Слово «папа» годовалый сын бывшего министра внутренних дел Украины 73-летнего Ивана Гладуша произносит шепотом: то ли уважает папу-генерала, то ли побаивается
Об этом необычном человеке и его семье «ФАКТЫ» рассказывали в прошлом году. Тогда у экс-министра внутренних дел Украины (а ныне директора Национального музея «Чернобыль») генерал-полковника Ивана Гладуша и его жены Инны родился сын. Иван Дмитриевич стал отцом в в 72 года! Родившегося 19 января прошлого года мальчика назвали Иваном: во-первых, в честь отца, во-вторых, 20 января по православному календарю -- день Иоанна Крестителя. Придя в гостеприимный дом Гладушей, мы с фотографом первым делом поздравили Ивана-младшего с днем рождения.
«Я уверена в том, что детей дарует Бог»
К прибавлению в семействе Гладушей родные отнеслись с восторгом. Сам генерал известие о рождении сына получил на совещании у министра внутренних дел Украины Юрия Смирнова и едва дождался, когда закончится заседание. Забирая жену из роддома, счастливый отец подарил ей огромный букет кремовых роз, которые Инна очень любит.
-- Я рад и за отца, и за Инну, которая ради любви пошла на определенный риск, -- говорит Юрий, старший сын Ивана Дмитриевича. -- К младшему брату отношусь с нежностью и считаю, что мужчина, если он хочет подольше не стариться душой, должен через каждые десять лет дарить супруге ребенка! Во всяком случае, я к этому буду стремиться (У Юрия двое детей, у его сестры Татьяны -- трое. -- Авт.).
-- А я убеждена, что детей дарует Бог, -- считает Татьяна. -- Нынче за деньги можно купить все на свете, кроме собственного ребенка. Могу только пожелать своему маленькому братику, чтобы отец подольше оставался рядом с ним.
Иван-младший «уважает» музыкальные игрушки, но больше всего проявляет интерес к телефону, радиоприемнику и игрушечному автомобилю, который ему недавно подарили. Когда отец с кем-либо разговаривает по телефону, малыш вырывает у него трубку и тоже пытается что-то сказать. Он уже говорит «мама», «бабушка», «дай» и «папа». Причем последнее слово почему-то только шепотом.
Инна очень хочет, чтобы сын пошел по стопам отца и был таким же, как он: дисциплинированным и обязательным. А еще чтобы любил людей и всегда поступал так, как подсказывает совесть. На мое возражение, что нынче милиция у народа авторитетом не пользуется, она уверенно отвечает, что к тому времени, когда Иван-младший вырастет, жизнь в Украине наладится, и отношение людей к правоохранителям изменится.
Генерал согласился с супругой и вспомнил один интересный случай из своей практики.
Маньяк работал на Южном машиностроительном заводе… секретарем комсомольской организации
Иван Гладуш родился в Днепропетровской области и в милицию пришел после окончания автодорожного техникума. Начинал рядовым сотрудником ГАИ и дослужился до генерала.
-- Это звание мне присвоили в 39 лет, в 1969 году -- после того как я был назначен на должность начальника УВД Днепропетровской области, -- вспоминает Иван Дмитриевич. -- В то время я был одним из самых молодых генералов в СССР. И судьба, вероятно, решила испытать меня на «излом». Именно тогда в Днепропетровске произошло событие, вызвавшее большой резонанс в стране. Я имею в виду первого в Советском Союзе сексуального маньяка, наводящего ужас на всех женщин города.
Об особо опасном преступнике Александре Берлизове в свое время много говорили не только в правоохранительных органах, но и в высших эшелонах власти. Маньяк предпочитал «охотиться» только в вечернее и ночное время. Подкрадывался к жертве сзади, срывал косынку и, используя ее в качестве удавки, душил до тех пор, пока женщина не теряла сознание. Затем он насиловал ее и бесследно исчезал. Если жертва приходила в себя во время полового акта, тут же безжалостно расправлялся с ней. Меньше чем за год преступник изнасиловал 42(!) женщины, девять из которых убил. Самые опытные оперативники терялись в догадках, поскольку маньяк не оставлял никаких следов.
