Когда архиепископа краковского кароля войтылу избрали папой римским, глава кгб ссср юрий андропов предупредил членов политбюро, что это грозит большими неприятностями
16 октября 1978 года кардинал Перикле Феличе вышел к толпе, собравшейся на площади Святого Петра, и произнес: «У нас есть Папа!» Это были традиционные слова, которыми церковь веками оповещала католиков всего мира о том, что избран новый понтифик. Эту фразу ждали. Правда, сотни миллионов католиков не ожидали услышать имя, последовавшее за ней: архиепископ Краковский! Впервые почти за 500 лет главой Римско-католической церкви стал не итальянец. Видимо, 58-летний кардинал Кароль Войтыла из Польши и сам не мог поверить в то, что случилось. Обращаясь к верующим, он сказал: «Я боялся принять это назначение. Но я сделал это в духе повиновения перед Господом нашим и преисполненный веры в его мать Деву Марию Не бойтесь! Откройте, нет — распахните двери навстречу Христу! Откройте для его спасительной веры границы государств, политических и экономических систем, огромные пространства цивилизаций и культур. Не бойтесь! Только Христос знает, что есть человек. Только Он!»
В юности Кароля на улице сбил экипаж, а в 22 года — грузовик
В устах 264-го Папы Римского, гражданина государства, которое официально считалось атеистическим, где церковь отчаянно боролась за свое существование за непроницаемым на тот момент железным занавесом, эти слова звучали, как боевой призыв. Кароль Войтыла принял имя Иоанна Павла, подобно своему предшественнику Альбино Лучане, который пробыл на папском престоле всего 33 дня и скоропостижно скончался от сердечного приступа. Многие считали это плохим предзнаменованием, но новый понтифик не испугался. И был прав. Его понтификат длился 26 лет. Это третий по длительности срок за всю историю католической церкви после Святого Петра (32 года) и Пия IX (31 год и семь месяцев). И время это Иоанн Павел II не тратил понапрасну. По словам американского исследователя Майкла Новака, ни одного человека в истории нашей планеты не видело во плоти такое количество людей! Иоанн Павел II совершил более 200 пасторских поездок по всему миру. Он побывал в 125 странах. Если сложить вместе расстояния, которые он преодолел во время этих путешествий, то они будут сопоставимы с полетом на Луну и обратно! В июне 2001 года Иоанн Павел II побывал и в Украине.
Вряд ли офицер польской армии в отставке Кароль Войтыла-старший и его жена-учительница Эмилия могли представить себе, что их второй сын, родившийся 18 мая 1920 года, станет когда-нибудь главой католической церкви. Это была очень набожная семья, на долю которой выпало немало горя. Супруги потеряли дочь, и появление на свет маленького Кароля, которого они с любовью называли Лелеком, сгладило их горе. Но в 1929 году смерть снова посетила дом Войтылы-старшего: умерла его жена. А когда Каролю исполнилось 12 лет, скончался от скарлатины его старший брат 26-летний Эдмунд.
Кароль и сам находился несколько раз на волосок от смерти. В юности его на улице сбил экипаж, а в 1944 году — грузовик. Полученные травмы не прошли незамеченными. Возможно, Войтылу спасло только его крепкое здоровье. Он с детских лет увлекался спортом. Играл в футбол, был прекрасным лыжником, занимался греблей. В молодости Кароль весил 79 килограммов при росте 178 сантиметров. После аварий у него остался вывих плеча. На раздробленном бедре пришлось делать сложную операцию. Войтыла стал немного горбиться, особенно когда сильно уставал физически. Но занятий спортом не бросал.
