Летчица галина беспалова: «я горжусь, что являюсь той самой «ночной ведьмой»
«Командир поставила одно условие: будем не мотористами, а штурманами и летчицами»
Летчица-штурман 46-го гвардейского полка, 83-летняя Галина Артемьевна Беспалова, подготовилась к нашей беседе основательно: обложилась книгами, фотографиями, альбомами, документами
- Вижу я отменно, как и положено летчику, до сих пор без очков читаю, — улыбается хозяйка. — Но с ногами проблема: ходить не могу
Галина Артемьевна родилась в 1922-м в Перми. Единственная дочь любящих родителей, с детства мечтавшая летать, получила от ворот поворот в тамошнем аэроклубе, куда пришла, будучи девятиклассницей. «Девочек не берем», — сказал ей грозный начальник, смерив презрительным взглядом хрупкую фигурку. Ему, ясное дело, было невдомек, что пройдет немного времени, и изящная выпускница школы станет штурманом-асом, наводящим ужас на фашистских солдат. Но это случится потом, а пока — разочарование, усилившееся запретом Галиного отца поступать в авиационный техникум.
- Летом 1942-го я узнала, что военкомат набирает добровольцев в техническую авиационную школу, которая находилась на Кавказе, и, конечно, сразу кинулась проходить медкомиссию, — рассказывает Галина Артемьевна. — Всего было 400 курсантов, я — в числе 32 отличников. Получила диплом по специальности «моторист». В декабре всех распределили по воинским частям, а отличников в качестве награды отправили на фронт. Мне повезло: вместе с Таней Костиной, Лидой Лашмановой и Леной Саликовой попала к Евдокии Давыдовне Бершанской, в 46-й гвардейский Таманский женский авиационный полк. Командир поставила одно условие: будем не мотористами, а штурманами и летчицами. Я была счастлива: мечта должна вот-вот воплотиться.
Первый свой боевой вылет Галина Беспалова совершила 26 мая 1943 года.
- Летчицы и штурманы ночью бомбили врага, а днем отдыхали, — рассказывает Галина Артемьевна. — Три первые ночи я летала с известной писательницей, а тогда летчицей Мариной Чечневой, и была натянута как струна. Ждала, что вот-вот попадем в перекрестье немецких прожекторов
Позже в своей книге «Ласточки над фронтом» М. Чечнева напишет о Галине Беспаловой: «Ничто не могло заставить Галю потерять самообладание. Спокойно, уверенно она подавала команды в самые трудные и напряженные моменты полета над целью, под сокрушительным огнем вражеских зениток».
«Ласточками» ласково прозвали штурманов и летчиц женского полка наши бойцы. Французы из «Нормандии-Неман» мечтали встретиться с легендарными летчицами, которых они величали «ночными колдуньями». Гитлеровцы же, на которых девчонки наводили ужас, именовали их «ночными ведьмами», устроив на женский полк настоящую охоту. За каждый сбитый девичий экипаж полагалось солидное вознаграждение. Но хрупкие создания продолжали летать на своих тихоходных «кукурузниках», бесшумно проникали в тыл врага и сбрасывали бомбы на неприятеля.
«За ночь совершали по пять-десять боевых вылетов»
46-й гвардейский полк состоял из четырех эскадрилий, в каждой из которых по 10 самолетов. В общей сложности 300 женщин, 80 из них — летчицы и штурманы. Их имена навсегда вошли в мировую историю прославленных женских экипажей, вылетавших на боевые задания с 400 килограммами мелкоосколочных и зажигательных бомб Вылетали до пяти раз за ночь, а случалось — до десяти и более. Как-то насчитали аж пятнадцать! Лишь много позже узнали: то был «особый случай» — день рождения Сталина, своеобразный салют вождю. А самое большое количество вылетов — 1008 — на счету Ирины Себровой.
- Стоило нам угодить в перекрестье прожекторов — тут же появлялся «Мессершмитт-190» и сбивал, по сути дела, беззащитную машину, — вспоминает Галина Беспалова. — В одну из ночей полк недосчитался четырех самолетов. Сразу же сделали соответствующие выводы. Теперь при атаках вражеских истребителей мы прижимались к земле, шли на бреющем полете. Асы Люфтваффе отставали, боясь врезаться в землю, и наши потери заметно сократились.
Летом 1943-го в небо поднялись все экипажи
2-й эскадрильи женского полка для выполнения важного задания. Штурман Галя Беспалова летела с командиром эскадрильи Ольгой Самфировой Один из множества прожекторов, прорезавших ночное небо, поймал маленький самолет, но Галина подала команду летчице сбавить скорость. Отклонись машина хоть на градус, и бомба упадет мимо цели! После точного попадания прожектор погас, но немецкий ас, вынырнувший из темноты, нанес удар по «кукурузнику»
- Мне показалось, что наш ПО-2 замер, а немец уже стал готовиться ко второму заходу, — вспоминает Галина Артемьевна. — Счет шел на секунды В ярких лучах четко увидела свастику. «Олечка, уходи!» — вскрикнула, обращаясь к напарнице. Она, умница, тут же ввела самолет в прямое пике, не маневрируя ни вправо, ни влево! Машина с пробитой несущей частью крыла с высоты 1300 метров камнем полетела вниз. Когда мы были метров за 800 от земли, прожекторы выключились — немецкий истребитель оставил нас в покое, решив, что мы разбились. В ту ночь в воздухе сгорели четыре экипажа А Оля погибла на Втором Белорусском. Их самолет обстреляли у линии фронта. Машина загорелась, но даже опытная Самфирова не смогла сбить пламя. Девушки прыгнули на нейтральную линию, которая была сплошь в минах: штурман Гальцева попала на противотанковые и спаслась благодаря тому, что мало весила, а Самфирова — на противопехотные Прикоснулась к земле — и сразу взрыв
Со временем прожекторы, вражеские зенитки и истребители стали делом привычным, но часто и метеоусловия преподносили неприятные сюрпризы. Помнится, зимой 1945-го в Восточной Пруссии полетели мы с напарницей на разведку погоды. Наткнулись на абсолютно черную стену — плотную облачность! Возвращаемся обратно, смотрим, а весь наш полк взлетает. Оказалось, что прилетел какой-то связной и сообщил, мол, погода отличная, чего «спите»? Вот экипажи и выпустили на задание. Отправились и мы. Отбомбились. Идем обратно. Вдруг начался сильный снегопад: за пеленой не видно ни крыльев машины, ни даже собственной руки. Сплошное молоко! Решили садиться. Но где? Подсветили ракетами — внизу овраги. Летели практически до полного расхода горючего, пока не разглядели ровную полоску. Приземлились буквально в метре от высоковольтной линии: еще секунда — и все
Промокшие насквозь девушки под продолжавшим сыпать густым снегом протащили самолет на относительно ровное место — «высотку». Сугробы расчищали руками Взлетели и, что называется, на последней капле топлива добрались до советской воинской части. Мужики удивлялись: откуда взялись? как выжили? Ведь все занесено!
- Там нас заправили, на свою базу мы вернулись во второй половине дня, — продолжает Галина Артемьевна. — Тогда не возвратились семь экипажей и один сильно пострадал: когда закончилось горючее, самолет упал в плавни. У летчицы -
16 переломов обеих ног
«Привет от женского гвардейского!»
- Летали мы и в Новороссийск, в район Малой Земли. Здесь наши десантники удерживали плацдарм, — вспоминает фронтовичка. — Особенно жарко пришлось под Керчью, у поселка Эльтиген. Враг стремился сбросить в Черное море переправившиеся через Керченский пролив наши подразделения. Двадцать шесть ночей с аэродрома под рыбацким поселком Пересыпь мы совершали рейды к Керчи: бомбили фашистов, сбрасывали боеприпасы и снаряжение сражавшимся советским десантникам.
Бывало, с середины пролива убирали в машине газ и планировали на высоте 100-150 метров до крымского берега. Нелегко было сбросить груз точно на маленький пятачок, чтобы посылки не попали врагу. Перегибаясь через борт кабины, летчицы кричали: «Эй, пехота, принимай гостинцы! Привет от 46-го женского гвардейского!» Сбросив груз, разворачивались прямо над головами гитлеровцев, видели вскидывающиеся винтовки, автоматы, слышали треск выстрелов
После войны женский полк отправили на краткосрочный отдых в немецкий санаторий, где старший лейтенант Беспалова познакомилась со своим будущим мужем — летчиком из мужского полка капитаном Анатолием Бабиковым. В Одессу, куда Анатолий Петрович был переведен после расформирования Таврического округа (где служил после войны), супруги перебрались в 1956-м. Галина Беспалова устроилась лаборантом на автозавод, потом работала в санатории им. Дзержинского. Тридцать лет она пела в муниципальном народном женском хоре участниц Отечественной войны «Боевые подруги».
Таманский полуостров, Крым, Севастополь, Второй Белорусский Всего у Галины Беспаловой 639 боевых вылетов! Последний — 5 мая 1945-го — на судоверфь в городе Свинемюнде (Германия). Храбрость и мужество нашей героини отмечены орденами Боевого Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, Богдана Хмельницкого 1-й и 2-й степеней, медалями «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».
«Ласточка» бережно хранит военные фотоснимки, письма, поздравительные открытки однополчан, именной альбом. Внимательно перечитывает пожелтевшие документы, с нежностью поглаживает фотографии — родные лица девчонок
СПРАВКА «ФАКТОВ»
46-й гвардейский Таманский женский авиационный полк был сформирован летчицей, Героем Советского Союза Мариной Расковой в мае 1942 года. Командир полка — Евдокия Бершанская. Это воинское подразделение — уникальное, поскольку состояло целиком из женщин. В годы Великой Отечественной войны было три авиационных полка, в которых летали представительницы слабого пола: истребительный, тяжелых бомбардировщиков и легких бомбардировщиков. Два первые — смешанные, и только последний — исключительно женский: от летчиков и штурманов до электриков и водителей.
Полк «в юбках» воевал на Южном и Втором Белорусском фронтах, участвовал в обороне Владикавказа, в наступательных операциях по прорыву Голубой линии на Таманском полуострове, в освобождении Новороссийска, Крымского полуострова, Севастополя, Польши, сражался в Восточной Пруссии Летчицы совершили 24 тысячи боевых вылетов. За участие в освобождении Феодосии
награжден орденом Красного Знамени, Белоруссии — орденом Суворова 3-й степени.
23 летчицы полка удостоены высокого звания Героя Советского Союза. 15 октября
1945 года полк был расформирован, а личный состав демобилизован.
635Читайте нас у Facebook