Автор памятника ленину на киевской бессарабке сергей меркуров использовал в работе посмертную маску вождя, которую он сделал собственными руками
У обывателя само словосочетание «посмертная маска» вызывает неприятие и страх. Что уж говорить об идее держать у себя дома или на работе гипсовые слепки лиц умерших. Однако до середины XX века это было чуть ли не модой среди людей искусства. Скажем, письменный стол Владимира Высоцкого украшали посмертные маски Пушкина и других классиков. Скульпторам маски необходимы для работы, и потому многие из них имеют небольшие собрания посмертных ликов. На основе этих коллекций Музей одной улицы, что на Андреевском спуске в Киеве, впервые в Украине организовал выставку посмертных масок. Она будет открыта до 30 марта.
Марина Влади сама снимала посмертную маску Владимира Высоцкого
На выставке представлены 25 посмертных масок выдающихся людей: Тараса Шевченко, Николая Гоголя, Ивана Франко, Александра Пушкина, Владимира Высоцкого, Льва Толстого, Владимира Ульянова-Ленина, Феликса Дзержинского и других.
-- Идея организовать выставку появилась еще четыре года назад, но реализовать ее было непросто: у нас не было экспонатов, а в Украине не существовало традиции снимать посмертные маски. У нас их если и делали, то лишь в редких случаях, как, например, после смерти Тараса Шевченко и композитора Николая Лысенко, -- говорит директор Музея одной улицы Дмитрий Шленский. -- Маску Лысенко, вероятно, снимал скульптор Федор Баловенский, который жил неподалеку от нашего музея на Андреевском спуске.
О посмертных масках знаменитых людей современности становится известно очень редко. Один из таких примеров -- маска Владимира Высоцкого. Его супруга Марина Влади в мемуарах написала, что она сняла маску собственными руками. Но, вероятно, ей помогал опытный форматор, ведь нужно знать технологию этого дела.
В Киеве есть специалисты, умеющие делать посмертные маски. К одному из них, 85-летнему форматору (мастеру по отливанию скульптур) Виктору Лукьяновичу Михайловичу, мы обратились с просьбой изготовить для музея копии с масок, которые нам удалось разыскать.
-- Мне несколько раз доводилось снимать посмертные маски. Думаю, такую работу выполняли многие скульпторы и форматоры. Но никто из нас не специализируется на этом ремесле, ведь востребованным оно бывает нечасто, -- говорит Виктор Михайлович. -- Обычно маски заказывают те, кто знает специфику изготовления памятников -- если есть гипсовый слепок лица, скульптору гораздо легче воссоздать его до мельчайших деталей.
Снять маску несложно, но нужно знать некоторые тонкости: например, лицо и волосы необходимо смазать вазелином, чтобы не прилип гипс, нос и уши заткнуть ватными тампонами. Посредине носа прокладывается нить -- когда гипс начинает застывать, ею разрезают маску на две половинки. Это делается для того, чтобы не повредить лицо при снятии маски. Затем из этих половинок изготавливается форма, с которой можно отлить сколько угодно копий. Первая из них считается оригиналом. Для выставки мне довелось снимать копии с масок. Я изготовил копии посмертных ликов Маяковского, Булгакова, Шопена, Чайковского, Бетховена, Листа, Моцарта.
Несколько масок для выставки предоставили Музей истории Киева и Дом-музей Максимилиана Волошина в Коктебеле, но основная часть экспонатов была у скульпторов Киева и Львова. Им маски необходимы для работы. Правда, коллекции есть не у всех, а некоторые маски -- того же Высоцкого -- существуют в одном экземпляре. К слову, скульпторы относятся к ним без суеверного трепета и даже делают свои прижизненные маски -- подобное в конце XIX -- начале XX века было даже модным. Скажем, сохранились прижизненные слепки лица Ференца Листа.
Сергей Меркуров снимал посмертные маски чуть ли не всех известных людей своей эпохи
-- Многие из экспонируемых масок сняты автором одного из самых удачных памятников Ленину, который стоит напротив Бессарабского рынка в Киеве, -- говорит Дмитрий Шленский. -- Меркуров снимал посмертные маски чуть ли не всех известных людей своей эпохи (он жил с 1881 по 1952 годы), в том числе Ленина. Так что когда ему заказали памятники вождей -- Владимира Ульянова и Иосифа Сталина -- для всемирной выставки, проходившей в Нью-Йорке в 1937 году, Меркуров пользовался собственноручно снятой маской Ильича. Сразу после войны «выставочный» памятник Ленину (его высота 9 метров, а выполнен он из красного гранита) был установлен в Киеве. Тогда Меркуров приезжал в столицу Украины и виделся с нашим известным скульптором Василием Бородаем. Бородай вспоминает слова Меркурова, который утверждал, что на своем веку снял более 300 (!) посмертных масок. После социалистической революции он стал одним из ведущих скульпторов СССР: ему доверили снимать посмертные маски умерших лидеров -- Дзержинского, Жданова, Калинина, Свердлова, Фрунзе Он же делал надгробные памятники на их могилах у Кремлевской стены. При этом Меркуров брался снимать маски с уходивших в вечность деятелей культуры и искусства, в том числе опальных -- Булгакова, Волошина, Ильфа, Маяковского
Увлечение Меркурова темой смерти многие связывают с его членством в тайном обществе мартинистов, исповедовавших оккультное учение. Кстати, его двоюродный брат, знаменитый философ-мистик Георгий Гурджиев, также увлекался снятием посмертных масок, и чтобы научиться этому, брал уроки в Италии. Тогдашний российский бомонд считал, что в посмертных масках можно разглядеть главное, что отличало ушедших из жизни знаменитостей. Марина Цветаева выразилась емко и лаконично: «Сквозь мертвое лицо проступит лик».
-- Наиболее распространенными в коллекциях киевских скульпторов являются оставшиеся с советских времен маски Ленина и голова вождя, сделанная скульптором Андреевым с натуры. Это известный бюст Ильича, где он запечатлен улыбающимся и прищурившим глаз, -- продолжает Виктор Михайлович. -- Кстати, свою первую государственную награду я получил за скульптуру Ильича, которая была установлена в сессионном зале Верховной Рады Украины. Первоначально в нише за спиной спикера стояла скульптура Сталина. При Хрущеве ее убрали за одну ночь, а моей бригаде форматоров приказали максимально быстро сделать бюст Ленина -- из особого пластика под мрамор. В те времена это был писк моды. Мы справились быстро и качественно, и меня наградили медалью «За трудовое отличие». А орден Трудового Красного знамени я получил за работу над скульптурными группами и внутренним убранством Музея Великой Отечественной войны.
811Читайте нас у Facebook