ПОИСК
Культура та мистецтво

Николай фоменко: «за карьеру гонщика набил машин миллиона на три»

0:00 30 вересня 2004
Інф. «ФАКТІВ»
Знаменитый шоумен, актер и телеведущий получил недавно звание мастера спорта международного класса

Звезды становятся ближе. Если кто-то по-прежнему думает, что Коля Фоменко -- веселый приколист, балагур, шоумен и телеведущий, тот жестоко ошибается. Вынужден огорчить и решивших, будто Николай Фоменко -- пилот команды YUKOS-Freisinger в крутых гонках FIA GT. Нет, дорогие друзья, с недавних пор Николай Владимирович Фоменко -- главный редактор журнала «Автопилот». Это -- в первую голову, а потом уже все остальное. Почти коллега, можно сказать. Прошу, если не любить, то хотя бы жаловать…

«Обычно по Москве езжу на внедорожнике «БМВ»

-- Пока ждал вас, Николай, успел полистать свежий номер журнала. В одном вы определенно читателя не обманули: как и обещали, «Автопилот» устойчиво пахнет заграницей.

-- Запах этот, увы, выветривается через пару недель после покупки, отечественная действительность берет верх… Ведь автомобиль в нашей стране все еще остается пусть и не роскошью, но большой экзотикой. Мы же сами ничего не производим, у нас по-прежнему нет автопрома…

-- А «Жигули» и «Волги»?

РЕКЛАМА

-- По мне, так это совсем даже не машины… И речь не о том, будто мы не в силах сделать что-либо приличное. Не дают. Но это уже политика, связанные с ней коррупция, лоббирование и многое другое, во что углубляться не станем, дабы не свернуть шею. О журнале могу сказать: поделок российского автопрома в нем не будет никогда. Это смешно. Все равно, что рассказывать сейчас миру о джинсах. Не мы их придумали, не нам их и шить.

-- Уже подписали контракт с издателями?

РЕКЛАМА

-- Есть устная договоренность. Пообещал приложить максимум усилий, чтобы за год сделать журнал продаваемым.

-- Ваши усилия стимулируются должным образом?

РЕКЛАМА

-- Вы про мою зарплату? Пока ее не платят. Друзья попросили помочь в раскрутке журнала -- согласился, честно предупредив, что прежде не являлся пользователем «Автопилота». Не мое чтиво, размер и язык.

-- Но личная корысть в этом проекте у вас есть?

-- Мне интересно. Хочу глубже вникнуть в некоторые медийные вопросы. С прицелом на будущее.

-- В медиа-магнаты замыслили податься?

-- Смешно даже не говорить, а думать! Не тот я человек, чтобы важно сидеть в офисе и рулить процессом. Уже пробовал, ни к чему хорошему это не привело. Нет, собираюсь понять некие глобальные процессы.

-- Полагал, вас тест-драйвами соблазнили, перспективой погонять на шикарных авто.

-- Умоляю вас! Я слишком много времени провожу за рулем, это тяжелая и в физическом, и в психологическом смысле работа, об автомире знаю все и жгучего любопытства неофита к нему не испытываю. Конечно, слежу за новинками рынка, но делаю это достаточно вяло, поскольку в курсе всех потенциальных премьер до 2009 года включительно. Меня трудно удивить. Не забывайте, все-таки пятый год живу в западном спорте на самом высоком уровне, работаю в команде Porsche и покатался на тачках, которые вы даже вообразить не можете, поскольку их выпускают по десять штук в год. Словом, какой-никакой опыт присутствует. Уж определенно больший, чем у человека, на десять минут по приказу редакции усевшегося за руль дорогостоящего автомобиля и вынужденного потом писать статью с детальным разбором всех его достоинств и изъянов. А у самого автора под окнами гниет транспортное средство под названием «Лада»…

-- А у вас что гниет?

-- У меня есть старый Porsche 1985 года, но обычно по Москве езжу на внедорожнике «БМВ». Такое, извините, не гниет… Впрочем, «езжу» -- сильно сказано. В последние годы дома бываю урывками, большую часть времени провожу за границей. Гоночный сезон очень плотный, старты почти еженедельно в самых разных местах.

«Из шести лет жизни моя дочь Настя четыре профессионально занимается фигурным катанием»

-- Но вы все же нашли время, чтобы прокатиться в навороченной иномарке и без сожалений уделать ее в «Автопилоте».

-- Я прошел тест-драйв и написал, как есть. В TVR Tuscan S допущено слишком много ошибок еще на стадии проектирования. Что неудивительно, если вспомнить: машину делает маленькое бюро с неудачной судьбой.

-- Это авто продается в России за сто с гаком тысяч долларов, и наверняка найдутся люди, которые захотят его купить. Вернее, могли хотеть до вашей размазывающей статьи.

