В июне 1953 года был расстрелян каждый 25-й военнослужащий полка советской армии в магдебурге за отказ открыть огонь по демонстрации немецких рабочих
Бывшая Германская Демократическая Республика стала первой страной советского блока, в которой недовольство низким уровнем жизни, дефицитом товаров, политической несвободой переросло в июне 1953 года в открытое массовое выступление против «народной» власти. В отличие от вспыхнувшего через три года восстания в Венгрии, германские события обошлись «малой кровью»: от пуль и под гусеницами танков Т-34 погибло около 50 немцев. Больше жертв -- не менее 71 человека -- было среди советских солдат. Их казнили за отказ стрелять в безоружных людей.
Одно из требований чрезвычайного положения -- больше трех человек не собираться
16 июня 1953 года демонстрация рабочих, восстанавливавших Сталиналлее в Берлине, в течение нескольких часов неожиданно переросла в 10-тысячное выступление трудящихся. А в последующие дни всеобщим восстанием была охвачена почти вся Германская Демократическая Республика. В распоряжении правительства были только малочисленные подразделения полиции (ГДР тогда еще не имела собственной армии). На выручку местным коммунистам пришли советские войска. О тех событиях «ФАКТЫ» попросили рассказать заведующего отделом Института истории Национальной АН Украины доктора исторических наук Степана Виднянского.
-- Забастовки рабочих начались еще в мае -- после решения Совета министров ГДР О повышении норм выработки на 10 процентов. Для народа, жившего и без того очень бедно, получавшего продукты по карточкам, это означало, с учетом постоянного роста цен, сокращение реальных доходов на 25--50%! Возмущение давно вызывало и то, что крестьян загоняли в колхозы, частных предпринимателей душили непосильными налогами, в магазинах не хватало самых необходимых товаров. Это привело к массовому бегству населения в ФРГ, ведь Берлинской стены тогда еще не было, и за два года в Западную Германию бежали около 800 тысяч человек. Значительная часть пахотных земель не обрабатывалась: крестьяне бросали свои наделы, не желая трудиться в колхозах, что в свою очередь еще более усугубило продовольственный кризис. Словом, решение о повышении норм выработки стало последней каплей, переполнившей терпение народа.
-- Что творилось на улицах?
-- Люди толпами нападали на государственные учреждения, смели охрану 24 тюрем и выпустили заключенных (среди них было много политических). В Берлине сорвали красное знамя с Брандербургских ворот. Корреспондент «Правды» писал в своем материале (его передали для ознакомления руководителю СССР Никите Хрущеву) о поджогах автомобилей, киосков, государственных учреждений, столкновениях между полицейскими, охранявшими здания правительства, и демонстрантами.
Военный комендант советского сектора Берлина генерал-майор Диброва отреагировал на происходящее оперативно: уже с 13 часов 17 июня он ввел в Берлине чрезвычайное положение. Соответствующим приказом запрещались демонстрации и любые собрания людей численностью более трех человек. Граждане не имели права появляться на улицах с 9 часов вечера до 5 утра.
В города Германии ввели советские войска, в том числе танки Т-34 (в ГДР тогда находилось 120 тысяч военнослужащих). Был приказ стрелять по демонстрантам. По подсчетам немецких историков, от пуль погибло около 30 немцев, еще двадцать были раздавлены гусеницами танков. Улицы стали быстро пустеть. И хотя забастовки продолжались до конца июня, уличные беспорядки уже почти не возникали. Чрезвычайное положение отменили только 12 июля.
В стране проходили массовые аресты: под следствием находились тысячи человек, но приговорили к различным срокам лишения свободы четырехсот, четырех из них -- к пожизненному заключению. Были и расстрельные приговоры, вынесенные советскими военно-полевыми судами -- по разным сведениям, казнили от 16 до 20 человек.
-- Расстреливали и советских солдат?
-- Эти факты в СССР тщательно скрывали, хотя на Западе о них стало известно еще в середине 1950-х, после побега майора КГБ Рощина. Военнослужащих -- более 70 человек -- приговаривали к смерти за отказ стрелять по демонстрантам. В 1990-е в юго-западной части Берлина Целлендорфе в память о них был установлен деревянный крест. Немецкий исследователь Плекенгер, создавший общественное «Объединение 17 июня», был свидетелем расправы над советскими солдатами в Магдебурге: весь личный состав стоявшего там 72-го мотострелкового полка отказался открыть огонь по мирным демонстрантам. Через 11 дней военнослужащих полка, окруженных карателями, выстроили на плацу и приказали выйти вперед каждому 25-му. Их отвезли в лес возле местечка Бедериц и расстреляли. Фамилии многих казненных до сих пор неизвестны.
Во время подавления советскими войсками восстаний в Венгрии (1956 год) и Чехословакии (1968 год) случаев отказа стрелять в мирных жителей не было. От участников этих событий я знаю, что политработники рассказывали им о судьбе солдат, не выполнивших приказ в ГДР.
Берия предлагал «отпустить» ГДР
-- Историки говорят об особой роли, которую играл Берия в событиях в ГДР
-- Не только Берия, но и Сталин. В то время ФРГ заявила о намерении вступить в НАТО. Чтобы воспрепятствовать этому, Сталин предложил компромисс: в ГДР проводятся свободные выборы и референдум об объединении Германии. В обмен на это воссоединенная страна объявляет о своем нейтралитете и не вступает в НАТО. Вероятно, этот план, изложенный в ноте советского правительства в начале марта 1953 года, был бы реализован, но помешала смерть Сталина. Впрочем, Берия пытался реализовать этот план и выдвинул соответствующее предложение в мае того же года на пленуме ЦК партии. Однако его проект постановления, в котором, кстати, предполагалось свернуть коллективизацию во всех странах Восточной Европы, принят не был. А предложения Берии затем стали одним из пунктов обвинения его в суде.
-- Массовые демонстрации привели к улучшению положения рабочих в ГДР?
-- По рекомендации из Москвы было прекращено форсирование социалистических преобразований: частным предпринимателям, крестьянам-единоличникам стали давать кредиты, приостановили коллективизацию. ГДР получила кредит в полмиллиарда рублей и продовольственную помощь. После этих событий в СССР пришло понимание, что ГДР является форпостом восточного блока, своего рода «витриной» реального социализма. Поэтому в ГДР активнее, чем в других соцстранах, задействовали рыночные принципы в экономике и даже позволяли Берлину иметь свое особое мнение по международным вопросам. Однако положение тоталитарного, со сталинскими замашками, вождя ГДР Вальтера Ульбрихта после событий 1953 года лишь упрочилось. Накануне восстания он был главой партии, после подавления выступления возглавил Госсовет. Его новая должность сделала его главой правительства и парламента.
1064Читайте нас у Facebook