ПОИСК
Події

Шесть лет корейцы и вьетнамцы лакомились в элитных ресторанах сеула и ханоя изысканными восточными блюдами, не подозревая, что готовил их молодой… Львовский повар-самоучка

0:00 3 березня 2006
Еще в 13 лет Игорь Мандзий сбежал из дому и годами странствовал по миру

О таких, как 24-летний Игорь, в Америке с уважением говорят: «Этот человек сделал себя сам!» Без специального образования и многолетнего опыта настырный львовянин не только овладел тонкостями восточной кухни, но вскоре смог на равных конкурировать с мастерами поварского дела Кореи и Вьетнама.

«Я уже в первом классе имел свой маленький бизнес»

Зная, что Игорь с 18 лет живет и зарабатывает себе на жизнь в странах Азии, больше всего удивляло, как родители отважились отпустить своего сына — без профессии и знания языка — в «большой мир», притом так далеко. Но, как выяснилось, его биография имеет куда более лихо закрученный сюжет — еще в 13 лет парень тайком от родителей убежал в Варшаву.

- Перепуганные родители, небось, подняли на ноги всю милицию и искали с ремнем в руках?

- Тогда все обошлось, мама с папой хорошо знали мой неуемный характер, — смеется Игорь Мандзий.  — Я уже с первого класса имел свой маленький бизнес. Родители были военнослужащими, и мы тогда жили в Польше. Помню, как везде искал и собирал в свой рюкзак медь, латунь, алюминий, потом разжигал в поле костер и переплавлял цветной металл. В пункте приема за 5-10 килограммов получал до 10 долларов. Для первоклашки в то время это были очень большие деньги! Вскоре мои родители переехали жить в Дрогобыч Львовской области. Но я и там занимался делом — в 11 лет помогал в отцовском магазине. После уроков бежал покупать оптом аудио- и видеокассеты, привозил их в магазин, вел книгу учета, бухгалтерию… Самое интересное, что директор школы знал о моем бизнесе и не осуждал.

РЕКЛАМА

- Наверное, с математикой были на «ты»?

- К сожалению, наоборот — по этому предмету имел «тройку». А вот деньги считал безошибочно! Таков уж у меня характер: я больше стремился работать, чем учиться. Но семейная торговля не пошла, и я в 13 лет с детским заграничным паспортом подался в Варшаву. Тайком нашел отцовские 150 долларов, был такой грех, адрес маминой знакомой — украинки, которая вышла замуж за поляка и переехала жить в Варшаву, поделился секретом с соседкой и поехал. Правда, уже перед границей от переживаний и тоски горло сдавили слезы, но за дорогу было заплачено и обратного пути не было.

РЕКЛАМА

Приехал в Варшаву — чужая страна, чужой язык. Прошу таксиста отвезти меня по адресу маминой знакомой, а он затребовал 100 злотых. Я догадался, что водитель решил на мальчике-иностранце заработать. Кое-как объяснился с прохожими и те помогли мне добраться на нужную улицу трамваем. А на двери дома маминой подруги — замок с кодом. Пришлось в разгар зимы в кроссовках и джинсовой курточке несколько часов ждать на улице, пока из подъезда кто-нибудь выйдет.

Соседка маминой знакомой сообщила мне, что та куда-то уехала по делам на несколько недель, и любезно предложила это время пожить у нее. Когда же, наконец, приехала мамина приятельница, она отнеслась ко мне прохладно, чем неприятно поразила свою соседку — польку. В общем, правдами-неправдами устроили меня, несовершеннолетнего иностранца, в кондитерскую. За тяжелый труд платили очень мало и через месяц пришлось уволиться.

РЕКЛАМА

- Родителям хоть позвонили?

- Конечно! Еще и передал им 200 долларов заработанных мной денег… Всего же я за четыре года, которые проработал в Варшаве, поменял около 25 баров и с десяток ресторанов самых разных направлений.

- Неужели везде так плохо платили?

- Дело не только в деньгах. Я искал место, где бы меня лучше всего могли научить готовить вьетнамские блюда. В Варшаве таких баров и ресторанчиков огромное множество и они очень популярны у поляков. При этом в одних готовили невкусно, а в других — пальчики оближешь. И только спустя четыре года, когда я разобрался в восточной кулинарии, вернулся домой. А потом уехал в Южную Корею.

«Я на работе в буквальном смысле «собаку съел»

- А чем вас так привлекла восточная кухня?

- Эта кухня предназначена для настоящих гурманов. Она отличается изысканностью вкуса, оригинальностью и неожиданностью блюд. В Польше я «набивал руку» на вьетнамской кухне, которая очень похожа на корейскую. А мои двоюродные братья как раз работали на фабрике в Южной Корее и прислали мне вызов. Вот я и приехал к ним в Сеул. Жили мы в небольших вагончиках, хотя и можно было снять квартиру за 200 долларов в месяц  — там жилье недорогое. А работать устроился поваром в бар.

- Без знания языка?!