-- Уверяю вас: обязательно купят. С еще большим удовольствием. Целевой покупатель Tuscan -- молодящийся человек 50-60 лет с двадцатилетней подругой, роскошной яхтой и виллой на средиземноморском побережье. Он думает не о том, как быстро поедет, а как красиво это сделает. Но русские люди должны знать: машины бывают разными, а цена еще ни о чем не говорит. Понимаете, тест-драйв -- не заказная статья. Меня никто не заставит писать то, что идет в разрез с моими взглядами.

-- Да-да… В колонке главного редактора вы обмолвились: дескать, не замышляем никаких террористических действий против нашего читателя. Слова о терроризме легли в масть…

-- Когда писал, не думал, что выход журнала совпадет с трагедиями, трясущими Россию все последние недели. Впрочем, тревога висит в воздухе, чтобы стать провидцем в такой ситуации, большого ума не надо.

-- Тошно, наверное, от увиденного?

-- «Тошно» -- не то слово, происходящее -- последняя степень унижения. Моей страны, моей нации, меня лично. Есть люди, которые строят бизнес на наших жизнях, мы их знаем, но поделать ничего не можем…

-- Капитуляция?

-- Нет, но какой смысл понапрасну сотрясать воздух? Прекраснодушными разговорами и благими призывами к единению ситуацию не изменить. Нет наверху человека, способного ЭТО остановить.

-- Один товарищ въехал в Кремль с обещанием замочить гадов в сортире.

-- Путину не позавидуешь…

-- А зачем нам ему завидовать? Он получил, что хотел. Под ним целая страна. Распорядись властью с умом!

-- Нельзя требовать от одного, чтобы он сделал работу за всех. Так не бывает. Путин -- не царь, не самодержец. Как управлять системой, не желающей тебе подчиняться? У президента положение аховое, он не может разрушить существующие подводные течения, накатанные политические схемы.

-- Пусть слезает, даст порулить тому, кто сумеет.

-- Да погодите вы! Верю, Путин хочет изменений к лучшему. Способен ли их добиться? Большой вопрос. Скорее, нет.

-- Кажется, именно это вы, Николай, назвали однажды политической педерастией?

-- На волне эмоций можно сказать и не такое: Когда гибнут люди, трудно держать себя в руках. Страшнее другое: мы превращаемся в нацию некрофилов, приучаемся видеть трупы на экране и на улицах, нас сознательно подсаживают на смерть. Остается уповать на то, что смогу сберечь отдельно взятое государство под названием «моя семья» и с помощью супруги выращу нормальных, здоровых детей…

-- Находясь здесь?

-- А где же еще? Из шести лет жизни последние четыре года Настя вполне профессионально занимается фигурным катанием, тренируется в ЦСКА, работает очень много, с одним выходным днем. Оторвать дочку от этого мы уже не можем. Ваня пока маленький, ему два годика, но скоро и его займем каким-нибудь интересным делом… Годы идут, дети растут, а мы с Машей, увы, моложе не становимся. С возрастом труднее решиться на радикальные перемены, эмиграция возможна лишь в случае криминального развития ситуации дома. Или тяжелейшей войны.

-- Прежде вы не исключали и такого сценария.

-- Но я же здесь, никуда не еду и не строю запасной аэродром за бугром. Не готов предложить развернутую программу, хотя ясно, что речь не о создании политических партий или чего-то подобного. В глубине души понимаю: западноевропейский вариант демократии у нас вряд ли пройдет.

-- Пять лет, прожитых на Западе, вас крепко перековали?

-- Нет, абсолютно. Прекрасно вижу: в каждой избушке свои погремушки. Раздражает другое: за рубежом соотечественники стоят друг за друга горой, а у нас и этого нет. Мы не вместе. Тем, кто выиграл для нас золото в Афинах, надо памятник ставить. А мы половину чемпионов по именам не знаем. При этом зло тычем пальцем в Хоркину и Кабаеву, мол, и в рекламе они, и на обложках журналов. Зазнались! Да гордитесь вы, уважайте девчонок, которые здоровье положили, чтобы славу стране принести! Не способны! Серость человеческая, местечковая чопорность мешают. В таких случаях всегда говорю: нелегко крестьянину в городе…

-- Может, Николай, в вас личная обида сидит? Гоняете на Porsche, честь любимой Родины защищаете, а она холодна со своим героем…

-- Если начинаешь обижаться, что не признают дома, ты либо плохо воспитан, либо дурак. Не отношу себя ни к первой, ни ко второй категории, хотя, конечно, по-человечески задевает, что у нас по-прежнему предпочитают праздновать чужих кумиров. Я дважды выигрывал чемпионат России, и всем было начхать. Стал выступать за иностранную команду, и обстановка вокруг переменилась. И звание мастера спорта международного класса дали, и привечать в высоких кабинетах начали…

