ПОИСК
Події

95-летний киевлянин виталий мареев стал старейшим на планете человеком, совершившим самостоятельный полет на самолете

0:00 28 серпня 2004
До рекордного позавчерашнего полета летчик-испытатель 30 лет(!) не садился за штурвал крылатой машины. А свой первый полет Мареев совершил 77 лет назад!

Пока 95-летний летчик-испытатель первого класса Виталий Григорьевич Мареев проходил предполетный медосмотр, авиаторы наперебой просвещали корреспондентов «ФАКТОВ»: «Мареев сразу после школы в 1927-м(!) году пошел в летчики и летал всю жизнь, до 65 лет. Он испытывал крылатые машины, которые выходили с конвейеров авиазаводов. Всего на его счету 5272 испытанных самолета. Но за штурвал он не садился уже 30 лет. А недавно изъявил желание полетать. И уж не знаем как, но разрешение на это получил… » Перед полетом у летчиков проверяют давление и пульс. У Виталия Мареева пульс оказался в пределах нормы и давление для его возраста вполне приемлемое -- 160 на 100.

«Я поставил условие: управлять самолетом буду самостоятельно»

-- Эх, я же просил, чтобы из музея завода «Авиант» принесли те самые пилотские шлем и очки, с которыми я летал 40 лет. А это, похоже, не мои вещички… Ну да ладно, и в этом полетаем, -- надевая шлем в самолете Ан-2, говорил 95-летний Виталий Мареев.

В соседнее с ним кресло (для подстраховки) сел командир летного звена Александр Говорухин. В салоне разместились врач с аптечкой, несколько ветеранов авиации, международный судья Алла Стрельникова (она должна была официально зафиксировать факт полета для подготовки заявки в Книгу рекордов Гиннесса) и корреспонденты «ФАКТОВ».

-- Я, ребятки, поставил условие: управлять самолетом буду самостоятельно, инструктор без особой надобности вмешиваться не должен, -- пояснил нам Виталий Григорьевич.

РЕКЛАМА

-- Вы как-то по-особенному готовились к сегодняшнему полету?

-- Специальной подготовки мне не нужно -- уверен, что прекрасно помню, как управлять самолетом.

РЕКЛАМА

-- Признайтесь, немного нервничаете -- как-никак 30 лет не садились в кресло пилота?

-- Разве что чуть-чуть. Спал ночью отлично. Вечером посмотрел футбол, принял душ, и на боковую. Сейчас бодр и уверен в себе. Не могу похвастать, что здоровье меня не подводит -- с сердцем случаются порой некоторые проблемы. Было время, когда отказали ноги, но благодаря массажу, лекарствам и занятиям спортом я вновь хожу. Я с молодости вел здоровый образ жизни: не курил, занимался физкультурой. В нашей среде есть такая шутка: три танкиста выпили по триста, а вот бравый летчик -- девятьсот… Но я пил всегда в меру, граммов по пятьдесят.

РЕКЛАМА

Как нам позже рассказали родственники ветерана, Виталий Григорьевич обычно ходит с палочкой -- для подстраховки, но в день рекордного полета… оставил ее дома. К тому же он живет с одной почкой -- вторую пришлось удалить.

-- Интересно, что родители Виталия Григорьевича не были догожителями, -- говорит невестка ветерана Елена Мареева. -- Мать его умерла в 58 лет, отец -- в 60. Зато дети у них долгожители: троим здравствующим сестрам уже за девяносто.

Самолет разогнался по полю аэродрома и взмыл в воздух. Корреспонденты «ФАКТОВ» заняли места возле кабины, чтобы лучше было видно, что делают пилоты. Инструктор положил руки на колени, внимательно следя за действиями Мареева, а тот вовсю «рулил»: работал штурвалом, время от времени крутил какие-то ручки, нажимал на кнопки и рычажки. Внешне он был спокоен и сосредоточен, иногда задавал вопросы инструктору -- выяснилось, что этот Ан-2 собран в Польше, и расположение некоторых кнопок и рычажков в кабине не совсем такое, как в «Аннушках» отечественной сборки. А Мареев-то привык к нашим самолетам. Но «не та» расстановка механизмов управления не помешала пилоту управляться с летной программой. Мы сделали большой круг на высоте 350 метров, а на 20-й минуте пошли на посадку. Вскоре почувствовали небольшой толчок, и самолет мягко покатился по полю.

Как только выключили мотор, все бросились расспрашивать Мареева, как ему леталось, но тот лишь коротко бросил: «Пусть инструктор оценивает. Скажу лишь, что чувствую себя нормально. Радостно на душе, что через столько лет вновь удалось самостоятельно полетать». Мареева уже ждали девушки с цветами, высокопоставленные сотрудники Кабинета министров Украины, родственники и друзья.

«Хочу полетать на свой столетний юбилей»

Пока ветеран принимал заслуженные поздравления, мы поговорили с инструктором.

-- Вы видели -- я практически не вмешивался, дедушка отработал хорошо, -- прокомментировал полет ветерана Александр Говорухин. -- Лишь пару раз он попросил меня выполнить некоторые операции. И только при посадке, перед самым касанием с землей, были допущены некоторые неточности. Я хотел подправить, но не успел, поэтому посадка вышла чуть жестковатой.

Однако на вопрос, как ему удалось добиться разрешения на полет, внятного ответа от Виталия Григорьевича мы не услышали.

-- Да все началось с одного застолья, -- услышав наши расспросы, подсказала невестка Мареева Елена. -- Свекор заявил тогда: «Хочу еще хоть раз поднять самолет в небо». А я себе думаю: почему бы и нет? Ведь чувствует он себя вполне нормально. И как профессионал в летном деле, я ведущий инженер по летным испытаниям, была уверена, что Виталий Григорьевич справится. Посоветовалась с мужем -- он бортинженер-испытатель -- и пошла просить за свекра к прославленному летчику-испытателю Герою Украины Александру Галуненко. Тот поддержал, но окончательное разрешение дал вице-президент Федерации авиационного спорта Украины Владимир Грибанов.

-- Спрашиваете, было ли легко дать «добро» на полет 95-летнего ветерана? -- говорит присутствовавший на аэродроме Владимир Грибанов. -- Сомневались, конечно, но подобный прецедент у нас уже был: летчик-испытатель Ольга Васильевна Клепикова летала у нас на планере в возрасте 85 лет. Она знаменита тем, что в 1939 году на планере установила мировой рекорд, пролетев 749 километров.

-- Виталий Григорьевич сегодня стал старейшим человеком, совершившим самостоятельный полет, -- вступает в разговор заслуженный летчик-испытатель и исследователь истории авиации Владимир Ткаченко. -- По крайней мере, в Книге рекордов Гиннесса зарегистрирован как самый старый летчик один американец, которому еще нет и 80-ти лет. Он летает на своем личном самолете. А идея нынешнего полета такова: старейший летчик поднял в небо самолет той модели, которая беспрецедентно долго -- уже более полувека -- находится в эксплуатации. Мареев имеет непосредственное отношение к Ан-2 -- он испытал почти полторы тысячи «Аннушек», сошедших с конвейера Киевского авиазавода. Виталий Григорьевич ныне является старейшим из здравствующих летчиков-испытателей стран СНГ.

-- Я авиатор во втором поколении: мой отец служил во время Первой мировой войны мотористом в авиаполку, а дядя участвовал в строительстве самолета «Илья Муромец», сконструированного знаменитым киевлянином Игорем Сикорским, -- рассказал Виталий Мареев. -- После смерти Ленина меня по спецнабору приняли в «Осоавиахим», а в 18 лет -- в авиашколу в Ленинграде. Затем я окончил школу пилотов в Оренбурге и был направлен в Среднюю Азию на борьбу с басмачами -- занимался воздушной разведкой. Там я стал парашютистом. Один из прыжков был по тем временам уникальным: прыгнул с высоты 6 километров, а парашют раскрыл на 600 метрах. За это достижение меня наградили редчайшей тогда у нас вещью -- электрочайником.

В 1935 году я стал испытателем самолетов. Во время войны служил на нескольких авиазаводах, в том числе под Москвой, куда с сибирских авиапредприятий привозили самолеты в разобранном виде. У нас их собирали, а мы с коллегами ставили их на крыло. За месяц испытывал более сотни машин. Награжден правительственными наградами.

Свое 95-летие я отпраздновал в марте. А сейчас мне пожелали полетать за штурвалом самолета на свой столетний юбилей. Мне эта идея понравилась…

564

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів