«однажды ночью ко мне постучал человек, который, держа нож у горла ребенка, требовал: «хочу исповедаться! « ну я и Исповедал его по полной программе»,
«В семинарию в порядке исключения меня приняли в 16 лет»
- В семье я стал первым, связавшим жизнь с церковью, — рассказывает 33-летний протоиерей Петр (в миру — Петр Ляшик). — Мне с раннего детства нравилось находиться в храме. Ходил туда с бабушкой, с пяти лет был возле священника, пономарем. Мечтал поступить в семинарию, но туда обычно зачисляют отслуживших в армии, 25-30-летних, зачастую людей семейных. Мне же тогда едва исполнилось шестнадцать. Поэтому ректор Одесской духовной семинарии отец Александр Кравченко велел вначале пройти воинскую службу. Но, просмотрев мои документы, где были рекомендации от двенадцати священников и четырех владык(!), ректор в порядке исключения зачислил меня на первый курс. Позже служению Богу посвятили себя и два моих младших брата: один стал священником в Белгороде-Днестровском Одесской области, другой — в родном Ровно.
Там же, в семинарии, Петр познакомился со своей будущей женой Мариной, слушательницей регентского отделения. Династия духовенства ее семьи тянется с XIX столетия.
После успешного окончания семинарии Петр и Марина попали служить в один из красивейших храмов Одессы — Святоильинский собор, что в самом центре Одессы. Молодой деятельный священнослужитель постоянно проявлял инициативу и всякий раз натыкался на преграды. Хотел детский хор создать — нельзя, воскресную школу — проблема На все требовалось специальное разрешение, которое получить в те времена было весьма сложно.
Не выдержал Петр и в 1993 году попросил владыку, чтобы его с семьей (в то время у молодых супругов появился уже первенец Серафим) направили в одну из церквей в сельской местности. Так из престижнейшего одесского храма он попал в Березовку — один из худших, по тем временам, приходов в регионе.
- Здешний храм был в полном запустении, лишь глиной помазан, кругом — глушь, грязь непролазная, — сознается собеседник. — В церковь лишь изредка кто-то захаживал. О такой роскоши, как электричество, вода, газ можно было только мечтать Первые два года все доводилось делать самому: «Сам читаю, сам пою, сам кадило подаю». Ночами Марина плакала, а я думал: «Что ж наделал-то: жену из Одессы вырвал, словно декабристку, и заставляю ее в глуши жить!» Она-то семинарию окончила в числе лучших, с шести лет пела в профессиональном хоре, привыкла к красивым службам, сама управляла хором
Видя, как любимая супруга страдает, Петр решил сделать ей сюрприз. Пошел в местную музыкальную школу и договорился с преподавателями о создании церковного хора. Правда, посмотрев ноты, предложенные Мариной, новоиспеченные певчие заявили, что никогда в жизни не исполнят таких сложных вещей.
Нынче в березовском храме — два хора, в репертуаре которых почти все известные духовные произведения: Веделя, Бортнянского, Турчанинова, Чеснокова. Ученики Марины стали лауреатами конкурса «Таланты твои, Украина!»
- Быт наш также потихоньку налаживался, храм отремонтировали, а главное, ощутили уважение, отдачу духовную от прихожан, — улыбается отец Петр. — Это, поверьте, дорогого стоит!
Кстати, прихожане Свято-Николаевского храма поведали мне удивительную историю. Когда ремонтировали церковь, разразился сильнейший ливень. Все были в отчаянии: свежую краску смоет и вся работа насмарку! Однако на здание не упало ни капли: вокруг льет как из ведра, а церковь — на «сухом островке»
«Лучше тренировки буду проводить я, чем заезжий миссионер криминального толка»
Старожилы рассказали, что во времена «воинствующего атеизма» в березовской церкви власти организовали секцию дзюдо. И вот какой удивительный поворот судьбы: храм сумел возродить именно священник-дзюдоист.
- О создании спортивного клуба я думал давно, но подтолкнул к этому случай, — продолжает отец Петр. — Несколько лет назад в Березовке появилась некая полукриминальная организация. Пришельцы принялись открывать детские кружки, в которых обучали американским танцам, игре на гитаре, восточным единоборствам. Молодежь буквально ринулась туда. Однако вскоре выяснилось, что «благодетели» не в ладах с законом. Более того, унижают ребятишек, требуя рабского подчинения. К счастью, сообща с общественностью и руководством города деятельность этой «фирмы» удалось прекратить. Гости, слава Богу, здесь не прижились. Но их появление стало тревожным звонком. Ведь в любой момент кто-то другой мог воспользоваться доверчивостью праздно слоняющейся детворы. Тогда я решил: раз ребята так тянутся к спорту, лучше тренировки буду проводить я, чем заезжий миссионер криминального толка.