За рубежом нет такого двойного стандарта. И с Михаэлем Шумахером, вручавшим мне часы Omega как гонщику GT, не чувствовал барьера, стены. Все, включая великих чемпионов, ведут себя абсолютно нормально, открыто, дружелюбно. Конечно, каждому нужно знать свое место. У меня в команде четвертый номер, но команда ведь чемпионская, и я внес вклад в общую победу. Понимаю это. Как и то, что мне не дадут стать первым. Но не потому, что я русский. Там подобное никого не волнует. Надо выходить на трассу и делать, что умеешь. Это главное. Стараюсь, делаю. До конца сезона у меня еще гонки в Германии, Эмиратах, Китае… От чего-то, правда, уже отказываюсь, все-таки определенный статус есть. Не поехал сейчас в Японию на трассу «Судзуки», хотя тамошнее представительство Porsche приглашало. Гонка вне чемпионата, решил побыть с семьей. Да и устал.

«Сыграл Великого Комбинатора, хотя сам не понимаю, зачем»

-- На деньги попали?

-- Конечно. Автоспорт -- основной мой источник дохода. Бизнес, зарабатывание на жизнь. Знаете, почему гонщиков, так сказать, верхнего уровня совсем немного? Люди не находят мотивацию, из-за чего терпеть подобные страдания. Это же весьма болезненное и вредное для здоровья занятие -- гонки. Перегрузки, боковые ускорения, вибрация, приводящая к смещению внутренних органов… За сие и платят большие бабки.

-- Слышал, за карьеру гонщика вы набили машин на шесть миллионов долларов.

-- Делите на два. Миллиона на три, вряд ли больше.

-- Тоже цифра приличная.

-- В этом нет ничего удивительного. Такой вид спорта.

-- А ваш Porsche на какую сумму тянет?

-- Существует единое правило: изготовление гоночных болидов не должно превышать 650 тысяч долларов. Но самое дорогостоящее дело -- технологическая разработка.

-- Какую максимальную скорость выжимали на спидометре?

-- Ха! У нас нет спидометров… Наверное, проходил отдельные участки при 360 километров в час… Не в скорости дело. Сегодня болидом Формулы-1 смогла бы управлять и старушка, способная выдержать многократные перегрузки и не потерять сознание. Для езды не нужны особенные навыки, автоматика исключает ошибку при переключении передач. Я сидел в «формульской» машине 1994 года. Это величайшее сумасшествие! Стандартная коробка, три педали и руль. Все! 850 лошадиных сил, 600 килограммов веса. Управляется черт знает как. Ощущение, болид сейчас взлетит. Справиться с этим монстром могли настоящие герои…

-- У вас в этом году юбилей. Десять лет, как гонками занялись.

-- Точно! Даже не задумывался. Приятно! Меня Влад Листьев подтянул. Ему нужны были узнаваемые лица для команды в гонках на выживание. С этого и пошло…

-- Несколько последних лет вашим генспонсором является ЮКОС. Из-за этого проблем не возникло?

-- Только здесь, в стране. На Западе к делу ЮКОСа относятся как к политической игре.

-- Вы согласны?

-- Мне сложно судить, но верю, что все будет в порядке, здравый смысл восторжествует и человеческие амбиции уйдут на задний план… Нам бы заводиков новых построить да людей научить работать, а мы нефть качаем и недоплаченные налоги выколачиваем… На самом деле, Россия плевать хотела на всех -- на Запад, на Восток, на Север и на Юг. И это беда… Моя рука -- владыка. «Все ли книги прочитаны?» -- хочется спросить.

-- Что порекомендуете?

-- Ничего. И прочитают, не поймут. Чтение вызывает коррозию в голове, а это для русского человека опасно…

-- Вы еще про Остапа Бендера не рассказали.

-- На разговор об этом уж точно время тратить не стоит. Двухсерийную картину снимали по заказу 1-го канала, где я работаю. Сыграл Великого Комбинатора, хотя сам не понимаю, зачем. Все давно сказано и сделано моим любимым Сергеем Юрским.

-- С Аглаей часто встречаетесь?

-- С кем?

-- С внучкой. Вы же, Николай, в феврале дедушкой заделались.

-- Виделись пока лишь раз. Наверное, уже большая девочка… Знаю, что здорова, все у нее в порядке. Катя, дочка, человек самостоятельный, строит жизнь по своему разумению, специально даже фамилию поменяла… А из меня сейчас какой дед? С двумя-то маленькими детьми… Пусть подрастут немного. Лишь бы не было войны…

 


338

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів