Кок с большого противолодочного корабля «отважный» сварился заживо, пытаясь через иллюминатор покинуть тонущее судно
Палуба корабля напоминала консервную банку, вскрытую гигантским ножом
В 1974 году девятнадцатилетний Павел служил коком на эскадренном миноносце «Бедовый». 30 августа его корабль заходил на швартовку к Минной стенке в севастопольской Северной бухте — традиционному месту стоянки больших противолодочных кораблей и эсминцев. Вдруг прозвучали сигналы боевой тревоги, и корабль, резко поменяв курс, направился в открытое море.
Павел Шелкоплясов вспоминает: «Мы недоумевали: что произошло — учения, война?» А тем временем «Бедовый» со скоростью 28 узлов в час уходил в открытое море.
- Часа через два на горизонте показался шлейф черного дыма, — рассказывает Павел Владимирович. — Потом мы узнали, что это горел и тонул большой противолодочный корабль «Отважный». К моменту подхода нашего «Бедового» его корма уже была погружена в воду, а часть палубы напоминала крышку консервной банки, вскрытой гигантским ножом. На посадочной площадке для вертолетов лежали обгоревшие трупы нескольких моряков.
Как выяснилось позже, по неизвестным причинам прямо в погребе боезапаса произошел самопроизвольный запуск маршевого двигателя зенитной управляемой ракеты, а затем сработала ее стартовая ступень. Начался пожар, а позже рвануло. Можно представить силу этого взрыва: находившуюся на этой части палубы ракетную установку «корабль-воздух» снесло взрывной волной, и позже она была найдена в полутора километрах от терпящего бедствие корабля.
- Удивительно, что не сдетонировал остальной боезапас, находившийся на корабле, — продолжает П. Шелкопляс. — А это весьма и весьма солидная «начинка»: на вооружении у корабля такого класса находились около 600 артиллерийских снарядов, 16 зенитных ракет, пять торпед и свыше 100 бомб.
Моряки с «Отважного» пытались бороться с огнем, заливая воду и пену в нутро корабля, но это помогало мало. Матросы с «Бедового» пришли им на помощь: выстроившись вдоль одного борта, они принялись лить на корабль воду из брандспойтов. Даже сквозь окутавшую судно водяную завесу чувствовался жар. Наш капитан принял решение продолжать тушение пожара, стоя борт о борт с «Отважным» и высадив на него аварийно-спасательную группу.
Так и сделали, хотя это решение было чрезвычайно рискованным — ведь в любую минуту тонущий корабль мог взорваться, да и сам «Бедовый» на тот момент был «под завязку» укомплектован боезапасом. К тому же имел на борту четыре ракеты с ядерными боеголовками.
Численность экипажа корабля класса «Отважного» обычно превышала двести человек. В том злополучном рейсе на борту корабля их было больше. Вымпел, развевавшийся над «Отважным», свидетельствовал о том, что на его борту находится высшее руководство флота. На учения, в которых должен был принять участие корабль, прибыли два адмирала, группа старших офицеров и курсанты военно-морских училищ.
- Когда «Бедовый» подошел вплотную для высадки аварийно-спасательной группы, с палубы «Отважного» на корабль стали прыгать офицеры с чемоданами, чуть не сбивая с ног готовившихся к высадке матросов, — вспоминает Павел Владимирович.
Дальнейшее сохранилось в его памяти очень четко, и даже сегодня, рассказывая о событиях тридцатилетней давности, он не может сдержать волнения.
- Не могу забыть матроса Мукомолова. Он как будто ничем таким особенным, героическим до этого не выделялся. Обычный парень. А тут, пробежав сквозь огонь и дым по раскаленной палубе, вынес и выбросил за борт несколько кислородных баллонов и тем спас людей — ведь баллоны могли «рвануть» в любой момент. На наших глазах погибал кок с «Отважного». Он пытался протиснуться через иллюминатор и выпрыгнуть в море (возможно, дверь заклинило), но смог вылезти только до половины — застрял. Доктор колол ему обезболивающее, матросы держали на руках, а он кричал от боли — внутри кипела вода. А когда наконец ломом пробили отверстие чуть ниже иллюминатора, оттуда хлынул кипяток.
Не смогли выбраться из кубрика и погибли курсанты Киевского военно-политического училища. Их дверь то ли заклинило, то ли она заплавилась
К тушению пожара подключились еще несколько подошедших к месту ЧП кораблей. Основной огонь удалось сбить, но в трюмах что-то еще продолжало гореть. Сам корабль «сидел» в воде с задранным носом. Ситуация вроде бы стабилизировалась. «Бедовый», взяв на буксир аварийный корабль, стал двигаться в сторону берега.
- Мы вздохнули: самое страшное позади, — говорит бывший кок. — Моряки после авральных работ отдыхали, обедали, обсуждали случившееся. Очень уж все были возбуждены. Прошло около часа, и мы услышали страшный взрыв, потом еще несколько. Это рвались глубинные бомбы в погребе ракетно-бомбовой установки. Ситуация резко изменилась, когда корма полностью ушла под воду, а на задравшемся носу собрались матросы, уже опустившие руки и прекратившие борьбу с охватившим корабль пламенем.
Очевидно, командир «Отважного» приказал покинуть корабль, потому что люди стали прыгать в воду. Ситуация осложнялась и достаточной высотой палубы, и волнением на море. Корабли, находящиеся рядом, спустили на воду спасательные плотики. С палубы «Бедового» было хорошо видно, что многие моряки плавают в воде лицом вниз и не шевелятся. Потом оказалось, что они были в спасжилетах и, прыгая с высоты 10-15 метров в воду, получали удар по затылку пробковым воротником и теряли сознание.
Потом «Отважный» стал вертикально и быстро ушел под воду. Сняв головные уборы, моряки проводили погибший корабль. Уже когда мы прибыли в Севастополь, на построении личного состава все произошедшее было объявлено государственной тайной.
Прошли годы, и информацию наконец-то рассекретили. Была даже написана книга о гибели «Отважного».
В гибели корабля был виноват мичман?
Так что же случилось 30 августа 1974 года? Вот что писали о трагедии в журнале «Калейдоскоп». В то утро «Отважный» вышел в море для обеспечения стрельб. На корабле сыграли учебно-боевую тревогу. Экипаж корабля быстро разбежался по своим местам. В кормовой части в погребе с зенитными ракетами находился на своем посту мичман. Проверяя готовность материальной части, он сделал несколько переключений, после чего услышал в погребе с ракетами какой-то хлопок, потом свист и тут же через стекло увидел сильную вспышку огня в левой части погреба, за ней еще одну! А затем огонь и дым стали быстро заполнять погреб. Это почему-то включились двигатели одной из ракет! При этом струя пламени ударила в переборку погреба, которая стала быстро раскаляться докрасна. В этот момент нужно было немедленно дать воду в погреб и включить систему жидкостного пожаротушения. На это требуются буквально секунды. Но до смерти перепуганный мичман бросил свой пост, ничего никому не доложив, а с криком: «Сейчас будет взрыв!» убежал на другую половину корабля, а ведь промедление было смерти подобно. И ракеты в огне начали рваться. Первый взрыв прогремел секунд через 40, и почти сразу же за ним — второй, более сильный. Крышу ракетного погреба сорвало вместе с находившейся на ней кормовой ракетной установкой. «Отважный» затонул на глубине 128 метров. В конце 1974 года министр обороны маршал Гречко принял решение поднять корабль. Однако обследование показало, что сделать это невозможно, поэтому на него спустили около 80 тонн взрывчатки, и в 10. 00 26 декабря 1977 года лежавший на дне корабль был взорван. Над морем почти на 100 метров поднялся двугорбый водяной фонтан, внутри черный с красными языками пламени. Корпус корабля превратился в груду искореженного металла. Так «Отважный» погиб во второй раз, теперь уже навсегда
На старинном кладбище «Пятый бастион» в Севастополе есть скромный обелиск. На нем надпись: «Морякам «Отважного», погибшим при исполнении воинского долга в августе 1974 г. ». На обелиске 24 фамилии с инициалами, без указания должностей и воинских званий погибших.
Но в земле под обелиском тел нет: 23 моряка покоятся в море, лишь один захоронен у себя на родине
«У пирса — как прежде, и все, как тогда. Смеются и плачут девчонки. И в эти последние летние дни вручали родным похоронки » — эти строки написали моряки «Бедового» в память о гибели большого противолодочного корабля «Отважный».
1766Читайте нас у Facebook