- Зато корейцы немного знают русский. Вскоре я и сам более-менее прилично выучил «кухонный» язык. Работал по 13 часов в день, практически не отдыхая — в баре всегда были посетители. Сами корейцы работают очень быстро и меня все время подгоняли. Для них существует только два понятия: дом и работа. Выходных нет, отпусков тоже. Платили мне 800 долларов в месяц, плюс бесплатная еда и жилье. Хоть поварам-корейцам хозяин платил раз в пять больше, но я был доволен, ведь мог учиться!

- Говорят, у корейцев большой деликатес — собачье мясо. Приходилось готовить?

- Приходилось, и много раз. Но у меня к этому сердце не лежало. Сразу отмечу: корейцы употребляют только мясо собак породы чау-чау. И больше никакой другой! Животных специально выращивают на фабриках и забивают в трех-, четырехмесячном возрасте. Туши разделывают, мясные полуфабрикаты фасуют в пакеты, отправляя их в бары и рестораны. Кстати, это мясо действительно мягкое, сочное и вкусное. Из него готовят гамбургеры, просто жарят, добавляя рис и разнообразные приправы. В мясе чау-чау содержится много специфических жиров, которые позволяют человеческому организму поддерживать иммунитет. Собачьи хвосты корейцы перемалывают с приправами и делают паштет. Я его тоже ел — до тех пор, пока не узнал, из чего он сделан. Так что можно сказать: я на работе в буквальном смысле «собаку съел».

А вообще вкуснейшие блюда восточной кухни просто поражают разнообразием: лягушачьи лапки, филе минтая в тесте «сезам», сайгонки (из рисовой бумаги, грибов, капусты, соевых и рисовых макарон)… А сколько соусов, салатов! Блюда из мясопрудуктов — это отдельный, вкусный и долгий разговор.

- Как вы оказались во Вьетнаме?

- Из Южной Кореи меня депортировали как нелегала, хотя в то время я уже работал в элитных ресторанах и был известен в профессиональных кругах. В Ханой помогла переехать знакомая вьетнамка, которая в Варшаве держала несколько баров с восточной кухней. Сначала в Ханое я был учеником повара, причем платили мало — пять долларов в день. Но мне было очень интересно! Вскоре уже меня назначили учителем к молодому вьетнамцу. Правда, это его страшно возмущало: как может украинец учить вьетнамца готовить его национальные блюда?! Да и посетители ресторана не догадывались, что на кухне для них «колдует» украинец.

- Освоили все тонкости вьетнамской кухни?

- Откровенно говоря, трех-четырех лет маловато, чтобы обучиться этому искусству. Оно слишком сложное, основано в основном на травах и бульонах. Нужно учитывать множество нюансов: уметь правильно разрезать мясо, добавлять приправы. Знать, что вьетнамцы больше любят куропаток, чем говядину… А как там вкусно готовят свиную голяшку и едят ее, макая в соус из чили, креветок, рыбы. Я же больше всего любил… мороженое. Во Вьетнаме порция этого лакомства очень большая — 40 сантиметров в высоту, с начинкой из разнообразных фруктов.

- Если у корейцев деликатес — собачье мясо, то чем лакомятся вьетнамцы?

- Обожают лягушачьи лапки! Этих земноводных там специально выращивают, а мясо экспортируют во многие страны мира, в том числе во Францию. Способов приготовления лапок — множество. Я же готовил их в тесте «сезам», благодаря чему они получались немного сладковатые.

- А приходилось готовить для вьетнамцев украинские блюда?

- Разумеется! Но только для своих коллег по кухне: борщ, вареники… Особенно им понравился наш наваристый украинский борщ.

- Говорят, что если кушать палочками, то еда кажется вкуснее?

- Это правда. Палочки делают из бамбука. Они одноразовые. А научиться ими пользоваться совсем несложно.

- Наверное, за годы, проведенные на Востоке, и ваши собственные вкусы поменялись…

- Да, я очень люблю сайгонки, бульон из морепродуктов (осьминог, мидии, креветки и кальмары). Лягушачьи лапки друзья мне привозят из Варшавы, за что я частенько балую их этим блюдом. Вот только брат не может его есть, зато моей невесте Ольге оно очень понравилось. Говорит, что мясо лягушек гораздо нежнее и вкуснее, чем куриное.

- А когда женитесь, кто будет готовить в семье?

- Наверное, я, — смеется наш собеседник и, немного подумав, осторожно добавляет: — Если, конечно, Оля не будет возражать…

Долгие зарубежные странствия и тяжелая работа порядком утомили искусного повара, и он, наконец, вернулся на родину. А вот надолго ли? Хоть Игорь и планирует в ближайшее время открыть во Львове собственный ресторан с восточной кухней, однако очень уж часто он заговаривает об Америке…

Рецепт от Игоря Мандзия: Сайгонки

Для теста: 0,5 килограмма муки, 25 граммов крахмала, 2 яйца, горстка кокосовой стружки и семян сезама (кунжут), порошок для выпечки, 0,5-1 столовая ложка подсолнечного масла.

Из теста сформировать небольшие шарики, внутрь которых поместить начинку (куриное мясо, морепродукты, рыбный фарш), и обжарить их в большом количестве подсолнечного масла.

 

807

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів