В своем завещании григорий шевченко определил: «синовi тарасу iз мого хазяйства нiчого не треба З його буде або щось дуже добре, або велике ледащо»
Каждый день сотрудники Шевченковского национального заповедника поднимаются на Тарасову гору по 243 гранитным ступеням (знаменитая Потемкинская лестница в Одессе насчитывает «всего» 192 ступеньки. -- Авт. ). В туристический сезон многолетнему хранителю Шевченковой могилы Игорю Лиховому приходится по нескольку раз в день проходить этим маршрутом. На мой вопрос об автомобиле, который мог бы облегчить подъем, Игорь Дмитриевич ответил: «Для нас восходжение к Шевченко -- своего рода ритуал, без которого и день не день, и мир не интересен. Подъем на машине не дает таких сильных ощущений».
«Экс-ректор Киевского университета Максимович жил в четырех километрах от Чернечьей горы»
-- Когда последний раз Тарас Шевченко приезжал в Канев?
-- За полтора года до своей смерти, летом 1859 года, -- рассказывает заслуженный работник культуры Украины Игорь Лиховой. -- После ссылки Тарасу Шевченко разрешили жить в Москве и Петербурге, а через год -- посетить Украину. Поэт приплыл в Канев из Переяслава на маленьком паруснике-»дубке» и остановился у своего друга Михаила Максимовича. Усадьба тогда уже экс-ректора Киевского университета находилась на левом берегу Днепра, в четырех километрах от Чернечьей горы.
Но несмотря на предоставленное жилье и гостеприимство старого профессора и его супруги, Тарас Шевченко продолжал мечтать о покупке собственной хатки. И обязательно на высоком правом берегу Днепра, чтобы было «видно Україну i всю Гетьманщину кругом». Хотел посадить сад, жениться и доживать здесь отведенный Богом век: «Я тiльки хаточку в тiм раї благав i досi ще благаю, щоб хоч померти на Днiпрi, хоч на малесенькiй горi».
-- Что же мешало поэту создать семью?
-- Видимо, талантливым людям Бог не дает простых человеческих радостей: жены, детей, своего дома. Такие личности себе не принадлежат.
Когда Тарасу было 12 лет, его умирающий отец определил: «Синовi Тарасу iз мого хазяйства нiчого не треба; вiн не буде аби яким чоловiком: з його буде або щось дуже добре, або велике ледащо; для його моє наслiдство або нiчого не буде значить, або нiчого не поможе»(здесь и далее в цитатах сохранены орфография и пунктуация оригинала. -- Авт. ). Таким образом отец предрек судьбу сына. Оставшееся после смерти Тараса имущество полиция оценила в 150 рублей 15 копеек. У него были золотые часы «Омега», несколько костюмов парижского кроя и еще некоторые вещи, приобретенные к женитьбе на Ликере Полусмаковой. Поэт и умер в казенной петербургской квартире. Даже родился Тарас Шевченко в чужой, а не отцовской хате.
-- Как вы относитесь к легенде о том, якобы Тарас Григорьевич был внебрачным сыном помещика Энгельгардта?
-- Таким образом некоторые пытаются доказать, что гениальный ребенок не мог родиться в семье крепостного крестьянина-чумака. На самом деле достаточно посмотреть на сохранившиеся портреты его старших братьев Иосифа и Микиты -- у троих явно выраженный общий генотип: высокий лоб, немного курносый нос, глубоко посаженные серые глаза.
Расскажу вам комичную историю, случившуюся именно из-за этой схожести братьев. Тут, под горой, была еврейская корчма. Однажды, уже после смерти Шевченко, ночью в окно корчмы постучали. «Кто там?» -- спросил хозяин. Услышав: «Я, Шевченко, впусти!», корчмар Иоська с опаской выглянул и обомлел: «Чур тебя! Ты же умер. Не трогай ни меня, ни детей!» «Да я не Тарас, -- успокоил его Микита Шевченко. -- А брат его. Впусти!»
-- В биографии Кобзаря остались еще какие-то тайны?
-- Например, до сих пор неизвестно точное место рождения Шевченко. Сегодня воссоздана хата на подворье в Моринцах, где он будто бы появился на свет. Но на самом деле документально не подтверждено, в каком именно конце села произошло это событие.
В своей автобиографии, написанной в 1860 году по заказу петербургского журнала «Народное чтение», Тарас Шевченко зафиксировал: «Родился в 1814 году февраля 25 в селе Кириловке, Звенигородского уезда, Киевской губернии». А ведь общеизвестно, что поэт родился в Моринцах. Тарас Григорьевич выполнял заказ своих друзей, желая помочь братьям и сестре собрать средства для выкупа из крепостной зависимости. А поскольку родня жила в Кирилловке, не хотел называть другое село.
Даже на первом памятнике-кресте, установленном на могиле Шевченко в 1884 году, была указана ошибочная дата смерти. Прошло всего 23 года после кончины поэта, его современники еще были живы, и все хорошо помнили, но почему-то вместо 26 февраля (по старому стилю) написали 25-е.
«Музей и памятник на могиле Кобзаря проектировал автор герба УНР Василий Кричевский»
-- Решение о создании музея на Чернечьей горе было принято в роковом 1933 году
-- Проект музея и памятника Тарасу Шевченко в Каневе, -- говорит Игорь Дмитриевич, -- был заказан известному архитектору и художнику Василию Кричевскому, автору большого и малого гербов Украинской народной республики. Однако в то же время его обвинили в буржуазном национализме за дружбу с Михаилом Грушевским. Над архитектором стали сгущаться тучи еще и потому, что доброжелатели определили: основой планировки каневского музея Шевченко является крест. Тут же московские газеты вышли с заголовками: «Провокация на могиле Шевченко». Слава Богу, нашелся достойный коллега, решивший защитить архитектора и написавший, что в основе проекта лежит не крест, а молот -- орудие пролетариата. Что в корне меняло дело.
Но спас Василия Кричевского известный советский живописец Исаак Бродский. В свое время его, еврейского парня, защитил от черносотенцев брат Василия, в будущем знаменитый художник Федор Кричевский. Позже Бродский начал писать портреты Сталина и, сделав карьеру на Лениниане, стал директором Всероссийской академии художеств в Ленинграде, где когда-то учился Шевченко.
Когда машина репрессий добралась до братьев Кричевских, их друзья проинформировали об этом Бродского. Он приехал в Киев как раз вовремя: партком художественного института уже собрал коммунистов ячейки (хотя преподаватели Кричевские не были членами партии) для судилища над «врагами народа». Все присутствующие встали, приветствуя портретиста вождя всех времен и народов. Исаак Бродский подошел к Кричевскому, сидевшему в первом ряду, и громко спросил: «Федя, ты почему не в президиуме?» В тот же миг повестка дня была исчерпана. Художников-патриотов надолго оставили в покое.
-- И все-таки, почему поэт завещал похоронить себя в Каневе, на Чернечьей горе?
-- Эта гора, как собственно и весь комплекс каневских гор, имеет особую ауру, и Тарас Шевченко похоронен здесь не случайно. Как творческая личность он с особым благоговением относился к святым местам.
Мы почему-то редко вспоминаем о том, что Шевченко-художник три года работал в Археографической комиссии при Киевском университете святого Владимира, принимал участие в археологических раскопках. Тарас Шевченко отлично знал, что украинская нация формировалась на правобережье Славутича, точнее -- в междуречье Днепра и Роси. Легендарные братья Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь приплыли в Киев из полян, собственно со стороны нынешнего Канева. Да и Владимир Креститель для того, чтобы занять киевский престол, победил своего брата Ярополка в наших местах. Именно поэтому, живя в нелюбимом холодном Петербурге, поэт завещал похоронить себя там, где, как говорится, закопана пуповина украинского народа.
-- С чем связано такое редкое название горы?
-- В XVII--XVIII столетиях на склонах этой горы находился Успенский монастырь Запорожской Сечи, в котором доживали свой век больные и пожилые казаки. У запорожцев не было ни вице-премьера по гуманитарным вопросам, ни министра социальной политики, но казаки знали, что немощных не оставляют на произвол судьбы. Их социальную защиту обеспечивали еще два монастыря-госпиталя: Межигорский в Киеве и Трахтемировский, располагавшийся в районе Трахтемирова, первой казацкой столицы середины XVI столетия, а сегодня -- вымирающего села Каневского района.
На Чернечьей горе похоронены запорожские атаманы Иван Пидкова, Самийло Кишка и Якив Шах. Иван Пидкова с казаками часто нападал на турков, защищая от них Украину и Молдавию. Возмущенный такой дерзостью султан обратился к польскому королю с просьбой «прибрати до рук свого пiдлеглого» (тогда Украина входила в состав Польши). Летом 1578 года Ивана Пидкову приговорили к отсечению головы. Перед казнью во Львове он завещал, чтобы его обязательно похоронили в Каневе. Хотя сам был родом из Бессарабии. Взойдя на эшафот, атаман увидел на колоде грязную тряпку и удивился: «Невже я не заслуговую, щоб менi килима принесли?» Казаки накрыли колоду персидским ковром, на который мужественный воин склонил голову
«Петербургскую невесту Тараса Ликеру, умершую в богадельне, тоже похоронили в Каневе»
-- В начале нашего разговора вы упомянули о намерении Тараса Шевченко жениться в Петербурге на Ликере Полусмаковой. Кажется, ее тоже похоронили в Каневе?
-- Ликера стала последней любовью Шевченко, -- продолжает Игорь Лиховой. -- Ее имя в переводе с греческого означает «сладкая». Между возлюбленными существовало много общего. Девушка была родом с Украины, носила в Петербурге национальный наряд и разговаривала на своем родном языке. Кроме того, она тоже была выкуплена из крепостной зависимости. Для своей 17-летней пассии Тарас Шевченко снял квартиру в Петербурге, делал ей щедрые подарки, свидетельствовавшие о его серьезных намерениях. Но молодая избранница не воспринимала 46-летнего лысоватого гения как достойного жениха. Шевченко, пользующийся огромным уважением в литературно-художественных кругах российской столицы, все-таки не имел постоянного заработка и своего жилья. Видимо, для Ликеры это было немаловажно.
Заметив однажды, как его невеста заигрывает со слугой, Шевченко прекратил с ней всякие отношения. Для ранимого поэта это стало страшным ударом. Всю жизнь Тарас искал женщину, похожую на его мать, ставшую для него идеалом женской чести и красоты.
-- В результате любовного разочарования поэт начал пить?
-- Не стоит зацикливаться на этой детали быта Тараса Шевченко, как это делают некоторые любители дешевых сенсаций. Гений был таким же смертным человеком, как и все остальные. Несколько лет назад профессор Гарварда Грабович издал автопортрет обнаженного Шевченко, который так долго прятали от людских глаз. Господи, лучше бы подумали, почему художник так себя написал! В плаще и кепке, с палкой в руке и торбой на плече, в сапогах, а под распахнутым одеянием -- голое тело
Между прочим, Шевченко пил в основном теплый ром, потому что очень мерз и болел в Петербурге. Помните его известный автопортрет в кожухе и каракулевой шапке? В то время как его приятели ходили в европейских костюмах, Тарас спасался от сырого балтийского климата, кутаясь в теплую одежду. Он мечтал излечиться от лихорадки и ревматизма на родине, на Украине.
Но никто не видел Шевченко пьяным, утратившим человеческое достоинство. Он пил, чтобы согреться и забыться от проблем. На его долю выпало столько испытаний, что их с лихвой хватило бы на десятерых.
-- Его Ликера Полусмакова все-таки вышла замуж?
-- Да, за городского парикмахера Яковлева, родила ему восьмерых детей. Муж ее бил, сильно выпивал. После его смерти женщина оставила детей и приехала в Канев. Ликеру Полусмакову часто видели на могиле Шевченко. Она рассказывала, что была женой Тараса. В нашем музее хранится книга регистрации посетителей, начатая еще в 1897 году, где женщина оставила запись-исповедь: «13 мая 1905 року приїхала твоя Ликера, твоя люба, мiй друже. Сьогоднi мiй день ангела. Подивись на мене, як я каюсь».
Пережив Тараса на 56 лет, Ликера умерла в каневской богадельне в 1917 году и похоронена на одном из городских кладбищ -- как и Тарас Шевченко, на высокой горе, под родным украинским небом.
921Читайте нас у Facebook