Впервые в истории человечества христофор колумб описывал в своем дневнике не только открытые земли, но и их население
Отмечаемое в январе 630-летие книгопечатания в Испании киевлянка Маргарита Жердиновская воспринимает как праздник, к которому она имеет непосредственное отношение. Десять лет назад она создала первый украино-испанский словарь, а нынче перевела на украинский «Дневник» Колумба и подарила его киевским библиотекам.
«Оригинал дневника мореплавателя бесследно исчез»
-- Маргарита, как вы попали в Испанию?
-- Как автору первого украино-испанского словаря мне предложили участвовать в конкурсе на получение стипендии посольства и Министерства иностранных дел Испании. Она называлась «Стипендия на научные исследования». Так я попала в Гранадский университет -- на кафедру славистики. Сначала занималась составлением словаря, потом была приглашена преподавать, а значит, потеряла право на общежитие. Пришлось искать жилье. Узнав, что в монастырях оно достаточно дешевое, я обратилась в женский монастырь Командорского ордена Сантьяго. Тихая келья, полный пансион, тишина, шикарная библиотека -- о таких условиях можно только мечтать!
-- Как с монахинями общались? Все-таки это специфический народ.
-- Их в монастыре было всего 20. Приветливые и трудолюбивые женщины. Готовят овощные консервы, варенье из фруктов, которые сами же выращивают. А в какой чистоте и красоте они содержат 17 тысяч квадратных метров площади монастыря!
Когда мы с игуменьей мадре Марией Ауксильядоре подружились, она разрешила мне совершать экскурсии в так называемую затворническую часть монастыря. Там хранятся настоящие сокровища: серебряная и золотая церковная утварь, древние гобелены и даже полотна Веласкеса и Мурильо! Я спросила у мадре Марии: почему же монастырь не устраивает выставки своих сокровищ, а зарабатывает гроши на постояльцах и продаже варенья? Она сказала: «Мы боимся, что эти ценности из монастыря перекочуют в другие места, откуда потом не вернутся. А ведь это национальное достояние!»
А когда мадре Мария привела меня в монастырскую библиотеку, я поняла: судьба неспроста делает мне такой подарок. Я ходила туда, как на молитву. Сколько раритетов побывало в моих руках! В частности, дневник Христофора Колумба. Мореплаватель вел его с 1492 по 1493 год и по завершении первой экспедиции отправил королеве Изабелле, попросив сделать копию. Он оказался провидцем: оригинал дневника бесследно исчез, и если бы не королевская копия, не видать бы его потомкам. А ведь это ценнейший документ! Впервые в истории человечества Колумб описывал не только открытые земли, но и их население. Исследователь был потрясен доверчивостью индейцев, принявших моряков за пришельцев с неба, и раздражался, когда узнал, что его люди обманывали туземцев.
«Лишь во имя нашей веры и ее распространения я открываю новые земли»
-- Дневник привлек вас больше как исторический документ или как занимательное чтиво?
-- И как чтиво тоже. Я много нового узнала о растительном и животном мире открытых Колумбом земель, о жителях островов. Мы знаем об амазонках, но оказывается, что подобный уклад жизни был и у женщин острова Матынино. Мужчины лишь наносили им «визиты любви». Родившиеся впоследствии девочки оставались с матерями, а мальчиков увозили на «мужской» остров Кариб, где они воспитывались воинами. Жителей Кариба считали людоедами. Колумб наблюдал странную для каннибалов традицию. Во многих вигвамах на столбах, подпиравшем потолок, в корзинках висели головы человеческие. Это были не обглоданные черепа врагов, а головы старейшин индейских родов, умерших в почете. В дневнике много деталей, которые меняют привычное представление о событиях более чем 500-летней давности, поэтому и решила сделать украинский перевод этого уникального документа.
Я нашла подтверждение версии, что Колумб родился не в Генуе и не в семье бедного шерстяника Доменика Колумбо, как считали ранее, а в Португалии. Оказывается, Христофор был внебрачным сыном герцога Бежского. Знал шесть языков (это видно из пометок, оставленных на полях книг его библиотеки) -- мог ли бедняк получить такое образование? Был женат на дочери одного из португальских губернаторов. А свой проект западным путем достичь Индии Колумб ведь предложил королю Португалии! Но когда умерла жена мореплавателя, он с сыном Диего переехал в Испанию и предложил королеве Изабелле поддержать проект.
