ПОИСК
Події

Красавицу жену алексея стаханова сотрудники нквд похитили для лаврентия берии, а дочь легендарного героя соцтруда была любимой телеведущей леонида брежнева ровно 70 лет назад алексей стаханов поставил свой знаменитый рекорд по добыче у

0:00 26 серпня 2005
Інф. «ФАКТІВ»

При въезде в Донецк в честь Алексея Стаханова на одном из стендов долгое время красовалась сделанная каким-то шутником надпись «Можно пить по пять стаканов — только подноси! Но работать, как Стаханов, — Боже упаси!»

За стремление к рекордам Стаханова коллеги… били

История жизни Алексея Стаханова окутана тайнами и легендами. Существует несколько версий биографии легендарного героя труда. По одной из них — Алексей — выходец из семьи интеллигентов. Его дед Сергей Петрович был якобы напарником самого Можайского в составе экипажа первого российского самолета. А на шахту его направил сам Анатолий Луначарский.

Согласно другой, наиболее правдоподобной версии, Алексей — потомственный крестьянин. Родился в деревне Луговая Орловской губернии. В семье Стахановых было трое детей: две дочери и сын Алексей. В 1914 году отец ушел на фронт. Чтобы прокормить семью, 9-летний Алеша пошел батрачить. В 11 лет он стал подпаском. Летом работал за продукты, а зимой ходил в школу. В 1917 году вернулся из австрийского плена его отец. Но через пять лет 16-летнему парню вновь довелось стать главой семьи: от простудного заболевания умер отец, а через несколько месяцев скончалась и мать.

Позже Алексей Стаханов устроился работать землекопом в Тамбове. Работа буквально горела в его руках. Уже тогда он проявлял склонность к ударному труду и давал в работе рекордные показатели, выполняя за смену несколько норм. И вот итог — косо стали смотреть в сторону Алексея однобригадники, а после и открыто проявляли недовольство, вызванное рвением товарища, который, по их понятиям, не давал нормально жить остальным рабочим. Поговаривают, что один раз землекопы даже поколотили Стаханова, чтобы не портил своим ударничеством общей картины. Коллеги успокоились лишь после того, когда в контору пришел запрос с решением отобрать наиболее грамотных работников и отправить на шахты Донбасса. Лучшей кандидатуры, чем Алексей Стаханов, и придумать было невозможно. И коллектив не преминул возможности избавиться от ретивого работника.

РЕКЛАМА

Летом 1927 года Алексей прибыл на Донбасс, в Кадиевку, на шахту. Впоследствии, уже после установленного Стахановым рекорда, шахта стала именоваться «Имени Сталина», позже получила название «Имени XXII партсъезда», а во времена перестройки ей вернули старое название «Центральная-Ирмино». В то время, когда Стаханов уже был готов к тому, чтобы установить рекорд угледобытчиков, шахта была одним из самых отстающих угольных предприятий. Положение дел на объекте было настолько плачевным, что за ним на какое-то время закрепилось нелестное, грубое название — «помойка». Чтобы поднять престиж предприятия, молодой парторг Константин Петров отважился «пойти на рекорд». Но как это сделать? Надежда была только на отбойный молоток, хотя внедрить его в производство было очень трудно. Дело в том, что сжатый воздух, вылетая из молотка, поднимал плотное облако угольной пыли, а респираторы в то время на шахтах не использовались. Поэтому рабочие прибегали к вредительству — они ломали молотки, отказываясь ими работать. Вот парторг и решил установить рекорд, используя для этого именно отбойный молоток. Самой подходящей кандидатурой для осуществления этой авантюры был, конечно, Стаханов. Впрочем, недюжинная физическая сила молодого рабочего тоже сыграла в этом определенную роль.

- Дочь Алексея Стаханова Виолетта вспоминала, что кулак у ее отца был размером с головку ребенка, — рассказывает директор Стахановского историко-художественного музея Наталия Буткова.  — Он мог на спор подлезть под лошадь и поднять ее. И неудивительно, что на установление рекорда «снарядили» именно его. Плюс ко всему Стаханов хорошо владел отбойным молотком и за смену выдавал до 10 тонн угля.

РЕКЛАМА

Чтобы не сорвать план, если поставить рекорд не удастся, решено было работать в ночную смену, которая считалась ремонтной. В ту ночь за 5 часов 45 минут Алексей отработал весь пласт, полностью вырубив уголь на нем от начала до конца. А это почти 100 метров проходки, высотой полтора метра!

- Работали мы отчаянно, — вспоминал впоследствии сам Алексей Стаханов.  — Уголь рушился водопадом. Я переходил от уступа к уступу. Вслед за мной шли крепильщики. Я согнал полоску угля по всей высоте лавы и вырубил 102 тонны. Когда мы подсчитали, то сами себе не поверили. Затем еще несколько раз пересчитали. Рекорд был установлен.

РЕКЛАМА

Это была невиданная по тем временам производительность труда. Отбойным молотком добывали за смену не более семи тонн угля. Вскоре об этом рекорде рассказала «Правда», опубликовав небольшую заметку, буквально в несколько строк. Они, однако, не остались незамеченными. «Идеологическую направленность» и важность рекорда, поставленного горняком из Кадиевки, поняли «наверху». По горячим следам было созвано совещание ударников движения, уже названного стахановским. На нем присутствовал сам Сталин. На его вопрос, обращенный к Константину Петрову, что же нужно для того, чтобы поддержать движение, парторг ответил кратко, хотя и не до конца в «коммунистическом» духе: «Дайте деньги».

Как и следовало ожидать, Алексей Стаханов не остановился на достигнутом. Через две недели он выдал на-гора уже 176 тонн, а еще через неделю — 227 тонн угля за смену. Такое количество угля добывали тогда за одну смену 23 забойщика. Последний его рекорд был поставлен в 1937 году. Герой труда выдал на-гора 320 тонн черного золота. К тому времени Стаханова знала вся страна. И это, к слову, было в последний раз, когда он спустился в забой как рядовой горняк. Надо сказать, что до настоящего времени его рекорд побит не был.

В сентябре 1935 года легендарному шахтеру выделили в Кадиевке полдома. Для рабочего-горняка тех времен это были просто-таки царские апартаменты. Сразу же после первого установленного им рекорда по решению партийного комитета Алексею установили телефон, выделили два постоянных места в первом ряду кинотеатра, дали семейную путевку на курорт. Местные партийные лидеры даже предоставили Стаханову в личное пользование выездную лошадь с повозкой и наградили его премией в размере месячного оклада.

В Промышленной академии, куда Стаханов был направлен в конце 30-х, он так и не доучился, потому что началась война. Сталин отклонил прошение знаменитого шахтера направить его на фронт. Алексея послали в Караганду начальником одной из шахт, а с 1943 года легендарный горняк стал работать в аппарате Министерства угольной промышленности.

Там, где рекордными темпами рубился уголь, в наше время «рекордно» разливали фальшивую водку

С приходом Хрущева к руководству страной судьба Стаханова складывалась драматически. Став своеобразным символом, герой-ударник был забыт как человек. Фактически он стал, как теперь говорят, отработанным материалом. Да и отсутствие у него образования таки сказалось — Стаханова вскоре перевели в наградной отдел министерства.

В то время СССР часто посещали видные политические деятели. Однажды страну почтил своим визитом лидер французских коммунистов Морис Торез. Беседуя с Хрущевым, он поинтересовался судьбой знаменитого горняка. Советский лидер даже не знал, что Стаханов уже давно живет в Москве. Поэтому ответил: «Да жив-здоров наш герой. И продолжает трудиться на шахте». Пока Торез осматривал достопримечательности Москвы, советский лидер дал подчиненным задание найти Стаханова. Когда ему сказали, что герой труда в Москве, Хрущев дал приказ немедленно перевести его на Донбасс. Торез пожелал с ним встретиться, а Никита Сергеевич не мог допустить, чтобы у товарища по партии, да еще из капстраны, возникла мысль о том, что лидер КПСС не ведает, где живут его герои. Вопрос был особой политической важности.

Семья Стаханова отказалась уезжать из столицы. В угольный край ему пришлось ехать самому. Но на Донбассе его никто не ждал, и Стаханову места на Луганщине не нашлось. Тогда он уехал в город Чистяков Донецкой области на шахту «Красная звезда», где его взяли на должность помощника главного инженера шахтоуправления. Но разрыв с семьей дал свой горький плод. Он все чаще и чаще стал прикладываться к бутылке. Из-за увлечения спиртным легендарного героя труда в народе стали величать Стакановым. Не ладилось и в самой семье. Жена не хотела переезжать в провинцию, а он не мог ехать в Москву. К тому моменту было уже негласное указание Суслова: «Стаханова в Москву не пускать».

По иронии судьбы в 1964 году город Чистяков был переименован в Торез, в честь все того же итальянского коммуниста, сыгравшего в жизни Стаханова роковую роль. Не лучшая участь ждала и саму шахту, где работал Стаханов. В середине 90-х в период пресловутой реструктуризации «Центральная-Ирмино» была первой в Украине закрыта. Соответствующий приказ Минуглепрома был издан 10 марта 1995 года. И это несмотря на то, что в последние годы государство вложило несколько десятков миллионов долларов в ее реконструкцию.

Поначалу из шахты хотели сделать школу милиции, потом — мебельную фабрику, ликероводочный завод, швейную фабрику. Но так эти планы и не осуществились. Порой доходило тут до абсурда. Так, однажды некие коммерсанты прознали, что под небольшой кладовой на территории шахты находилось замаскированное в свое время бомбоубежище. Они арендовали кладовую и создали цех по изготовлению гробов. Но это происходило на поверхности, а под землей в огромных помещениях бомбоубежища производили фальшивую водку и коньяк. Закончилось все тем, что кладовку полностью разобрали. Сегодня на месте «Центральной-Ирмино» — пустырь…

Семейная жизнь Алексея Стаханова всегда была покрыта тайной. Известно, что у него были две жены. Первая жена — цыганка Евдокия — умерла своей смертью еще в 30-х годах. Хотя поговаривали, что ее арестовали и просто убрали от Алексея за то, что она препятствовала делу рекорда и вообще портила всю картину своей необразованностью.

Алексей и Дуся познакомились на шахте, где она работала кухаркой. Их дочь Клава родилась в 1933 году, позднее появились близнецы — Владимир, который умер в раннем детстве, и Виктор. Говорили, что Евдокия была очень своенравной и свободолюбивой женщиной — могла оставить детей и уйти с забредшим в город цыганским табором. Кстати, в Москве еще жива старшая дочь Клавдия, а также жена уже умершего сына Виктора Людмила, их дети, внуки.

Галина Ивановна Бондаренко, вторая жена Алексея Стаханова и, как она утверждала, единственная официальная (с Евдокией он жил гражданским браком), родом из Харькова. Ее отец был сыном экономки и графа, благодаря чему смог получить до революции высшее образование и даже учился за границей.

О семье Стахановых есть одна легенда, связанная с историей знакомства этой пары. Якобы буквально за полгода до их встречи к Галине на улице привязалась цыганка, которая сказала ей, что она будет очень богатой, переедет в столицу, и что у нее «будет свой выезд», и «увидит она самого царя». Тогда юная Галина смеялась, слушая эти слова. Но спустя несколько лет все сбылось, именно так, как предсказала цыганка. Стахановы переехали в Москву. Они жили в шикарной квартире в Доме правительства. Алексей был вхож в кабинеты высоких начальников. В их распоряжение были отданы две служебные машины. На вечерах в Кремле за руку со Стахановым здоровался сам Сталин.

Даже разница в возрасте, которая составляла 17 лет, не стала для Алексея и Галины помехой. Поговаривают: для того, чтобы хоть чуть-чуть сократить возрастной разрыв, Галина приписала себе дополнительно еще два года. Алексей страстно любил свою красавицу жену, но при этом очень сильно и ревновал ее.

А на супругу его действительно посягали, причем весьма могущественные по тем временам люди. Был случай, когда прямо в центре города ее похитили… сотрудники НКВД. Стаханов понял, что тут без руки Берии не обошлось. Он знал, что по приказу главного чекиста ему для утех доставляют красивых женщин. Придя в ярость, Алексей позвонил Сталину и высказал на просторечном русском все, что он думал об инициаторе похищения. Вскоре жену Стаханова отпустили, извинившись: мол, ошибочка вышла.

Дочь Галины Ивановны Алла была одной из самых известных дикторов на центральном телевидении СССР. Но известна она была не как Алла Стаханова, а как Аза Лихитченко — это был ее псевдоним. Поговаривают, что Леонид Брежнев часто упоминал, что Аза его любимая диктор, и оказывал ей знаки внимания.

Нет в живых уже и самой Галины Ивановны. Она скончалась в Москве в 1988 году от инсульта. Сам же легендарный герой труда и, как его еще называли, рабочий-аристократ Алексей Стаханов закончил свою жизнь в одиночестве в городе Торез в больнице, куда попал после перенесенного им инсульта. Он умер в ноябре 1977 года. А через год Кадиевка была переименована в его честь в Стаханов — кстати, это единственный в мире город, названный в честь рабочего человека.

3327

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів