В день, когда умер василий степанченко -- соратник олега антонова, андрея туполева и сергея ильюшина, со старого дуба близ его дачи в конче-заспе рухнула огромная ветка
Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии Украины Василий Степанченко говорил, что его любит Бог. Всякий раз, когда надо было поднять в небо новый самолет, тучи и туман расходились. А машин этих крылатых на веку Василия Алексеевича было ой-ой-ой В годы войны талантливый инженер руководил сборкой боевых самолетов. Первый орден Ленина получил в 1949-м, за стратегический бомбардировщик Ту-4, способный нести ядерную бомбу, -- наш ответ на Хиросиму и Нагасаки. После этого в заоблачную высь стали взлетать первые советские реактивные бомбардировщики Ил-28.
Но самым интересным периодом своей жизни Степанченко считал почти три десятилетия, отданные Киевскому авиационному производственному объединению (нынешний завод «Авиант»), где Василий Алексеевич сменил на посту генерального директора ушедшего на повышение будущего первого секретаря ЦК Компартии Украины Петра Шелеста. Из небольших мастерских, где рабочие клепали кукурузники Ан-2, завод постепенно вырос в настоящий промышленный гигант, давший крылья первому широкофюзеляжному транспортно-десантному самолету Ан-8 (»Летающий кит»), затем пассажирскими Ан-10 и Ан-24, воздушным грузовикам Ан-26, Ан-32 и Ан-72, аэрофоторазведчику Ан-30.
Завод давал жизнь не только самолетам. В тогдашнем Ленинградском районе выросли целый поселок многоэтажек, шикарный Дворец культуры, стадион, детская техническая станция
Серийное предприятие работало в тесном союзе с ОКБ Антонова. Руководители этих коллективов дружили семьями.
Как рассказали «ФАКТАМ» дочь Степанченко Галина Васильевна, кандидат искусствоведения, заместитель председателя Киевской организации Национального союза композиторов Украины, и внучка Ольга Нежиборец -- заместитель директора Международного благотворительного фонда «Детское сердце», Василий Алексеевич и Олег Константинович по характеру и интересам были разными людьми, но удачно дополняли друг друга. Энергичный и порывистый Антонов любил живопись. Спокойный, с виду неторопливый Степанченко -- серьезную музыку.
К сожалению, не зря говорят, что на всякого Моцарта найдется свой Сальери. Когда на заводе полным ходом началось строительство первого крылатого гиганта Ан-124 «Руслан», с подачи бывшего партийного функционера, за которым не пожелали идти ни коммунисты, ни коллектив, в разные инстанции на директора посыпались жалобы и анонимки. Что жирует, дескать, он в шикарном особняке, в подвале которого оборудована сауна с бассейном для купания с девочками, да на катере дорогом катается, распугивая все живое в акватории Козинки близ Кончи-Заспы. Хотя все заводчане, отдыхавшие в люксах базы отдыха самолетостроителей «Сокол», видели, что их директор живет в крошечном деревянном домике, в погребе которого проверяющие обнаружили не сауну, а кучку старой полусгнившей картошки. Катером же оказалась утлая деревянная лодчонка -- перед каждым сезоном рыбалки директор сам конопатил и смолил ее.
Но «мстители» не унимались. И ЦК дал команду «разобраться, оздоровить обстановку». Людей сумели запугать, купить. Словом, опытнейшего, не старого еще и полного сил руководителя вынудили уйти на пенсию и на долгие годы предали забытью. Пока на завод не вернулся новым его руководителем Александр Харлов, работавший при Степанченко секретарем комитета комсомола и считавший себя учеником Василия Алексеевича. Он пригласил ветерана на завод, попросил подготовить второе издание истории предприятия, почаще общаться с молодежью.
Бог, наверное, действительно любил Степанченко. Ибо даровал ему не только силы достойно перенести все испытания, но и легкую смерть -- внезапную, без мучений, в минуту счастья. 7 сентября 1995 года приближался юбилей завода. Степанченко успел закончить рукопись. Ему предоставили слово на торжественном вечере. Василий Алексеевич сказал прочувствованную, исполненную оптимизма речь, пожелал самолетостроителям крепкого здоровья и неожиданно упал на руки подхватившей его дочери. На лице его застыла улыбка.
Во время похорон работники заводской базы отдыха рассказали, что в тот день рухнула на землю одна из мощных ветвей старого дуба, в тени которого любил прятаться от летнего солнца пожилой директор.
22 марта Василию Алексеевичу исполнилось бы 90. По случаю этой даты самолетостроители открыли на заводе мемориальную доску в память о любимом руководителе, помогли создать телевизионный фильм о его жизни и работе. А Святошинская райгосадминистрация поддержала их просьбу назвать именем Василия Степанченко одну из улиц района, для которого (и не только для района!) этот человек так много сделал.
513Читайте нас у Facebook