Дети в возрасте от 11 до 16 лет, «арендуемые» цыганами для попрошайничества, не умеют ни читать, ни писать, но запросто считают деньги и прекрасно ориентируются в курсах валют
Жители больших городов, наверное, уже давно привыкли к малолетним попрошайкам, которые стоят в людных местах с протянутой рукой и просят подать на кусок хлеба. Однако далеко не все проявляющие милосердие горожане знают, что за ободранными и неумытыми детишками, рассказывающими жалобными голосами о стихийном бедствии или неизлечимой болезни, часто стоят взрослые, которые располагают куда большими суммами, чем те, кто подает милостыню.
Найденный у цыган паренек красит свои светлые волосы в черный цвет
Информация о том, что цыганская семья Лакатош (фамилия по этическим соображениям изменена) из Берегова Закарпатской области профессионально занимается попрошайничеством и втянула в этот промысел детей, поступила в районный отдел по борьбе с организованной преступностью (ОБОП) еще в прошлом году. Однако проверить ее долгое время не представлялось возможным -- цыгане вместе с детьми разъезжали по крупным городам России. В полном составе семья вернулась в Берегово лишь в прошлом месяце, после чего ее сразу навестили правоохранители. Оперативников ожидал сюрприз -- кроме своих пятерых детей (трех мальчиков и двух девочек от 3 до 11 лет) у Лакатошей оказались еще четверо чужих. Впрочем, чужие дети были уже не малышами: двум девочкам исполнилось по 15 лет, одной -- 14, а парню -- 16. А вскоре выяснилось, что на содержании у цыган был еще один 15-летний подросток, однако его за кражу задержала московская милиция. И именно поэтому, побаиваясь, что задержанный укажет на своих хозяев, Лакатоши вернулись в Берегово.
-- Никаких официальных документов у девочек не было, поэтому возраст подростков мы узнаем лишь с их слов, -- рассказывает начальник Береговского отдела по борьбе с организованной преступностью (ОБОП) Александр Работинский. -- Лакатоши предъявили нам лишь свидетельства о крещении детей, выданные священником из Подмосковья в прошлом году. Правда, у парня было свидетельство о рождении, где было указано, что он -- уроженец Ставропольского края Российской Федерации. Однако достоверность документа вызывала сомнения. Во-первых, Денис (так зовут парня) выглядит не 16-летним, а намного младше, а, во-вторых, знания своей биографии у него не выходят за пределы данных свидетельства. Он называет имена и фамилии родителей, но не помнит, в каком селе они живут, как выглядят, ходил ли он в детский сад или школу, имеет ли братьев и сестер. По словам подростка, в шесть или семь лет он каким-то образом попал к цыганам (как именно -- не помнит) и с тех пор постоянно ездит с ними. Мы не исключаем, что на самом деле свидетельство о рождении украдено, а легенда о Ставрополье придумана для российских милиционеров, чтобы избежать депортации. Кстати, у Дениса типичная славянская внешность, но он так привык к цыганскому образу жизни, что даже красит свои светлые волосы в черный цвет, чтобы не выделяться.
Гораздо больший интерес у нас вызвали девочки, которые тоже оказались не местными. По их словам, они родились в Оренбургской области и с Лакатошами кочуют уже девять лет. 15-летние двойняшки Зина и Бежи, а также их 14-летняя сестричка Катя последние несколько лет жили в Подмосковье, где цыгане раскинули табор. Каждый день электричками они добирались в столицу на вокзал, а оттуда хозяева развозили их на такси по точкам. Несовершеннолетним попрошайкам выделили элитные места на Арбате, где они клянчили у прохожих деньги, рассказывая о стихийном бедствии или пожаре, отобравшем кров и родных. А хозяйка, 30-летняя Ева Лакатош, с младшей дочкой на руках в это время просила милостыню в подземном переходе. По словам детей, в зависимости от погоды и щедрости москвичей, за день они «зарабатывали» ни много ни мало -- от одной до десяти тысяч рублей (200--2000 гривен). Но питались при этом лишь раз в день, за исключением тех редких случаев, когда прохожие клали в протянутую руку не деньги, а булочку. Тратить полученную милостыню категорически запрещалось, всю выручку в конце дня отдавали хозяевам.
«Мы не исключаем, что детей похитили, или родители сами продали их цыганам»
-- Детские «заработки» длились и зимой, и летом без выходных, -- продолжает Александр Работинский. -- Цыгане настолько прочно обосновались в Москве, что даже имели «крышу» в правоохранительных органах. О запланированных милицейских рейдах по выявлению попрошаек они узнавали заблаговременно, после чего на несколько дней уезжали в Санкт-Петербург. Естественно, ни о какой школе при таком интенсивном графике «работы» не могло быть и речи -- ни девочки, ни Денис не умеют ни читать, ни писать. Зато запросто считают деньги и прекрасно ориентируются в курсах валют.
Известно, что в среде подобных «заробитчан» существует четкая иерархия. Попрошайничеством, как правило, занимаются дети от трех до десяти -- двенадцати лет, поскольку подросткам деньги дают уже не так охотно. Мы пытались осторожно расспросить девочек, не заставляли ли их заниматься чем-нибудь еще, но они отказываются говорить на эту тему.
-- Управление по борьбе с организованной преступностью отправило запрос в Ставропольский край и Оренбургскую область, чтобы выяснить настоящую биографию детей, -- говорит заместитель начальника райотдела Александр Секереш. -- Мы не исключаем, что детей похитили, или родители сами продали их цыганам (такие случаи известны и в Украине). Эти предположения проверяются, но мы уже можем доказать, что Лакатоши фактически эксплуатировали чужих детей. Как уже упоминалось, ни сестрички, ни Денис не проходят ни по каким документам, они нигде не зарегистрированы. И если бы с ними, не дай Бог, что-нибудь случилось, никто бы их не искал. Кроме того, мы пытаемся установить, каким образом дети попали из России в Украину. Девочки сказали, что приехали из Москвы в Закарпатье поездом, а значит, пересекли границу официальным путем. Как это возможно без документов -- этот вопрос пока что остается открытым.
Проблема детского попрошайничества, конечно же, не ограничивается в Закарпатье семьей Лакатошей. В последние годы в этот «бизнес» втягивается все больше местных цыган. Причем не от бедности. Попрошайничество (и сопутствующее ему воровство) постепенно превращается в образ жизни и приносит очень солидные прибыли. По словам правоохранителей, многие цыганские семьи каждый год отправляются в крупные города Украины и России, как на сезонные работы. А когда возвращаются, в таборе появляются разные дорогие вещи -- мобильные телефоны стоимостью 1000--1500 долларов, цифровые видеокамеры, фотоаппараты и прочее. Случается также, что «попрошайки» располагают очень приличными суммами в иностранной валюте (до 10--12 тысяч долларов). Всего несколько удачных сезонов -- и некоторые цыгане перебираются из табора в собственные дома, покупают автомобили и дорогую бытовую технику. К таким семьям принадлежат и Лакатоши. Они нигде не работают, но живут в приличном особняке с автономным отоплением, а по городу катаются на «девятке» с персональным(!) водителем.
«ФАКТЫ» попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию представителей Ассоциации гражданских организаций по защите интересов венгерских ромов Закарпатья «Либерта».
-- По нашим данным, попрошайничеством с привлечением детей сегодня занимается около пятидесяти семей из Береговского табора, -- рассказывают заместители председателя ассоциации Иосиф Сабов и Шандор Горват. -- Привычные места их «работы» -- Киев, Москва и Санкт-Петербург. При этом некоторые цыгане едут на «заработки» не со своими детьми, а арендуют чужих -- из неблагополучных семей. Мы, конечно, пытаемся бороться с этим, но пока что без ощутимого успеха После возвращения домой в таборе начинается праздник, длящийся иногда неделями. Некоторые семьи на целый день нанимают такси и катаются от одного ресторана к другому. А как только деньги закончатся, снова собирают детей и отправляются на «заработки».
Относительно Лакатошей в таборе давно ходили слухи, что они эксплуатируют чужих детей. После приезда в Берегово девочки жаловались своим сверстницам, что хозяева обращались с ними плохо, заставляли просить деньги и воровать. Кроме того, сестрички уже почти взрослые, поэтому не исключено, что их пытались втянуть и в занятие проституцией. Но это пока что предположение, которое требует проверки.
В нашу Ассоциацию часто приходят запросы от правоохранителей Киева, Москвы и Санкт-Петербурга с просьбой установить личности задержанных там цыганских детей. Основная проблема в том, что дети часто сообщают ложные данные -- перекручивают фамилии, меняют адреса. Поэтому мы хотели бы обратиться через «ФАКТЫ» к правоохранителям с просьбой присылать вместе с запросами фотографии задержанных. Это значительно упростило бы нашу работу. Заодно хотим поблагодарить сотрудников УБОПа за то, что они занялись этой проблемой. Дело Лакатошей получит огласку, и, возможно, это удержит от подобного рода занятий других цыган.
Привыкшие бродяжничать девочки не представляют себе, что жизнь может быть лучше
Приехав в Берегово, я попытался расспросить о детях у Андрея Лакатоша, но он был несловоохотлив. Сказал лишь, что сестрички на самом деле его племянницы (эта «версия» появилась в последние недели), их мать «бомжует» неизвестно где, а сами девочки должны быть благодарны за то, что их приютили, а не бросили на улице. После этого мне не оставалось ничего другого, как поехать в областной приют для несовершеннолетних и поговорить с сестричками.
-- Девочки находятся у нас уже три недели, -- рассказал заведующий приютом Василий Цогла. -- По сравнению с другими детьми они держатся более уверенно, ведь их трое. Кроме того, к сестричкам часто приезжают Лакатоши и подолгу разговаривают с ними. После таких «консультаций» девочки говорят уже совсем не то, что рассказывали сначала. Впрочем, вам лучше послушать их самому.
В кабинет заведующего вошли три смуглые девочки, и я попросил их рассказать немного о себе.
-- Мы родились в Оренбургской области, но наша мама отсюда, из Закарпатья, -- начинает одна из сестричек. -- Она бросила нас девять лет назад, и с тех пор мы живем с тетей. Последние несколько лет жили в Москве -- просили на Арбате деньги. Сначала снимали квартиру, а потом обосновались в Подмосковье, в лесу. Там есть табор, и у нас была палатка.
-- Сколько вас было в палатке?
-- Мы трое, Денис, дядя с тетей и пятеро их детей. Это большая палатка, -- объясняет девочка, заметив мой удивленный взгляд.
-- А зимой?
-- Тоже в палатке, там печка была.
-- Деньги, которые вы выпрашивали на Арбате, забирали дядя с тетей?
-- Да. Но они покупали нам вещи -- одежду, еду, -- скороговоркой добавляет девочка.
-- Сколько раз в день вас кормили?
-- (После паузы) Четыре
-- И на Арбате?
-- Ну, там иногда нам покупали еду прохожие.
-- К родителям вернуться не хотите?
-- Нет, нам и с тетей хорошо
Девочки полностью поддерживают версию Лакатошей и всячески пытаются выгородить их. Очевидно, они привыкли бродяжничать и не представляют, что их жизнь может быть другой. Дальнейшая судьба сестричек зависит от ответа на запрос, направленный в Оренбургскую область. Три месяца они будут находиться в детском приюте. Затем, если настоящие родители так и не найдутся, девочек оформят в школу-интернат, где их научат хотя бы грамоте. А против Лакатошей районная прокуратура возбудила уголовное дело, за втягивание несовершеннолетних в преступную деятельность. Так что их прибыльному «бизнесу», вероятнее всего, пришел конец.
476Читайте нас у Facebook