ПОИСК
Події

Желающим получить профессию водителя троллейбуса нужно было не только иметь среднее образование, но и выдержать испытание на кресле, вращающемся с бешеной скоростью

0:00 16 листопада 2005
Інф. «ФАКТІВ»
70 лет назад на киевских улицах появились первые троллейбусы

Сегодня столицу Украины даже представить невозможно без троллейбусов. Сотни машин выходят на маршруты, которых в городе уже более сорока. И нет такого района, куда не протянулись электрические «дорожки». А ведь старожилы Киева помнят, как по центральным улицам двинулись первые машины, которые радостными криками встретили мальчишки, взобравшиеся на деревья, чтобы посмотреть на диковинку. Было это в ноябре 1935 года.

Старушки крестились при виде нового вида транспорта: рельсов нет, а «оно» катится!

Троллейбус  — слышите, как мягко звучит? А ведь предка его в России неуважительно называли токоприемным возком. И было за что. Колеса — как у обыкновенной повозки. Токоприемник то и дело срывался с проводов, и приходилось возвращать его на место. А если учесть, что на свет электрочудо появилось в 1902 году, когда дороги были далеко не такими гладкими… Неудивительно, что испытавший на себе этот вид транспорта немец написал: «Поездка в троллейбусе, который подпрыгивал и трясся на выбоинах, была сущим мучением».

По словам киевоведа Александра Анисимова, практическое применение технические разработки электромашин нашли только в 30-х годах прошлого века. Сначала троллейбус появился в Москве, затем в Киеве. Говорят, набожные старушки крестились при виде нового вида транспорта. Ведь они привыкли к трамваю, который движется по рельсам, а тут рельсов нет, а «оно» катится!

Первый троллейбус назывался ЛК, то есть Лазарь Каганович — именно он, будучи народным комиссаром путей сообщения, организовал мозговой штурм «троллейбусной проблемы». Отечественные транспортники, съездив в Германию и сняв необходимые чертежи, доработали идею, и деревянный кузов на автобусных шасси выехал на улицы. Водительской кабины в троллейбусе не было, так что, когда в салон набивалось полсотни человек, водителю приходилось несладко. Кроме того, он вынужден был то и дело выскакивать на улицу, чтобы снять штанги: первая линия не имела разъездов, поэтому, встречаясь, машины должны были останавливаться и пропускать друг друга.

РЕКЛАМА

Творческая мысль транспортников не дремала, и вскоре салоны троллейбусов стали вместительнее, появилась кабина для водителя — и Москва подарила Киеву уже более современные машины. Правда, только две. Следующие изготавливались на киевском заводе электротранспорта, расположенном на площади Дзержинского (ныне Лыбедская). Сейчас здание заводоуправления реконструировано под супермаркет, а примыкавшие к нему производственные помещения снесены — на их месте строятся торговые залы. Хоть бы кто догадался табличку повесить: мол, из этих стен вышли первые киевские троллейбусы!

Чтобы во время оккупации спасти хоть несколько машин, киевские патриоты приспособили их под сторожевые будки

Пятого ноября 1935 года «под бурные аплодисменты» один троллейбус с правительственной делегацией двинулся от Интернациональной площади (сейчас Европейская) по Крещатику и Красноармейской до площади имени Дзержинского (сейчас Лыбедская). Другой — от той же Интернациональной к железнодорожному вокзалу через улицы Крещатик, Ленина (сегодня Богдана Хмельницкого), Пирогова, бульвару Шевченко, Коминтерна. По пути движения троллейбусов на деревьях сидели мальчишки, встречая машины радостным «Ур-р-ра!»

РЕКЛАМА

На новом виде транспорта киевляне катались семьями.

Водителей троллейбусов обучали только в Москве, причем претендентов отбирали так строго, будто собирались отправлять их в космос. Испытывали даже на специальном кресле, которое вращалось с бешеной скоростью. Инструкторы были правы, учитывая, что людям придется водить машины в нелегких условиях.

РЕКЛАМА

Сергей Сюськин, долгое время работавший в киевском троллейбусном парке, вспоминал: в депо приходилось являться в 4. 56 утра, садиться в замерзшую (если зимой) машину и в 5. 11 выезжать на линию. В 13. 30 утреннего водителя сменял вечерний и ездил до 22. 15.

Для киевлян троллейбус стал находкой, но едва они к нему привыкли, как грянула война. Линию обесточили — последняя машина замерла посреди Красноармейской. Заняв город, немцы немедленно прибрали хозяйство к рукам. 18 троллейбусов (а всего в парке к тому времени насчитывалось 47) вывезли из Киева, остальные стали разбирать на части. То, что уцелело, киевские патриоты приспособили под «сторожевые будки». Благодаря этому в ноябре 1944 года первую восстановленную машину удалось выпустить на маршрут.

А с 1950 года производство троллейбусов было налажено на заводе электротранспорта имени Феликса Дзержинского. Более того, в Киеве впервые додумались соединить троллейбусы в поезда — этого требовали нужды города. Вслед за Киевом таким решением воспользовались не только другие города в СССР, но и другие страны.

Позже столицу Украины пытались снабжать заграничными троллейбусами — румынскими, чешскими. Многие машины быстро «сдались», не выдерживая нагрузок. И на улицах Киева стали опять появляться отечественные троллейбусы — легкие, надежные. Им нипочем наш сложный рельеф. Выдерживают они и нравы пассажиров…

 

308

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів