ПОИСК
Культура та мистецтво

Заслуженный артист россии виктор проскурин (генка ляпишев из фильма «большая перемена»): «когда я принес домой первую зарплату, родители строго спросили: «витя, ты что, воруешь? »

0:00 28 липня 2005
В новом сериале известный актер сыграет криминального авторитета

На счету Виктора Проскурина только в кино около 70 работ. Не говоря уже о ролях в Ленкоме, Театре имени Ермоловой и Театре на Таганке. После затянувшегося затишья у Виктора вновь масса предложений сняться в кино. Сейчас этот колоритный усач собирается сыграть… криминального авторитета! «Отрицательных героев у меня было не так уж и много», — говорит Виктор Алексеевич.

«Двенадцать стульев», «Военно-полевой роман», «Белорусский вокзал», «Жестокий романс», «Выйти замуж за капитана», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» — вот только малая часть из послужного списка актера. Однако, пожалуй, самой главной картиной в жизни Проскурина стала «Большая перемена», в которой он сыграл лодыря Генку Ляпишева. После ее премьеры он проснулся знаменитым.

Виктор Проскурин практически не дает интервью и не появляется на светских тусовках. «ФАКТАМ» удалось «поймать» известного актера на пляже в Ялте, куда он приехал на кинофестиваль. Когда Виктор Алексеевич отвечает на вопросы, он забавно щурится, поглаживает лысину и рыжие усы. Чувствуется, что они ему нравятся.

«Мама и отец мечтали, чтобы я был стоматологом и вставлял людям золотые зубы»

- Домой сувениры из Крыма повезете?

РЕКЛАМА

- Я уже вышел из этого возраста. Сейчас лучший сувенир — воспоминания. Меня ведь с Крымом многое связывает. Именно здесь, на Южном берегу, когда мне было 15 лет, я снялся в первой в своей жизни картине. Это был фильм Победоносикова «Орлята Чапаева». Я тогда был школьником, и на время съемок меня перевели на учебу в одну из ялтинских школ. Но я туда не ходил. Мне просто поставили хорошие отметки, и из Ялты я вернулся домой отличником. (Смеется. )

- А вообще двоечником были?

РЕКЛАМА

- Я рос самостоятельным ребенком: родители работали, я был предоставлен сам себе. Мне все время говорили, что стыдно быть троечником-середнячком: либо будь двоечником, либо становись нормальным парнем! Двоек и троек у меня никогда не было, но и в отличники я не стремился, был хорошистом. При этом очень дотошным. Помню, учительница по литературе, Валентина Степановна Шеина, мудрая женщина, устраивала на уроках пятиминутки для тех, кто хотел оценку выше. Нужно было выучить стишок и рассказать его. Однажды я очень удивил учительницу.

- Что-то запрещенное, не из школьной программы?

РЕКЛАМА

- Конечно! Из школьной программы ведь неинтересно. Есенина прочел. «Я уж готов, я робкий, глянь на бутылок рать, я собираю пробки — душу свою затыкать!.. » (Смеется. ) Это в пятом-то классе! Она говорит: «Витя, откуда ты взял эти стихи?.. » «Это Есенин», — отвечаю. Она была поражена.

Любовь к поэзии мне привила именно Валентина Степановна. Я посещал литкружок, который она вела после уроков. Тогда и понял, что хочу быть актером. Правда, куда поступать, не знал: то ли в Щукинское, то ли в ГИТИС, или во МХАТ, в Щепкинское?..

- А как же детская романтика — бороздить космические просторы или стать милиционером, например?

- Мои родные мечтали о том, чтобы я стал зубным врачом. У нас был сосед Лева, который работал стоматологом и вставлял золотые зубы. Он считался очень бога-а-атым по тем временам…

Одно время в детстве мне хотелось быть клоуном. Собирался даже идти в цирковое училище. Но, наверное, к счастью, пропустил год: в цирковую школу надо было поступать после четвертого класса, а я не успел. Но с детства обезьянничал, передразнивал кого-то…

- Вы родились в провинции?

- На полустанке в Казахстане, в Акмолинской области. Сейчас этот город называется Актюбинском. Беременная мама решила поехать с отцом в командировку. Он сопровождал железнодорожные вагоны и рефрижераторы. В 1952 году вместо холодильников в них был лед. Родители оформили меня в Актюбинске и привезли в Москву, где прошло все мое детство.

«Во МХАТ меня не приняли, потому что ростом не вышел»

- Почему вас так редко видно в новых фильмах? Или цену себе не сложите?

- Я могу себе позволить не сниматься там, где не нравится. Это по молодости делаешь все, что угодно, лишь бы засветиться. А с возрастом, когда уже переживешь какие-то взлеты, падения, ошибки, предательства, на все смотришь по-другому. А по поводу цены… К сожалению, обычно актер не сам назначает цену.

- Среди ваших ролей много военных. Сами-то в армии служили?

- Нет, к счастью!

- И как это вам удалось «откосить» в те времена?

- Я закончил институт, у нас не было военной кафедры, но давали отсрочку до 27 лет. Горвоенкомат уступил просьбам руководства театра, в котором я тогда работал.

- А где вы учились?

- В Щукинском. Во МХАТ меня не приняли, потому что я ростом не вышел — там больши-и-ие все!.. Из ГИТИСа турнули. Я читал отрывок из Чехова, стихотворение, прозу и басню. Педагог, которая сидела в комиссии, во время моего художественного чтения решила наклониться и завязать шнурок… Но я же ЕЙ читал! Я не растерялся и тоже наклонился — и стал дочитывать отрывок уже под столом. Она поднялась вся красная и как гаркнет на меня: «Во-о-он отсюда!.. » Читал без всяких подковырок, а она посчитала, что издеваюсь над ней.

- В «Большую перемену», которая вас так прославила, вы ведь еще будучи студентом попали?

- Дело случая. Я тогда снимался в одной телевизионной картине, которая называлась «Назначение». Там моей партнершей была школьница Лена Коренева. Фильм о мальчике и девочке, школьниках, в котором она забеременела. В общем, такой социалистический скандальный вариант. Режиссером был Виноградов. Телевизионные проекты только-только начинались, и это был один из самых громких провалов! В главной роли снимался ленинградский актер Толя Азов. Как-то после съемок Лена Коренева пригласила меня в гости. Папа ее, известный режиссер Алексей Коренев, как раз приступал тогда к съемкам «Большой перемены». Мы сидели на кухне, даже выпивали с ним, ели его любимые бутерброды с килечкой… «Сниматься хочешь?» — вдруг спросил он меня. «Ну да!» — обрадовался я. «На тогда, почитай!» — сказал он и сунул мне в руки сценарий. Я прочел. Ганжу, говорю, хочу сыграть! (Смеется. ) Он мне: «Не-е, молодой еще. Давай лучше Генку Ляпишева». Так на кухне все и решили. Не пригласи меня Лена в гости, не было бы этой роли.

- Значит, по блату в картину взяли?

- Да-а! (Смеется. ) Даже без проб утвердили.

Коренев долго не мог определиться с главным героем Нестором Северцевым, выбирая между Михаилом Кононовым и Андреем Мягковым. Кстати, Мягков вместе с Александром Филиппенко и Стасом Садальским пробовался и на роль лоботряса Ганжи. Худсовет утвердил Збруева. На роль влюбленной Ледневой претендовали Светлана Крючкова и Наталия Гвоздикова. Когда первую утвердили, вторую актрису было решено взять на роль Полины — предмет обожания Нестора Петровича. Кстати, Полину вполне могла сыграть Наталия Гундарева, но ее не утвердили из-за пышных форм.

«Я подрабатывал на Курском вокзале, разгружая почту»

- Актерский состав в «Перемене» поистине звездный…

- Да-а, легендарные Ролан Быков и Евгений Леонов… Миша Кононов, Саша Збруев уже были достаточно известными актерами. Крамарова народ обожал. Пожалуй, только я да Света Крючкова тогда только начинали свою кинокарьеру. Мы ведь одного года выпуска. Она Школу-МХАТ как раз заканчивала. Я тоже доучивался.

- Представляю, как на съемочной площадке было весело!