- Идея отца Петра мне сразу же пришлась по душе, — рассказывает мэр Березовки Юрий Желиховский. — Благословение на свою тренерскую деятельность, а затем и на создание клуба «Муромец» священник получил от митрополита Одесского и Измаильского Агафангела. Поддержали его и коммерческие структуры, которые оказали финансовую помощь: купили новые татами, тренажеры. Для детей в клубе все бесплатно. Единственная проблема — борцовский зал не очень просторный (всего 6 на 12 метров). Кто же мог предположить, что желающих овладеть искусством рукопашного боя будет так много!
Двери клуба открыты практически для всех, начиная с шестилетних ребят до сотрудников местной больницы, районной администрации, мэрии Группы по 45 человек — младшая, средняя и старшая — тренируются посменно. Абсолютное большинство, конечно же, школьники, и половина из них — девочки.
- Все дети буквально по пятам ходят за своим наставником, — говорит отец одного из учеников школы -
13-летнего Антона. — Помню, создав борцовскую школу, отец Петр пробовал перепоручить проведение занятий профессиональному тренеру. И через месяц-другой в школе из 80 детей осталось всего 12 Когда же священник вернулся, желающих заниматься стало больше прежнего. Выходит, ребятам нужен не просто тренер, а человек, с которым можно поделиться сокровенным.
- Наверное, все дело в том, что я заряжаюсь от детей хорошей энергетикой, — шутит тренер. — У нас большие планы: хотим душевые сделать, несколько тренажеров купить, раздевалку облагородить, часть ребят нужно еще кимоно обеспечить
Трое старших детей священника — 13-летний Серафим, 11-летний Владимир и 7-летняя Варя тоже ходят на тренировки, 5-летняя Катюша и родившаяся в нынешнем октябре Анечка для этого еще малы.
«Мягкость одолеет силу и зло»
- Жену помню в двух ипостасях: либо беременной, либо кормящей, — улыбается святой отец. — Знать, судьба такая уготована. Раньше смотрел на семьи, в которых по двое детей, и думал, что это роскошь.
- А сейчас?
- Норма!
- В семьях наших родственников тоже по многу детей, — вступает в разговор матушка Марина. — По семь-девять душ, и все здоровы, воспитаны. Да и о своих детишках, слава Богу, ничего дурного сказать не могу.
- Как относитесь к увлечению супруга?
- Сейчас уже нормально. Поняла, что это нужно людям.
- Я долго сомневался, прежде чем решился стать тренером, — рассказывает отец Петр. — Ведь раньше монахи расшифровывали слово «спорт» так: с(атана) п(олностью) о(владел) р(азумом) и т(елом). Но я все обдумал и пошел на этот шаг. В свое время я профессионально занимался борьбой, выступал на соревнованиях. Вспоминаю свои спортивные ошибки и предупреждаю их в ходе занятий.
- А как же постулат о христианском смирении: если тебя ударят по одной щеке, нужно подставить другую?
- Если тебя обижают, должен терпеть (подставить щеку). Силу можно применить, когда видишь, что обижают других. У того, кто стремится к результатам неправедным путем — употребляет различные допинги, предает друзей, близких — вырабатывается тщеславие. Такой спорт развивает только самые худшие качества, и я думаю, что он несовместим с православием. Цель нашего клуба иная: с помощью дзюдо можно воспитать в себе высокие качества духа и воли, закалить характер. Да и сами поединки дзюдоистов проводятся с соблюдением древнего этикета. Духовная сущность дзюдо — в мудрой пословице: «Мягкость одолеет силу и зло».
Кстати, как рассказал отец Петр, культивировавшаяся в СССР борьба самбо была завезена из Японии белогвардейским офицером с благословения митрополита японского Николая Касаткина.
- Всем своим воспитанникам я говорю: «Помните, что вы — одна семья, которая называется клуб «Муромец». Поэтому конфликты мы должны решать сообща», — утверждает собеседник.
Об одной конфликтной ситуации, свидетельницей которой стала матушка Марина, мне рассказали сами ребятишки. Однажды на тренировку старшей группы пришли трое учащихся ПТУ, чтобы свести счеты с одним из мальчишек. Дзюдоисты заволновались: «Уходите отсюда, потому что это добром не кончится. Вас трое, а нас — целая семья. Лучше никого не трогайте». Так ребята доказали свою дружбу.
- Приходилось ли вам наставлять кого-либо на путь истинный не только словом Божьим, но и посредством физической силы? — интересуюсь у отца Петра.
- Было дело. Как-то один человек проник ночью за церковную ограду (тогда еще здесь даже телефона не было) и, держа за волосы ребенка, приставив нож к его горлу, постучал в наше окно. «Выйди, — говорит этот неуравновешенный мужчина. — Хочу исповедаться». Что делать? Ребенка-то жалко! Спрашиваю из окна у дитяти: «Это твой отец?» — «Нет, — отвечает мальчонка, — я шел домой, он меня поймал и не отпускает » Облачился в рясу, крест на шею надел, Евангелие взял Говорю Марине: «Я сейчас выйду. Ты за мной двери закрой и, чтобы ни случилось, не открывай». Слава Богу, все обошлось
- Исповедали ночного гостя?
- По полной программе! С тех пор он в храм ходит
1347Читайте нас у Facebook