Больше всего Кароль любил футбол. Отец поддерживал это увлечение в своем единственном оставшемся в живых ребенке. Частенько вдвоем били по мячу во дворе своего домика. Жили они в маленьком городке Вадовице в 56 километрах от Кракова. Население этого местечка состояло из 8 тысяч поляков-католиков и 2 тысяч евреев. Мальчишки играли в футбол, собирая команды по национальному признаку. В еврейской частенько не хватало игроков. Кароль охотно соглашался играть за нее. Он не разделял антисемитских взглядов большинства своих товарищей. Его ближайшим другом детства был еврейский мальчик Ежи Клюгер. Свою дружбу они сумели пронести через все испытания — войну, немецкую оккупацию. После войны Ежи уехал в Израиль. Именно он стал посредником в переговорах между израильским руководством и Иоанном Павлом II, когда Папа Римский решил наладить дипломатические отношения между Ватиканом и еврейским государством. В 1986 году Иоанн Павел II стал первым понтификом, переступившим порог синагоги. А в 2001-м — первым римским первосвященником, нанесшим официальный визит в Израиль. Ему удалось положить конец многовековому отчуждению между католиками и евреями, которых он назвал «нашими старшими братьями».
Священник карабкался со студентами-прихожанами по горам и спускался на байдарках по реке
В 1938 году отец и сын переехали в Краков, где Кароль-младший поступил в университет. Он изучал философию и литературу. Как утверждают люди, знавшие его в те годы, Войтыла был удивительно одаренным молодым человеком. Он писал прекрасные стихи, играл в театре. Однако в его глазах постоянно была глубокая печаль. После вторжения Германии в Польшу Каролю грозила либо тюрьма, либо депортация. Ему удалось избежать и того и другого, бросив университет и поступив на работу в каменоломню. В феврале 1941 года Войтыла-старший скончался в возрасте 61 года. Перед смертью он изъявил свою последнюю волю. Отец хотел, чтобы сын посвятил жизнь служению Богу.
Кароль сдержал клятву, данную отцу. Ему удалось поступить в подпольную семинарию, организованную в Кракове католическими священниками. Это был ежедневный смертельный риск. Нацисты преследовали священнослужителей, которые призывали верующих сражаться против оккупантов. Войтыле пришлось прятаться около года в резиденции архиепископа Краковского. Молодой человек практически не выходил на улицу все это время. Свободно он вздохнул только после окончания войны. Кароль продолжил образование, получил степень доктора теологии и философии и в 1949 году принял сан. Он стал капелланом в университетской церкви в Кракове.
Кароль был не похож на других священников. Он ходил со своими молодыми прихожанами в походы, карабкался с ними по горам, спускался на байдарках по реке. Прост в общении, всегда готов прийти на помощь. И ненавязчиво учил этому других. Для церкви опять настали неспокойные времена. Пришедшие к власти коммунисты пытались вытеснить религию из жизни общества. Войтыла открыто не выступал против властей, и его не трогали. Он избрал другой способ борьбы: противостоял коммунистической идеологии, игнорируя ее, формируя в душах своих прихожан философию христианского гуманизма. «Мы были влюблены в отца Кароля. Он смеялся, шутил, пел. У него ведь был прекрасный голос!» — вспоминает участница тех студенческих походов Галина Лихтарович.
Постепенно авторитет краковского священника рос, набирал силу. Власти спохватились слишком поздно. Когда Войтылу спрашивали, не боится ли он преследований со стороны коммунистического правительства, он отвечал: «Не я их боюсь. Это они меня боятся!»
К середине 70-х годов отец Кароль был широко известен в Европе. Он написал несколько важных теологических трудов, одобренных Ватиканом, и высоко поднялся по церковно-иерархической лестнице. И все же его избрание на папский престол стало полной неожиданностью. Кардиналы голосовали семь раз. И только восьмой круг принес результат, когда была выдвинута кандидатура архиепископа Краковского. Он принял это известие со слезами. Он вообще был очень чувствительной натурой. Но легко растрогать его до слез удавалось только детям. За 455 лет он стал не только первым Папой не итальянцем, но и первым понтификом славянского происхождения, и самым молодым главой католической церкви за последние 132 года.
Когда весть об избрании Кароля Войтылы на папский престол облетела весь мир, тогдашний глава КГБ СССР Юрий Андропов предупредил членов Политбюро ЦК КПСС, что это грозит большими неприятностями. И оказался прав.
Через восемь месяцев после того, как Иоанн Павел II надел папскую тиару, он приехал в родную Польшу. Его визит длился девять дней. Девять дней, которые потрясли мир. Папу Римского встречали многотысячные толпы поляков, которые вдруг перестали бояться возможных гонений за проявление своих религиозных чувств. Этот визит положил начало краху коммунистических режимов в Европе. В Польше был создан независимый профсоюз «Солидарность». Начались массовые забастовки. К власти пришел генерал Войцех Ярузельский, который на три года ввел военное положение в стране. В итоге в июне 1989 года «Солидарность» победила на выборах. И после этого социалистический лагерь развалился как карточный домик. Полной капитуляцией коммунистических режимов стал официальный приезд Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева в Ватикан. Это было 1 декабря 1989 года, через три недели после падения Берлинской стены. Атеистический гуманизм признал свое поражение перед гуманизмом христианским.
И заслуга в этом Иоанна Павла II огромна. Он победил коммунизм без ракет и пушек — силой своей веры и умением убеждать других. Говорил с людьми на их родном языке. Он уже знал восемь языков, а став Папой, выучил испанский. Жестом, словом, улыбкой, взглядом он излучал веру в Бога, веру в человека.
Стрелявший в Папу Римского Али Агджа заявил, что ему помогал Ватикан
Но 13 мая 1981 года его жизнь снова чуть не оборвалась. Ранним вечером погожего весеннего дня на площади Святого Петра турок Али Агджа стрелял в понтифика. Папа был тяжело ранен. Террориста удалось схватить. Он был приговорен к пожизненному заключению в итальянской тюрьме. Иоанн Павел II выжил. И простил человека, стрелявшего в него. Понтифик несколько раз навещал Агджу в тюрьме. «Как могло получиться, что я не убил вас?» — спросил его террорист. «Одна рука целилась, другая отвела», — ответил Папа, уверенный, что от смерти его спасла Дева Мария.
Больше 20 лет не стихают споры о том, кто же стоял за покушением на Иоанна Павла II. Агджа несколько раз менял свои показания. В конце концов он заявил, что был нанят болгарскими спецслужбами. В конце марта этого года итальянские власти решили возобновить расследование обстоятельств покушения на Папу Римского. Болгария пообещала предоставить Риму секретные документы, ранее не известные. Если верить сообщениям, появившимся в западных масс-медиа, в подготовке Агджи принимали участие как болгарские секретные агенты, так и их коллеги из бывшей Восточной Германии. Завербовали турка болгары, а тренировали инструкторы Штази (разведка ГДР). Но операцию по физическому устранению Иоанна Павла II планировал КГБ СССР.
Агджа был помилован в 2000 году в Италии по просьбе понтифика, но отбывает сейчас 10-летнее наказание в турецкой тюрьме за другие совершенные им преступления (Италия, освободив террориста, тут же выдала его Турции). На минувшей неделе турок сделал сенсационное заявление. Он утверждает теперь, что планировать покушение ему помогали представители Ватикана. «Без помощи священников и кардиналов я бы не смог выполнить это», — подчеркнул Агджа. И добавил: «Дьявол сидит внутри Ватикана!» Обвинения террориста Ватикан тут же отверг. Эту миссию взял на себя кардинал Роберто Туччи. Выступая по ватиканскому радио, он заявил: «Мне кажется, что это все бред. В любом случае, Али Агджа всегда чаще обманывал, чем раскрывал истинные факты». Тем не менее итальянские власти полны решимости повторно допросить турецкого террориста после того, как изучат болгарские секретные документы. Речь идет об архиве, который все эти годы хранился в комнате с опечатанными окнами и дверями. Обнаружил его бывший государственный чиновник Методи Андреев, отвечавший за сохранность правительственных документов. Он утверждает, что это около тысячи писем, которыми обменялись Штази и болгарская спецслужба Даржавна сигурность. На их перевод и расшифровку ушло несколько месяцев.
438Читайте нас у Facebook