ПОИСК
Події

«в экстремальной парусной гонке на «кубок антарктики» участвовал… Один я. Просто все отказались, решив, наверное: пускай русский проверит. Ведь маршрут — как русская рулетка»

0:00 12 липня 2008
Інф. «ФАКТІВ»
Успешно завершив регату, знаменитый путешественник Федор Конюхов занялся строительством часовен в украинском селе Атманай, где живут его родители, и в российском Сергиевом Посаде

Купол миниатюрной часовни Николая Чудотворца, показавшийся за поворотом на улицу Набережную села Атманай, расположенного на юге Запорожской области, притягивает внимание солнечным бликом. Из ворот навстречу журналистам выходит мама знаменитого российского путешественника Федора Конюхова Мария Ефремовна и тоже сияет от радости: сын наконец-то дома — живой и невредимый после столь опасного антарктического путешествия! Герой дня, точнее целой сотни дней одиночного плавания среди штормов и айсбергов, как всегда бородатый и подтянутый. Похоже, он уже отошел от треволнений, связанных с гонкой на «Кубок Антарктики». Здесь, в родительском доме, с супругой Ириной и трехлетним сыном Колей он восстанавливает физические и душевные силы перед новыми походами.

 

«В океане распорядка дня нет  — просто непрерывная работа»

- Какой самый страшный момент был в океане? — интересуюсь у путешественника.

 — Их хватало, — говорит Федор Конюхов.  — Вот, к примеру, сын мне из штаба гонки передает: «Папа, ты прошел мыс Горн, а впереди будет еще сложнее — заходишь в Южную Атлантику, где самые большие холода». Это потому что там огромное количество айсбергов. Даже не могу сказать, когда в тех широтах опаснее — днем или ночью. Там или видимость плохая, или туман, или пурга. Ну сколько, например, можно вглядываться вперед? Пять-десять минут, а потом глаза надуло, и все! Так что вся надежда была на Господа Бога, чтобы уберег от льдов. Я, когда первый айсберг увидел — а до него считанные метры, — даже не поверил. Как в сказке. Такая махина плывет, яхта несется! Если бы врезался, уже никто бы не помог. Там стены айсбергов по 100 метров высотой, и площадь ледяных гор, как у города…

 — Расскажите о распорядке вашего дня на яхте.

РЕКЛАМА

 — Да какой там распорядок — просто непрерывная работа. Ветер постоянно меняется, и надо все время подстраивать паруса, чтобы не изменился курс. Ведь это — дополнительное расстояние, чего нельзя допускать в гонке на время. При этом нужно контролировать скорость, потому что там почти 30-метровые волны и ложбины между ними глубокие. Если такая волна догонит, ударит в корму, то яхта перевернется. А если набрал высокую скорость и догнал предыдущую волну, яхта может опрокинуться через нос. При этом надо еще и научные эксперименты проводить, и кушать готовить, и выбрать момент для сна, и записи делать, передавать данные на землю… По заданию ученых я делал отбор воды и планктона в разных частях океана. Это только кажется, что океан одинаков, а он бывает синий, черный, красный, зеленый…

 — И были поломки оборудования во время плавания?

РЕКЛАМА

 — Да, повредился руль, пришлось ремонтировать. А тут, как назло, все время сильные штормы со снегом. И вот, наконец, буря стихла. Едва успел закончить ремонт перед мысом Горн. Дальше уже штормило постоянно.

 — Состоится ли на следующий год «Кубок Антарктики»?

РЕКЛАМА

 — Этот вопрос еще решается. Хотелось бы, чтобы он состоялся. Ведь в этот раз все яхтсмены в последний момент отказались, один я остался. Наверное, решили: пускай русский проверит. Ведь там маршрут — как русская рулетка. А после моего плавания многие спортсмены тем более задумались: стоит ли так рисковать? Опасно там не только для одиночки, но и для экипажа, поскольку у них скорость будет выше.

Кстати, сейчас яхту «Торговая сеть «Алые паруса», на которой я обошел Антарктику, уже выставили на продажу. Яхта продается за миллион евро. Но кто ее купит? Она рассчитана на кругосветное плавание, на рекорды и только на таких безумцев, как я. Но я уже загорелся другой идеей: будем строить трехмачтовую 50-метровую скоростную яхту, чтобы заняться научно-исследовательскими работами, как Жак-Ив Кусто. Не только для России, а для всего мира, как это делал француз. Конечно, она будет и рекорды ставить, и в выставках участвовать.

 — Знаю, что вы мечтали в первую очередь отоспаться после Антарктики. Удалось?

 — Нет, первые ночи были очень беспокойные, — вздыхает путешественник.  — Я же привык контролировать каждый шорох, движение, привык дремать «волчьим сном» по 15-20 минут. Сплю, а чудится, что стою за штурвалом, волны накатываются в темноте… Нервная система не может сразу перестроиться, потихонечку восстанавливается. Поэтому после Антарктиды мы сразу же полетели с моим старшим сыном Оскаром на неделю в Иерусалим, к Гробу Господню. Побывали во многих святых местах: и в Назарете, и на реке Иордан, и в монастырях.

Когда летели домой, я понял: именно сейчас надо перечитать Евангелие! После того как прошел там, где Иисус Христос останавливался, был на Голгофе, на горе, где он вознесся, на море Галилейском, пил ту воду, которую пил Иоанн Креститель, был в пустыне, где Иисус встретился с сатаной, — все воспринимается по-другому. Меня потрясла тюрьма, где одну ночь находился Господь в резиденции Пилата. Я даже не представлял, насколько страшному истязанию его подвергли. Как ему было тяжело всю ночь просидеть сгорбленному и скованному цепями!.. Я об этом раньше не знал…

Конечно, у меня накопилось много срочных дел, но я все отложил и приехал пообщаться с родителями. Мама и папа у меня уже старенькие, думаю с ними побыть до конца августа. Хочу также завершить отделочные работы в часовне. Сергей — мастер, который помогал ее возводить, пока занят уборкой сена. Через несколько дней мы положим кафель на пол, побелим — и она будет готова. Работы на неделю. В российском Сергиевом Посаде тоже возводится часовенка Сергия Радонежского. Деньги, которые я заработал в океане, все отданы на ее строительство. Я хочу, чтобы в России и в Украине было больше куполов. Еду по другим странам — скукотища! Все вроде бы красиво: домики нарядные, поля ухоженные, барашки пасутся, а куполов не хватает! А тут в поезде еду, даже старенькую церковь вижу — сердце радуется.

«Я бы хотел пройти с сине-желтым флагом вокруг света»

- Надо забывать потихонечку о прошедшем и думать о предстоящем переходе на верблюдах, который начнется 15 апреля следующего года, — говорит Федор Конюхов.  — Маршрут новой экспедиции — в честь 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства, которое будет отмечаться в 2009 году, — пройдет по Великому шелковому пути. Это план предложил президент Калмыкии Кирсан Николаевич Илюмжинов: из Монголии через Китай, Казахстан, Волгоградскую область в столицу Калмыкии Элисту. В Улан-Баторе нас собираются провожать мэр монгольской столицы и Кирсан Илюмжинов. В Китае экспедицию будут опекать представители китайского правительства. А в Казахстане к нам присоединится сам президент Назарбаев и, возможно, пройдет один день на верблюдах…

Это будет сложная по темпу экспедиция. Мы рассчитываем за шесть месяцев одолеть пять тысяч километров. Сейчас надо провести много встреч, переговоров, подготовить снаряжение, закупить в Монголии верблюдов. Команду планируем собрать из 15 человек (тут будет врач, ветеринар, погонщики верблюдов, повар). А по ходу экспедиции к нам будут присоединяться ученые, корреспонденты, операторы — одни на день, другие — на неделю, третьи — на месяц.

Информация о путешествии будет на моем официальном сайте. Планируем вести прямые трансляции по калмыцкому телевидению — в передаче «Вести из экспедиции». Надо хорошо подготовиться, выбрать ферму для тренировки верблюдов. Представьте, сейчас даже в Монголии нет верблюдов, которые могут ходить в караване! Уже с сентября начну ездить в эту страну, в декабре отправимся туда с женой и сыном Коленькой, будем жить в юрте возле фермы.

 — Так вы даже и отдохнуть после антарктической гонки не успеете…

 — Конечно, мне бы хотелось сесть на яхту и просто поплавать в свое удовольствие, зная, что я никому и ничего не должен, — выдает несбыточную мечту отважный шкипер.  — Но такое невозможно: кто же тебе яхту даст, кто тебя снарядит? За все надо платить! Разве что за свои деньги построить яхту?.. Но обыкновенное суденышко мне уже неинтересно, нравится испытывать новейшие.

Я часто нахожусь подолгу в океане, и кажется, что на суше за это время произошли огромные перемены. А возвращаюсь — те же машины, те же заботы, те же отношения… И даже сериал тот же идет, что начался до моего плавания! Я же в этот период словно прожил несколько жизней, потому что там каждую минуту подстерегает опасность — ты можешь перевернуться, погибнуть. За день столько делаешь работы, что это просто несопоставимо с «земной» жизнью. И когда шторм длится два-три дня — словно годы проходят! Вернувшись, ощущаю больше усталость не физическую, а душевную. Ведь, в конце концов, можно отдохнуть, сытно покушать, а внутреннее напряжение остается.

 — Вас все знают как известного российского путешественника. Но вы же и к Украине имеете отношение?

 — Когда я из Красноярска отправился на Северный полюс, там считали, что я родом из Красноярска. Когда шел на весельной лодке по уральскому озеру Тургояк, думали, что я местный. И я всегда говорил, что хотел бы пройти с сине-желтым флагом вокруг света, построить яхту с названием, допустим, «Украина». Я бы за честь посчитал выступать в соревнованиях от такой страны — моей родины! Но предложений пока не было.

232

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів