Можно ли в Пасху посещать кладбище? Как в старину поминали умерших? Какие из древних обычаев сохранились по сей день?"
Надежда Колумбет, Киев
— После разговенья на Пасху во многих местностях женщины и мужчины постарше ходили на кладбище христосоваться с родственниками, — говорит заведующая экспозиционного отдела «Полесье» музея в Пирогово Людмила Главацкая. — А обычай просить у родителей прощения оставался до начала ХХ столетия. Крашеные яйца разбивались о могильные кресты со словами: «Христос воскрес, рідні неню й тату». Издавна в большинстве сел обязательно проведывали могилы родных на второй-третий день Пасхи. Например, на Сумщине на второй день собирались на кладбище, также качались на березовых качелях и пели.
Через неделю после Христова Воскресенья наступали проводы. Их еще называли «гробки», «деды», «могилки», «поминки», «радовница». В большинстве регионов такое время наступало в понедельник или вторник. К проводам в субботу пекли паски, калачи для детей, пастухов и убогих, пирожки, готовили капусту с мясом, вареники с творожной и капустной начинкой, голубцы, гречневую кашу и жаркое. Также жарили птицу, поросят, красили яйца. Мужчины заранее заготавливали дрова, завозили воду на кладбище, продукты, выпивку для поминания в часовне.
Могилки подправляли, девушки высаживали цветы. На материнских могилах сеяли чабрец, материнку (душицу) или ароматные васильки (базилик). Девичьи могилки засаживали любистком и барвинком, а хлопцев — кустами калины и обязательно плетеным венком из цветов. Почти везде на крест повязывали полотно или рушник. Как правило, за старыми и заброшенными могилками присматривала громада.
После общей панихиды возле церкви или на кладбище устраивали и общий обед — на траве расстилали рядно или скатерти и раскладывали еду. Случалось, что во время трапезы (она затягивалась допоздна) кто-то и принимал лишнего.
Квитка-Основьяненко в повести «Маруся» так описывал процесс: «То було на самi проводи, i треба було через кладовище йти, де на гробах у той день усi поминають своїх родичiв. От Маруся узяла й мисочку, щоб i своїх пом'янути. Положила курку варену, три в'язки бубликiв, буханець, два книша та зверху п'ятаковий медяник та узяла материну калитку з грiшми, щоб старцям подати; а Василь тож з нею нiс у хустцi аж три десятки крашанок. Прийшли на гроби, аж панотець вже й там i збирається правити панахиду. Маруся поставила до гурту i свою мисочку i граматку батюшцi подала, щоб пом'янув її родичів. Одслужили панахиду, подала Маруся мисочку панотцевi, а старцiв божих обдiлила крашанками i грiшми за царство небесне померших».
О поминании усопших говорится в старинных документах и грамотах. В церковном словаре 1773 года значится: «У простолюдинов был обычай поминать своих умерших с языческими обрядами. Приносили на могилу вино, пиво, пироги, блины и сначала выпивали сами, а часть выливали на могилку. Женщины причитали плаксивым голосом… На могиле качали крашенку и говорили: «Христос Воскрес!» — веря, что получают в ответ: «Воистину воскрес». Во время поминок умерших родственников не называли покойниками, а только родичами.
Кое-где на Полесье на могилах родственников зарывали хлеб, пирожки и яйца.
А вот в селах Бойковщины не носили на кладбище еду — только зажигали свечи, а священник правил панихиду за упокой души.
В поминальные дни в играх и хороводах участвовали лишь замужние женщины и даже бабушки. Совместный обед-тризна частенько переходил в веселые забавы, потом — в песни и хороводы.
Добрая христианская традиция — вспоминать мертвых в поминальную неделю — осталась и ныне, но ее корни уходят в дохристианские обряды.
О пасхальных поминальных традициях в интервью «ФАКТАМ» рассказала также Татьяна Карандеева — заведующая экспозиционным отделом «Полтавщина» Национального музея архитектуры и быта Пирогово. Читайте об этом в материале Пасха 2019: запреты Страстной недели, пасхальная корзина, обычаи праздника.
Ранее в «ФАКТАХ» — Поминальные дни: граждан просят не нести к могилам водку и искусственные цветы.
Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»
3788Читайте нас у Facebook