: манера, умение произносить обычную, дежурную фразу так, что она становилась афоризмом. Впоследствии мне доводилось сталкиваться в киношной, театральной среде с разными актерами, и когда один предлагал другому сделать нечто скандальное, звучало то самое карцевское: «Не тот рЭзонанс!»
К слову, Рязанов не случайно снял Карцева в еще одном своем фильме — «Старые клячи», где пожилой администратор Йосиф Лазовский, заботясь о своей маме, устраивал для нее концерт в театре. Это тоже очень специфичный персонаж, с неповторимой лексикой.
Читайте также: Роман Карцев: «С Мишей Жванецким в Одессе мы моментально съедаем сотню раков»
В кино Карцев, как правило, играл одесситов либо героев, приближенных к такому типажу. Это характерно, в частности, для роли учителя из «Волшебного голоса Джельсомино». Специфическая одесская подлинная сущность человека этого возраста оказывалась убойно впечатляющей. Это не кривляния каких-то артистов из российских сериалов, а истинный, реальный одессит.
Помимо Карцева, еще Михаил Светин умел из ничего делать конфетку. Он мог рассказать анекдот — бессмысленный, пустопорожний и тупой — так, что народ буквально лежал. Или так держать обычную паузу, что зрители взрывались аплодисментами. Кстати, Светин, посмотрев в круизе на «Шаляпине» фильм «Небеса обетованные», глотал валидол — так его потрясла картина.
Буквально за неделю до печального известия о смерти Романа Карцева мне довелось побывать на концерте в Одесской филармонии. В компании с известным одесситом, социологом и киноведом Игорем Кокаревым, гостившим в родном городе. Там повстречали Михаила Жванецкого. Михал Михалыч, естественно, вспоминал Витю Ильченко, Рому Карцева. Однако не говорил о том, что порой монологи, написанные самим Карцевым, оказывались сильнее и актуальнее монологов Жванецкого.
Прошла какая-то неделя, и Ромы не стало. Не стало того Карцева, который оставался связующей нитью между тем Жванецким (задиристым, веселым, искрометным, который когда-то начинал в одесском «Парнасе-2») и сегодняшним — очень уставшим от жизни.
Как сообщали «ФАКТЫ», Жванецкий посвятил трогательный рассказ памяти Романа Карцева. Кроме того, мы публиковали вопросы анкеты «ФАКТОВ», на которые ответил знаменитый артист.
* Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»
1664Читайте нас у Facebook