ПОИСК
Події

«таня, бери назарчика и приезжай домой! Еще отравитесь этим мазутом! « -

0:00 16 листопада 2007
Інф. «ФАКТІВ»
уговаривали родные супругу прапорщика пограничной заставы Тузла Николая Свиржевского, узнав о том, что вблизи острова раскололся пополам танкер «Волгонефть-139», перевозивший четыре тысячи тонн нефтепродуктов

Несмотря на известие о штормовом предупреждении и надвигающемся с Балкан циклоне, несущем с собой ураганный ветер, а также сильный дождь и мокрый снег, немногие жители Тузлы уехали «на большую землю» — в Керчь, где у большинства есть квартиры. Как говорят очевидцы, высота волн со стороны Черного моря достигала пяти метров, поэтому они буквально перехлестывали через островок. На маленьком клочке земли, расположенном в центре Керченского пролива, безусловно, остались и те, кто ни при каких обстоятельствах не мог покинуть ее — военнослужащие самой восточной пограничной заставы Украины «Тузла». Среди них был и шестимесячный сын старшины Николая Свиржевского Назар.

«Когда стихия немного успокоилась, на поиск людей вышли четыре катера и корабль морской охраны»

16s23 TUSLA.jpg (17612 bytes)- Мы первыми получили информацию о том, что 11 ноября около четырех утра потерпел крушение танкер «Волгонефть-139», — рассказывает первый заместитель начальника Азово-Черноморского регионального управления, начальник штаба Валерий Курников.  — Тут же передали сообщение дежурному МЧС, а затем все пошло по цепочке — о катастрофе доложили в СБУ, МВД, Верховную Раду Крыма, Совет Министров, а также представителю Президента в Крыму. На пограничном катере мы пошли на Тузлу. Благо, море более-менее утихомирилось и появилась возможность добраться до острова. Воспользовались этим и спасатели МЧС  — стали завозить на Тузлу тяжелую технику, чтобы с ее помощью собирать разлившийся мазут.

В то утро погодные условия были очень сложными, поэтому мы с помощью собственных технических средств отслеживали обстановку на побережье и в море — от мыса Такиль до мыса Форос. Лишь в ночь с 12 на 13 ноября, когда стихия немного успокоилась, в пролив для проведения поисково-спасательных работ вышли четыре катера и наш корабль морской охраны. Они и сейчас там находятся круглосуточно. Ведь еще не найдены почти два десятка человек. Всего на поиски пострадавших от кораблекрушений задействованы 120 пограничников.

- Вы еще надеетесь кого-то обнаружить?

РЕКЛАМА

- Несмотря на то что погодные условия по-прежнему остаются очень сложными и вода в море не выше восьми градусов, поиски будут продолжаться как минимум пять дней. Мы работаем в тесном взаимодействии с судами Керченского торгового порта, МЧС, а также подразделениями пограничной службы Российской Федерации.

Первое, что ощущаешь, когда ступаешь на Тузлу, — запах мазута, который не может перебить даже пронизывающий морской ветер. Вдоль всего побережья острова ходят многочисленные группы людей, большинство из которых одеты в спецкостюмы.

РЕКЛАМА

- С помощью лопат спасатели собирают выброшенный на берег мазут с танкера «Волгонефть-139», — объясняет Валерий Курников.  — Но без техники, вручную, конечно, здесь не обойтись.

Вдоль дороги на заставу — вырванные с корнем, поломанные многолетние кустарники. Огромные лужи воды тоже напоминают о том, что здесь творилось несколько дней назад. Пограничная застава «Тузла» находится на самом высоком месте острова. Пограничники шутят, что если их и смоет в море, то самыми последними. То, что море медленно, но верно поглощает Тузлу, даже мало понимающему в морских течениях и направлениях ветра, станет ясно — стоит только посмотреть на карту, где еще обозначена площадь острова до строительства российской дамбы, и сравнить ее с нынешней.

РЕКЛАМА

Застава окружена высоким бетонным забором, однако стихия оставила свои отметины и на ее территории — вырвала с корнем деревья, как листочек, оторвала металлические ворота. Хотя они находились со стороны Азовского моря, откуда и ветер дул послабее, чем с Черного моря, и волны были около двух метров.

«Старожилы говорят, что такого здесь не было лет тридцать»

16s23 TUSLA5.jpg (21291 bytes)На заставе постоянно живут только две женщины — жена командира заставы Марина Галанюк и супруга прапорщика Татьяна Свиржевская с маленьким сыном Назаром, которому всего-то шесть месяцев от роду. А еще служит рядовая Евгения Ходаковская, которая живет в Керчи. Семьи живут в специально оборудованном для них домике, каждая занимает по комнате.

- Убедитесь сами, у нас здесь тепло, уютно, есть горячая и холодная вода, на заставе же все автономное, — рассказывает Татьяна Свиржевская.  — Когда в минувшую пятницу получили штормовое предупреждение, нам предлагали улететь на большую землю вертолетом, но я сразу отказалась. Куда же мы от нашего папы уедем? К тому же стихия так разгулялась, что даже если бы и захотели, не выбрались бы отсюда. Правда, муж Коля нам тоже не сообщил, какой шторм ожидается, наверное, чтобы не испугались и не паниковали. Пришел, посоветовал ложиться спать, мол, все хорошо, и ушел на службу. Поэтому мы с Назарчиком даже не успели испугаться. Хотя в ту ночь с субботы на воскресенье лил жуткий дождь, за окном была сплошная стена воды, море выло и ревело, как зверь. Я сначала думала, что это наши собаки воют,  — на заставе живут три овчарки. Потом рассказывали, что они тоже сильно волновались…

Мы с сыном живем на острове лишь полтора месяца, до этого Николай служил на Форосе, а мы снимали жилье в Севастополе, так что это мой первый большой шторм. Словом, прошла боевое крещение.

А вот старожилы говорят, что такого здесь не было лет тридцать. Но та ночь с 11-го на 12-е прошла для нас с сыном более-менее спокойно, разве что Назарчик немного капризничал. Утром муж прибежал, чтобы узнать, как мы себя чувствуем, и рассказал, что вокруг заставы вода стоит выше колен, но забор ее сдерживает. Показал, сколько погибшей птицы плавает на берегу. Он сфотографировал все на мобильный телефон, перекусил и снова ушел на службу. Это уже потом я узнала, сколько кораблей потонуло и что один из них треснул пополам, а весь мазут вылился в море.

Мне стали звонить родственники с Волыни — мама, свекровь. Позвонили даже подруги из Луцка, где я заканчивала институт. Все также взволнованные, говорят, мол, Таня, забирай Назарчика и приезжай домой, там же у вас опасно — мазут начнет испаряться, еще отравитесь этим мазутом! В общем, паника у них была такая, что не передать. Оказывается, в выпуске новостей уже сообщили, сколько беды натворила непогода.

Столько людей погибло на этих затонувших кораблях! Неужели их никто не предупредил об опасности? Быть такого не может! Хоть и сообщают, что большую часть мазута отнесло к российскому берегу Керченского пролива, но и на Тузле его предостаточно. Рассказывали, что на следующий день после аварии танкера на том конце острова в мазуте увязли утки, лебеди, много мелкой птицы. Они как раз совершали перелет на юг, хотели укрыться от непогоды на Тузле, а тут такое… Говорят, что, если до наступления тепла не уберут этот мазут, не только на Тузле, но и по всему побережью Керченского пролива будет самая настоящая экологическая катастрофа.

Но вы обязательно напишите, что у нас все хорошо, а то ведь бабушки будут волноваться. Правда, Назарчик? — укачивая сына, попросила на прощание Татьяна.  — Вон сколько техники нагнали, вертолеты и самолеты постоянно курсируют туда-сюда. Должны справиться…

До отправления катера в Керчь оставалось мало времени. Надо было торопиться, небо снова затянуло тучами, полил сильный дождь, море вновь начинало штормить.

343

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів