Самолет, сконструированный в 1910 году 16-летним киевлянином сашей карпекой, обогнал по техническим решениям творения не только украинских, но и французских конструкторов
Саше Карпеке было десять лет, когда он сказал: «Я бы хотел сделать такую машину, чтобы самому летать на ней куда захочу. И я ее сделаю». А в 16 парнишка уже был авиаконструктором, чье имя называли в ряду таких известных людей, как Сикорский, Былинкин, Кудашев На Сашином «летательном аппарате» поднимался легендарный Нестеров. Однако даже признанные авторитеты в области исследований киевской старины, рассказывая о рождении и становлении отечественной авиации, лишь вскользь упоминают об Александре Даниловиче. Так что Любови Стенник, заместителю директора Лукьяновского историко-мемориального заповедника, на территории которого находится могила Карпеки, пришлось по крупицам собирать сведения об этом человеке. Данные о нем были представлены в Госслужбу по охране памятников в надежде, что могила Александра Даниловича будет взята под опеку государства, но прошло больше года, а решения на этот счет нет.
Давая сыну деньги на строительство биплана, отец ставил условие: самому не летать!
Сегодня это здание киевляне знают как ректорат Национального университета им. Тараса Шевченко. А ведь во дворе этого дома строил авиамодели гимназист Саша Карпека. Семья его приехала в Киев в начале 1900-х из Черниговской губернии, где отец, Данила Александрович, имел большой земельный надел. Данила Карпека был почетным попечителем Черниговской мужской гимназии. Видимо, поэтому, переехав в Киев, и оказался в доме, который помнил и главного хирурга Пирогова, бывшего попечителем Киевского учебного округа, и известных профессоров университета имени святого Владимира
- Семья Карпек заняла квартиру, как тогда говорили, во втором этаже, — рассказывает заместитель директора Лукьяновского заповедника Любовь Стенник. — Мальчика отдали в гимназию Владимира Науменко, известного гуманитария-литературоведа и этнографа. Но Сашу увлекали точные науки. И когда Киев взорвался интересом к воздухоплаванию, он тут же оказался в кружке, организованном в Политехническом институте. В 1908-м Саша пришел в кружок, а в 1909-м уже сконструировал летающую модель и победил с ней на городских соревнованиях.
Серебряный кубок, который получил ученик 6-го класса, дома поставили на видное место. Родители гордились сыном, отец поощрял его увлечение и поддерживал финансово. Но одно дело — конструировать модели, и совсем другое — самому подниматься в воздух. Когда дошло до строительства настоящего самолета, Данила Александрович поставил условие: мол, средства дам, но самому летать — ни-ни! Александр принял условие, однако слово сдержал только в отношении первого своего детища. Еще бы! Ведь он становился серьезным авиаконструктором.
В 1913-м Александр Карпека учился в Санкт-Петербурге. В политехническом институте он попал к знаменитому конструктору Усатому, под руководством которого делал расчеты. А в Киеве строил. Если первая машина Александра родилась в ангаре Сикорского, то следующие — уже в собственной мастерской. «Первая Киевская авиационная мастерская конструктора аэропланов А. Д. Карпеки» — это звучало! Располагалась она в большом ангаре на Сырецком поле за нынешним Пушкинским парком и стала местом, где были созданы еще три летательных аппарата.
Уже биплан «К-1» с двигателем «Хааке» мощностью 35 лошадиных сил превзошел аэропланы того времени: Карпека раньше Сикорского и других киевских коллег установил двигатель на передней кромке нижнего крыла, а по оригинальному устройству хвостовой формы он опередил на год француза Фармана. От одного биплана к другому менялась конструкция узлов, уменьшался вес машин. На третьей модели, несмотря на запрет родителей, Карпека сам выполнил несколько полетов на Куреневском аэродроме. На четвертой поднялся в воздух Петр Нестеров. Двухместный биплан длиной 7,5 метра и мощностью 75 лошадиных сил с водным охлаждением весил 315 килограммов и преодолевал расстояния со скоростью более 100 километров в час!
«Долгие десятилетия не было известно, куда делись чертежи Карпеки»
Летом 1914 года умер отец Александра, а вскоре Россия вступила в Первую мировую войну. Карпека из гражданского института уходит учиться в военное училище, после чего в составе Дагестанского полка Дикой дивизии отправляется на фронт. Через месяц — ранение, лечение в Киевском госпитале, отдых дома и в 1915 году он курсант Гатчинской авиационной школы. Наконец исполнилась его заветная мечта! Уже военным летчиком Карпека воюет на Рижском фронте, но вскоре снова ранен, лечится и отправляется в летную школу в Севастополе — для улучшения техники пилотирования.
В начале 1918 года поручик Карпека возвращается в Киев, мечтая закончить высшее образование. Но город переходит из рук в руки. Когда Киев заняли петлюровцы, Карпеку арестовывают. Место заключения — Педагогический музей (ныне киевский Дом учителя). Там Карпека заболел и умер от воспаления легких. Похоронили его на кладбище Покровского монастыря, а в 1935 году прах был перенесен на Лукьяновское гражданское кладбище. Долгие годы на могиле авиаконструктора высился земляной холмик и ржавеющий крест с табличкой, где уже работниками заповедника, которые установили принадлежность могилы, белой краской были обозначены его фамилия и даты жизни.
- Семейный архив Карпек исчез, и долгие десятилетия не было известно, куда делись чертежи Александра, — продолжает Любовь Григорьевна. — Но спасибо историку авиации Карацубе — он собрал документы о жизненном пути нашего талантливого земляка. А недавно были найдены рисунки Карпеки в архиве художника Георгия Нарбута! Да-да, того самого, о пребывании которого в доме 64 по улице Владимирской в 1917 году напоминает мемориальная доска. Оказывается, «пребывал»-то он в семье Карпек! С Александром они были не просто знакомы — дружили. Имение Нарбутов (село Нарбутовка Глуховского уезда Черниговской губернии, а теперь село Червоне Глуховского района Сумской области) располагалось неподалеку от Ловры, где прошло детство Александра.
В честь Нарбута в 1992 году на здании деканата была установлена мемориальная доска. И вполне заслуженно: талантливый график, он сделал неповторимые иллюстрации к «Энеиде», создал художественные образцы для государственных бумаг Украины. Но как вышло, что едва не канула в Лету фигура одного из первых украинских авиаконструкторов? Перелистав несколько книг о киевских зданиях, перешагнувших в наше время из XIX века, я не нашла упоминаний о том, что на Владимирской, 64 квартировали Карпеки. Хотя есть снимок, сделанный во дворе этого дома: Саша сфотографировался с очередной своей моделью аэроплана, победившей в соревнованиях, которая по-домашнему расположилась на вынесенном из квартиры плетеном кресле.
А на могиле Александра Карпеки — скромный металлический крест и табличка, о которых говорила Любовь Григорьевна. Госслужба по охране памятников при Министерстве культуры решает вопрос о том, чтобы взять захоронение на государственный учет. Но вопрос рассматривается больше года и конца этому пока не видно. А нет решения — заповедник не может заняться благоустройством могилы.
779Читайте нас у Facebook