По примеру князей киевской руси президент украины намерен принимать послов и руководителей иностранных государств на территории софийского собора
На реставрацию Митрополичьего дома ассигновано 15 миллионов гривен
В Киеве уже есть два здания, где проводят встречи с руководителями зарубежных стран и церемонии государственного значения. Это Мариинский дворец (его вскоре должны закрыть на реконструкцию, которая может продлиться несколько лет) и Дом с химерами — шедевр, созданный в начале XX века архитектором Городец-ким. Почему для этих целей решили задействовать еще и Национальный заповедник «София Киевская»?
- Из летописей известно, что на территории Софийского собора князья Киевской Руси принимали иностранных послов, здесь подписывались межгосударственные соглашения, — пояснила генеральный директор Национального заповедника «София Киевская» Неля Куковальская. — Идея возродить эту традицию принадлежит Президенту Украины Виктору Ющенко. В конце минувшего года он подписал указ, касающийся нашего заповедника. Один из его пунктов — открытие залов для государственных приемов. Мы разместим их в Митрополичьем доме.
- Пока в нем готовы только помещения первого этажа, а на втором, третьем и в подвале работы продолжаются, — рассказал помощник генерального директора Национального заповедника «София Киевская» Виталий Отченашко, научный руководитель реставрации Митрополичьего дома. — Работы здесь ведутся с начала года. Расходы взял на себя благотворительный фонд «Развитие Украины» компании СКМ. Он уже ассигновал 15 миллионов гривен. Но это только первый этап. Понадобится еще около 10 миллионов гривен на завершение реконструкции здания и от 8 до 20 миллионов на закупку старинной мебели. Обстановка может стоить примерно столько же, сколько вся реставрация. Фирма, занимающаяся антиквариатом, предоставила нам часть необходимой мебели XVIII-XIX веков. Эти великолепные столы, кресла, стулья, шкафы, зеркала в обычные дни будут просто экспонатами, которые сможет увидеть любой желающий, купив входной билет.
Свежевыбеленный фасад Митрополичьего дома радует глаз ухоженным видом. Заходим в бывшую трапезную митрополита. Это один (самый маленький) из четырех залов для встреч высокопоставленных гостей. Стены уже побелены, на полу — новый дубовый паркет. Здесь, вероятно, будут проходить беседы руководителей государств с глазу на глаз в присутствии разве что переводчиков и одного-двух помощников — больше людей просто не поместится. В зале четыре роскошных кресла, диван и маленький столик со столешницей из полированного камня. Особого внимания заслуживают подсвечники в виде мраморных ваз. В них стоят бронзовые букеты, а свечи помещаются в бутонах цветов. Все это старинные вещи. Но есть и не оригинальные — бронзовая люстра с восемью свечами, копия одной из тех, что изготовляли в XVIII веке (тогда был построен дом митрополита). В стенах комнаты несколько глубоких арочных ниш. В старину они служили в качестве шкафов. Стены-то толстые, 1,4-1,8 метра, поэтому в них и размещали «встроенную мебель». К сожалению, не сохранилось сведений о том, как в XVIII веке были обставлены комнаты, поэтому сейчас подбирают мебель, люстры, картины, характерные для той эпохи. Предстоит также восстановить старинные печи. Для их облицовки изготовят такие же изразцы (плитку), какие были найдены учеными в Митрополичьем доме.
«Даже засовы будут такие, какими пользовались в XVIII веке»
- Пройдемте во второй зал, он гораздо больше этого, — приглашает Виталий Отченашко. — Обратите внимание: замки на дверях мы поставили временные. Вскоре появятся засовы — копии тех, что использовались в XVIII веке. Во втором зале, как видите, большой стол, много резных стульев, дубовые шкафы, комод В этом зале тоже восстановим печь. Но топить дровами не будем — в печах поставим современные нагревательные приборы. Такое же оборудование расположено под полом вдоль стен.
Направляемся осматривать другие помещения, доходим до каких-то двух смежных комнатушек.
- Здесь планируем разместить комнату отдыха Президента, — продолжает Виталий Федорович. — Рядом с ней — душ и туалет.
На втором этаже нам продемонстрировали еще два зала, предназначенных для дипломатических приемов. Самый большой из них площадью около 130 квадратных метров. Рядом две буфетные комнаты, где будут разливать напитки и готовить к подаче закуски.
- А теперь пройдемте на балкон, — приглашает Виталий Отченашко. — С него открывается вид на шедевр зодчества — браму Заборовского. Она служила парадным въездом к дому митрополита. Еще в XIX веке ее заложили кирпичом. Мы его уберем и полностью отреставрируем ворота. А когда дойдет дело до замены инженерных коммуникаций, опустим уровень земли на 50 сантиметров — до отметки, на которой дом был в XVIII веке. Теперь обратите внимание на окна первого этажа. Мы восстановили их в том виде, который они имели 250 лет назад: металлические ставни, стальные прутья. В рамах — волнистое стекло со свинцовым витражом в виде пчелиных сот.
- Решетки, железные ставни — это что, от воров?
- А от кого же? Храмы грабили. Вот, например, одна из наиболее правдоподобных версий происхождения названия Притиско-Никольской церкви на киевском Подоле. Там была такая история: якобы какой-то грабитель набил мешок церковной утварью и хотел вылезти через окно. Но уже в оконном проеме получил разрыв сердца. Что же его до смерти напугало? Над окном на ржавом гвозде висела икона в тяжелой раме, вор задел ее мешком, и она его придавила
«Я был потрясен тем, как много великолепных памятников архитектуры есть в Украине»
В рамках презентации Музея архитектуры открылась выставка «Украина. Страна живой архитектуры». Это интереснейший проект по созданию энциклопедии выдающихся памятников архитектуры нашей страны.
- Мы провели первую экспедицию по Украине, профессиональные фотографы снимали старинные церкви, дворцы, крепости в десятках городов и сел страны, — говорит менеджер программ и проектов благотворительного фонда «Развитие Украины» Денис Денисенко. — Знаете, я был потрясен тем, как много великолепнейших памятников архитектуры есть в нашей стране.
- Кстати, представленная на этих фотографиях Треханастасиевская церковь в Глухове Сумской области (она похожа на Владимирский собор в Киеве) построена за деньги знаменитого украинского мецената сахарозаводчика Терещенко, — говорит Неля Куковальская. — Два года назад в этом храме, бывшем родовой усыпальницей семьи Терещенко, произошла удивительная история. Считалось, что в советские годы склепы с прахом усопших членов семьи были уничтожены. Но представители французской ветви рода Терещенко обратились к местным краеведам с просьбой поискать саркофаги. Те взялись за дело и где-то в подвалах, под слоем земли наткнулись на плиту. Под ней оказался склеп, а в нем — цинковый гроб. Стоял он как-то криво, его явно прежде кто-то вскрывал. Внутри находился другой гроб, дубовый, герметично закрытый, а в нем — окошко, сквозь которое видно хорошо сохранившееся лицо Николы Терещенко (я видела его своими глазами). На покойном мундир с эполетами и царскими наградами. Краеведы расспросили старожилов о том, как в советские годы уничтожали родовую усыпальницу, и узнали: работники, которым поручили расправиться с останками «классовых врагов», нашли гроб, но, увидев лицо покойника, испугались, приняли его за привидение и зарыли обратно. А начальству доложили, что задание выполнено
347Читайте нас у Facebook