-- Я вынужден был пойти на беспрецедентные меры, -- продолжает Иван Гладуш. -- В Днепропетровск из городов и районов по моему приказу прибыли три тысячи сотрудников милиции! Были проверены все подозрительные места, где мог укрываться злоумышленник: чердаки, подвалы, дачи… По улицам города патрулировали переодетые в штатское сотрудницы милиции, появляясь в самых привлекательных для преступника местах, но он никак себя не проявлял. Я понял, что операция по его поимке может затянутся надолго -- маньяк испугался и «залег на дно». Дальнейшее пребывание в областном центре такого «войска» было нецелесообразным, в других регионах тоже ведь надо было поддерживать правопорядок.
Маньяк как-будто издевался над милицией: как только подкрепление покинуло город, в ту же ночь была изнасилована и убита очередная женщина. Известие об этом с необыкновенной скоростью распространилось по городу. Перепуганные насмерть люди возмущались бездействием правоохранителей и писали жалобы во все инстанции. Женщины по вечерам выходили на улицы только с провожатыми и лишь при крайней необходимости.
-- Из Киева прилетел заместитель министра внутренних дел УССР генерал-лейтенант Иван Бондаренко, -- говорит Иван Дмитриевич. -- Хотел лично возглавить операцию по поимке маньяка. Первый секретарь Днепропетровского обкома партии Алексей Ватченко понимал: нет моей вины в том, что преступник «гуляет» на свободе. Поэтому сказал прибывшему: «Мы тоже недовольны милицией, и я буду рад, если ты покажешь нашим сыщикам, как надо работать».
Тщательно проанализировав ситуацию в городе, Бондаренко решил не мешать местной милиции заниматься делом и отбыл в Киев. Оперативники продолжали отрабатывать десятки версий, однако ни одна из них не давала результата. Удивляла невероятная информированность преступника, который ловко обходил все засады. Оперативники все больше склонялись к мысли, что злоумышленник имеет непосредственное отношение к правоохранительным органам. Но вскоре распоясавшийся маньяк совершил роковую для него ошибку: увидев, что его жертва находится без сознания, не стал ее добивать. Женщина, притворившись умирающей, успела его хорошо рассмотреть. Увы, составить с ее помощью фоторобот не удалось, так как она путалась в показаниях, однако женщина сказала, что, увидев насильника, сумеет его опознать. Заместитель начальника УВД Днепропетровска Анатолий Токарь в течение месяца гулял по городу с потерпевшей, заглядывая в кинотеатры, музеи и рестораны, а также в другие людные места.
«Отец буквально „горел“ на работе»
Их усилия были вознаграждены: однажды в трамвае женщина узнала преступника. Тот, встретившись с ней взглядом, тоже ее признал и выпрыгнул на ходу, раздвинув руками двери. К счастью, Анатолий Токарь успел его разглядеть, и «портрет» подозреваемого немедленно был разослан во все отделения милиции. Через несколько дней дежуривший возле проходной завода «Южмаш» работник ОБХСС опознал маньяка по фотороботу. Оказалось, что насиловал днепропетровских женщин… освобожденный секретарь заводской комсомольской организации, работающей на правах райкома! Он же руководил оперативным комсомольским отрядом, задействованным в поимке маньяка, и был знаком с оперативными разработками милиции.
-- Прокурор санкцию на арест Берлизова дать категорически отказался, -- продолжает Иван Гладуш. -- Сказал, что Южмаш -- сугубо секретный объект, там работают проверенные люди, и Берлизов не может быть преступником. Что нам оставалось делать? Я приказал установить за подозреваемым наблюдение.
Оперативники произвели осмотр в комнате, которую занимал комсомольский вожак, и обнаружили под подушкой сборник стихов известного украинского поэта, который Берлизов похитил из сумочки опознавшей его женщины. Работники милиции отправились в одну из станиц Ставропольского края, где жили родители Берлизова. Необходимые для следствия вещественные доказательства хранились в шкафу, тщательно упакованные в плотную бумагу. Оказывается, маньяк на память о жертве всегда оставлял себе какую-нибудь мелочь -- зеркальце, губную помаду или расческу. Зачем он это делал -- осталось загадкой.
Эксперты признали Александра Берлизова вменяемым, но сделали вывод: он является половым психопатом. Он был приговорен к высшей мере наказания -- расстрелу. Приговор привели в исполнение в 1972 году.
Из Днепропетровска Гладуша перевели начальником УВД Донецкой области, где скучать ему также не пришлось: опасных и трагических происшествий в шахтерском регионе хватало. Именно Донецк послужит мощным «трамплином» в служебной карьере Ивана Дмитриевича: через несколько лет он был назначен на должность сначала заместителя, а затем и министра внутренних дел УССР. Этот пост Гладуш занимал с 1982 по 1991 годы и уход на пенсию пережил очень болезненно.
-- Отец буквально «горел» на работе, -- вспоминает дочь генерала Татьяна, офтальмолог по профессии. -- Я и мой старший брат Юрий виделись с ним лишь по вечерам во время программы «Время», если папа не был в командировке. Зато много внимания уделяла нам мама -- Алла Андреевна. Она безумно любила отца и он отвечал ей взаимностью.
Когда у Аллы Андреевны врачи диагностировали рак, родные ей об этом ничего не сказали. Она, вероятно, догадывалась о страшной болезни, но виду не подавала.
«Я давно его любила, хотя даже себе боялась в этом признаться»
-- После того как маме сделали вторую операцию. и стало ясно, что долго она не проживет, я не выдержала и на три дня уехала на юг, боялась, что от горя сойду с ума, -- продолжает Татьяна. -- Помню, мама тогда на меня очень обиделась. «Как ты можешь оставить отца? -- возмутилась она. -- Кто ему будет готовить овсяную кашу?» Она была ангелом-хранителем нашего семейного очага и всегда умела найти «ключик» к нашим сердцам.
Потеря любимой супруги настолько потрясла Ивана Дмитриевича, что ему не хотелось больше жить. На фотографиях десятилетней давности генерал выглядит глубоким стариком. В этот самый тяжкий для него период он совершенно случайно встретился с Инной, с которой познакомился, работая в Донецке. Инна Пронина была дочкой главного инженера шахты «Волынская». Гладуш дружил с ее отцом и часто заглядывал к Прониным в гости. Инна тогда еще училась в школе, и генерал ей очень нравился: высокий, статный, уверенный в себе. Именно о таком муже мечтает большинство женщин.
В мрачном настроении Гладуш гулял по парку, не замечая ничего вокруг. Когда Инна подошла к нему, вспомнил, что несколько лет назад видел ее в правительственной больнице в Феофании, где девушка работала медсестрой. Но эта мимолетная встреча не оставила в его душе никакого следа. Они разговорились, и оказалось, что, несмотря на разницу в возрасте, у них было много общего. И так уж получилось, что через несколько месяцев генерал… предложил Инне руку и сердце.
-- Я ведь давно его любила, хотя даже себе боялась в этом признаться, -- вспоминает Инна. -- Но и в мыслях не допускала, что мы поженимся.
-- Однозначно я был «за», -- улыбается Юрий, хирург по профессии. -- Отец по натуре однолюб -- кроме матери, других женщин не знал. Я понимал, что тяжкая утрата для него невосполнима^ f Инна фактически спасла его. Обратите внимание: у Инны необыкновенно добрые глаза.
-- А для меня их знакомство было совершенно неожиданным, — добавляет Татьяна.-- Я даже вначале отговаривала папу от женитьбы, но когда увидела, как заботится о нем Инна, сколько сил она прилагает, чтобы создать уют в доме, то поняла: была не права. Кстати, отец, когда мы были маленькие, никогда не «давил» на нас своим авторитетом и не стал возражать, когда мы с Юрием выбрали медицину, хотя до этого настоятельно советовал поступать обоим в юридический институт.
4273Читайте нас у Facebook