Но Колумб не хотел, чтобы кто-нибудь узнал точный путь в Индию, поэтому нарочно обозначал на карте и в журнале более короткие расстояния, чем в действительности проходила экспедиция. Цель четырех своих путешествий он обозначил указал в дневнике: «Лишь во имя нашей веры и ее распространения я открываю новые земли».
«В келье, где я жила, теперь музей Киева»
-- Вы сказали, что монастырь в трудном материальном положении. Но он древний -- неужели у него нет спонсоров?
-- Магистром ордена Сантьяго, которому принадлежит монастырь, является наследный принц Филиппе. Казалось бы, патронат королевской особы должен был бы страховать монахинь от материальных проблем. Но о том, чтобы обратиться за помощью к своему покровителю, мадре Мария даже не помышляла. Наоборот, к праздникам монахини посылают королевскому двору фрукты, варенье, цукаты, и там это принимается как должное. И никто не обращал внимания на то, что рушился памятник XVI века, гибли уникальные фрески.
Как-то мадре Мария мне сказала: «Мы должны отмечать 500-летие монастыря, но внешний вид его не позволяет сделать это праздником». Чем тут поможешь? Вдруг меня осенило: напишу-ка я письмо не наследному принцу, а его отцу -- самому королю Испании. Мол, живу здесь не первый год, восхищаюсь труженицами-монахинями, тем порядком и чистотой, которые они обеспечивают, их доброжелательностью и сердечностью, но только очень переживаю вместе с ними -- ведь на глазах разрушается детище того самого архитектора Саббатини, который строил в Мадриде и королевский дворец. Зодчий плакал бы, глядя, как гибнет его уникальное творение. У меня, гражданки Украины, сердце, мол, обливается кровью. Неужто испанцам все равно, что будет с их святыней?
-- Игуменья знала об этом вашем замысле?
-- Боже упаси! Помня, что Мария запрещает о любой малости кого-либо просить, я изложила свои мысли, как бы советуясь с королем: что делать? Написала, запечатала в конверт, а точного адреса не знаю. Получилось, как у Ваньки Жукова, на деревню дедушке: «Мадрид. Королевский дворец. Его величеству королю Испании Хуану Карлосу I». Честно сказать, я не очень надеялась на ответ, но он пришел -- из королевской канцелярии: «Выражаем благодарность за заботу об историческом памятнике XVI века. Ваше письмо отправлено в муниципалитет Гранады с просьбой от короля Испании достойно отметить 500-летие женского монастыря Командорского ордена Сантьяго»
-- И как отреагировала на это мадре Мария?
-- Получилось так, что мой контракт закончился и я вернулась в Киев. Но вскоре пришла телеграмма от Марии с приглашением на торжества. Как могла я не поехать? За три с небольшим месяца Гранадский муниципалитет так отремонтировал монастырь, что я его не узнала, монахини с радостными лицами встречали гостей. Был архиепископ, мадридские чиновники высоких рангов Мария Ауксильядора усадила меня рядом с собой и сказала: «Мне не хочется тебя отпускать». После банкета она пошла провожать меня в бывшую мою келью. Открыв дверь, я чуть не лишилась чувств. Это была уже не аскетичная комнатка временной жилицы, это был музей Киева: на стенах в рамках открытки с видами нашего города, которые я им дарила, а в вазочке -- подсолнухи, выполненные из желтого шелка. Не разрыдаться было невозможно. Мадре обняла меня и говорит: «Мы всем эту комнату показываем и про тебя рассказываем, как ты нашла путь к сердцу нашего короля».
Сейчас я работаю в Мюнхене в турагентстве и если везу группу в Гранаду, то обед обязательно нам устраивает мадре Мария в монастыре. Естественно, провожу и экскурсию.
-- А в Киеве часто бываете?
-- Это моя родина. Все книги испаноязычных авторов, которые я перевожу на украинский, дарю библиотекам, когда приезжаю в Киев. Читаю лекции о Сервантесе. Кстати, в прошлом году Нобелевский комитет признал лучшей книгой тысячелетия «Дон Кихот» Сервантеса. Представляю, как торжествует Испания, как радуется мадре Мария -- ведь это ее любимый писатель! Именно он научил нас считать, что путь всегда лучше, чем остановка
502Читайте нас у Facebook