- Снимали почти год, в Москве и Ярославле. Атмосфера была просто замечательная! Я вообще считаю, что попал тогда в породистый курятник. Один Ролан Антонович чего стоит! Он и в то время, да и вообще был человеком очень доброжелательным, общительным. ТОВАРИЩЕСКИМ, я бы сказал! Никогда не делал наставлений. Учил на своем примере. Я всегда говорил: важно не КАК учили, а КТО был учителем. Не каждый подпустит к себе… Он разрешал быть рядом, ходить, присутствовать и смотреть. А это большое дело.

- Дружба после съемок между актерами завязалась?

- Когда в Доме кино отмечали

30-летие со дня выхода картины, собрались все. Атмосфера была невероятная! Мы как будто помолодели на 30 лет. Этого сейчас, когда до фига всяких сериалов, не понять, а тогда выход на экраны четырехсерийного телевизионного фильма был настоящим событием!

- На съемках обошлось без экстрима?

- Никто не утонул, слава Богу, когда снимали сцену спасения утопающего Нестора Северцева. Самый большой экстрим был, когда я порезал ногу. Гуляли, выпивали… Правда, не во время съемок. После съемок собирались, делились ощущениями, радостью. Кто-то новую роль получил, репетировал, а кто-то говорит: «Ни хрена уже пять лет не делаю!.. » Нормальный разговор за круглым столом в шестиместном люксе! (Смеется. ) Некоторые жили в гостинице «Медведь» в Ярославле, а мы всей группой обитали в цирковом общежитии.

- Зарабатывали прилично?

- Все думают, что артисты получают безумные деньги. А еще, если где-то в журнале Ярмольник сфотографируется на фоне своей дачи, скажут: «О-о-о!» На самом деле сейчас наши актеры живут по принципу скандальной Европы, Америки… Бандерас вышел из дому в трусах и шелковом халате, его подкараулили папарацци… Но он действительно миллионер! Сколько платят нашим актерам, стыдно сказать. Вот они и скрывают, петушатся, устраивают показуху, пыль в глаза пускают.

- На что гонорар с «Большой перемены» «спустили», помните?

- Точно не скажу. А вот с самой первой зарплаты купил… английских шоколадок. Правда, свои первые рублики я получил не за роль в фильме. Ушел из школы, учился на вечернем, работал на фетрообувной фабрике. Научиться обрезинивать валенки было плевым делом. Я — молодой, горячий!.. Только показали — и пошло. А плата зависела от количества. В конце месяца получалась серьезная сумма. По тем временам — 1967 год — 450 рублей были огромными деньгами. Когда я принес зарплату домой, родители строго спросили: «Витя, ты воруешь?» Отец, работая экскаваторщиком, получал 140 рублей в месяц.

Я никогда не считал денег. Когда пришел в институт, меня спросили: «Где ты ТАКИЕ деньги зарабатывал?» В комсомольский билет глянули, а там вместо стандартных двух копеек отчисления — рубль пятьдесят. Когда я перешел на стипендию в 28 рублей, сразу почувствовал разницу.

- Пришлось подтянуть ремень?

- Да нет. Стал подрабатывать на Курском вокзале. Ходил вечерами почту разгружать. Приходил в 11-12 вечера, а мужики из бригады мне говорят: «Студент, иди лучше спать!.. » На газетах прилягу, а они все сами растарабанят. Другие раньше были отношения между людьми…

Утром я приходил в институт с большой сумкой, там меня уже ждали. Приносил все — от колбасы до фруктов. Работал же на товарной станции!.. Яблоки, гранаты, овощи… Однажды зимой притащил дыню. Сидели с пацанами в душевой и ели. Интересно было!

В 1988 году, после ухода из Ленкома Виктор Проскурин играл в Театре имени Ермоловой у Фокина. Потом перешел на вольные хлеба. Ушел не только из театров, но и из театра вообще. Распался его семейный и творческий союз с режиссером Светланой Колгановой-Проскуриной, к которой он сохранил самое светлое чувство. Выпал актер и из тусовки.

Мало кто знает, что с экранов Виктор Проскурин исчез потому, что попал в страшную автокатастрофу. Тяжелейшая травма. На лечение ушло несколько лет. Однако он справился с бедой и вернулся к нормальной жизни. Теперь снова много снимается, с ним рядом — любящая жена Ирина.

3525

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів