ПОИСК
Культура та мистецтво

«среди моих клиентов -- королевы и принцессы, актриса фанни ардан и певица уитни хьюстон. Я надеюсь увидеть в моих творениях украинок»

0:00 28 березня 2003
Інф. «ФАКТІВ»
Стефан Роллан шутит, что может одежду от кутюр для мужчин. На нем пиджак из его последней коллекции

Каждая женщина знает, что такое высокая мода, от кутюр. И даже может объяснить это соседке, наблюдая по телевизору очередной показ из Парижа. Теперь же не только в Париже, но и в Киеве можно будет увидеть уникальные платья от кутюр, которые носят лишь несколько сотен самых богатых женщин в мире. Впервые в Украине состоится грандиозный показ коллекции от кутюр знаменитого французского Дома «Жан-Луи Шеррер», которая произвела фурор на Неделе высокой моды в Париже. Накануне этого знаменательного события «ФАКТЫ» взяли интервью у дизайнера линии от кутюр и креативного директора Дома «Шеррер» Стефана Роллана.

«Платье от кутюр создают от 150 до 350 часов»

Сидя со Стефаном в баре отеля «Премьер Палас» и попивая «Перье», чувствую себя словно в Париже. Причина тому не только французская речь, но и потрясающее обаяние и элегантность собеседника. Стефан Роллан одет неброско: джинсы, черная рубашка, черный приталенный пиджак с острыми лацканами. 37-летний Стефан Роллан -- яркий южанин: черные, как смоль, волосы, карие живые глаза, очерченные кантом густых ресниц. Он мгновенно очаровывает своей открытой улыбкой, манерой держаться.

-- В прошлом году на Неделе высокой моды в Москве ваша коллекция пользовалась фантастическим успехом и была полностью распродана. Вы надеетесь найти рынок сбыта и в Украине?

-- Мы действительно продаем одежду от кутюр в Москве. И надеемся найти клиентов в Украине. Именно поэтому мы здесь. Мои клиентки в России -- женщины от 20 до 45 лет, которые обворожили меня своей врожденной элегантностью.

РЕКЛАМА

-- Считается, что платье от кутюр стоит несколько тысяч долларов…

-- О, намного больше! (Смеется). Я могу сказать, что только одежда прет-а-порте в Доме «Шеррер» стоит от 5 до 10 тысяч долларов, а платья от кутюр намного дороже. Хотя не в моих правилах указывать цены в прессе. Для многих людей высокая мода -- это мечта. А мечту нельзя оценить. К ней нужно стремиться.

РЕКЛАМА

-- Что, даже во Франции цены на ваши платья неизвестны? Слышала, арабские принцессы покупают платья по 40-50 тысяч долларов?

-- Я никогда не называю цен, в отличие от других кутюрье. Считаю, что этого нельзя делать.

РЕКЛАМА

-- Правда ли, что на создание платье от кутюр уходит около 500 часов работы?

-- Это зависит от заказа. Обычно в Доме «Шеррер» мы тратим от 150 до 350 рабочих часов на платье. Относительно моего времени могу сказать, что иногда мне нужно всего лишь 5 минут.

-- Что изменилось в индустрии высокой моды со времен расцвета в 50-х, когда у Диора на ступеньках бутика из-за переполненности зала ютились Марлен Дитрих и Одри Хэпберн?

-- Теперь у нас больше запретов. Сегодня можно сделать платье из пластмассы, и это никого не шокирует. Новые технологии, материалы-гибриды. Изменился образ жизни и запросы женщин. И это очень отразилось на индустрии от кутюр. Раньше женщина покупала пять платьев для разных случаев: на утро, на вечер, для коктейля, для праздничной вечеринки и загородной поездки. И переодевалась пять раз в день. Женщина жила в высокой моде. Теперь клиентка покупает платье для особого события. А в остальном она стремится сочетать вещь от кутюр с обычной одеждой: покупает куртку и пиджак с необычайной вышивкой, чтобы носить ее с джинсами. Эта новая черта -- демократичность -- спасает высокую моду от исчезновения. Сегодня женщина ведет такой же образ жизни, как и мужчина, подчас на ней лежит большая ответственность, чем на представителях сильного пола. К тому же она может заниматься политикой, но при этом остается хозяйкой дома, матерью. Ко всему прочему, она хочет быть сексуальной. И мода от кутюр должна адаптироваться к многоликой современнице.

«Среди моих клиенток -- королевы, принцессы, Фанни Ардан и Уитни Хьюстон»

-- Сейчас много говорят о кризисе высокой моды, но, как заметил Кристиан Лакруа, она все равно возрождается из пепла. Сегодня осталось всего 11 Домов высокой моды, с 1988 года число сократилось на четверть. Тем не менее за два года вам удалось увеличить объем продаж в шесть раз. Каким образом?

-- Благодаря тому, что поддерживаю личные контакты с моими клиентами -- людьми привилегированными. Стараюсь предоставить моим клиенткам не только сам продукт творчества, но и сервис, услуги. У меня особые отношения с ними, а они в свою очередь платят мне верностью и не переходят в другие Дома. Наверное, я единственный кутюрье, который частным образом встречается со всеми своими клиентами, обязательно присутствует на первом рандеву, дает советы, разговаривает, обменивается светскими новостями. Конечно, на примерках меня подменяют ассистенты. Этот обычай существовал во всех французских Домах в 50-х годах. К сожалению, сегодня он утрачен. Конечно, это съедает огромную часть рабочего времени. Ведь я еще и креативный директор -- занимаюсь документами, лицензиями, контролирую все линии Дома «Шеррер» -- прет-а-порте, парфюмерную, линию аксессуаров.

Считаю, что в этом домашнем, личностном отношении к клиенту -- будущее от кутюр. Нужно вернуться к истокам, а не только устраивать феерические дефиле, которые я не считаю лучшей маркетинговой стратегией. Потому что в погоне за современным имиджем, устраивая шоу, мы забываем, что от кутюр -- это одежда, которую можно носить. Я стремлюсь создавать одежду, функция которой -- украшать женщину.

-- Знаю, что в мире число клиентов от кутюр сократилось до пары сотен. Сколько же их у Дома «Шеррер»?

-- Около 70-90 постоянных клиентов. 20 из них -- мужчины. Вы удивлены, наверное, как же я успеваю лично общаться со столькими людьми? Бывает, когда давно знаю клиентку, могу выслать рисунки и схемы платья по почте. Но чаще сам приезжаю к ней повидаться.

-- А кто они, ваши клиентки?

-- Среди них есть королевы, принцессы, звезды шоу-бизнеса. Мои платья носят звезда французского кино Фанни Ардан и певица Уитни Хьюстон.

-- В вашей последней коллекции много восточных украшений, тюрбаны, сочетающиеся с женскими смокингами и деловыми костюмами. В этом скрыт какой-то политический подтекст или это связано с ориентацией на клиентуру из исламских стран?

-- Ни в коем случае, в коммерческом плане это может быть даже опасно! Как раз сочетание смокингов и тюрбанов -- дань американским клиенткам, их вкусам. Теперь, с началом войны в Ираке эти мотивы, конечно, будут не столь желанны в Америке.

Коллекция, которую увидят в Украине, посвящена королеве парижского мюзик-холла Мистангет, а также великому шансонье Морису Шевалье и Парижу 20-30-х годов, когда это был город-праздник. И эти празднества корнями уходили в Восток. В начале века вместе с Дягилевым и его «Русскими сезонами», знаменитыми костюмами Льва Бакста в Париже стал популярен ориентализм. Поль Пуаре, знаменитый кутюрье начала века, прославился именно своими восточными платьями (вечеринками, кстати, тоже). Я вообще люблю эпоху ар деко, сюрреализм. Одна из моих коллекций была посвящена живописи Хуана Миро.

«Если одно дефиле высокой моды обходится в 1,5--3 миллиона евро, ясно, что оно нерентабельно»

-- Но все же, цитируя прошлое, вы выходите за рамки классического наследия Дома -- гламурности, шика. Никогда не уходите в эпатаж, как Джон Гальяно и Александр МакКуин.

-- Думаю, у каждого из нас своя роль. Я очень ценю зрелищность в дефиле Гальяно и очень люблю готические фантазии МакКуина. Но у меня другая клиентура, и стараюсь угодить ее вкусам. Да и стратегии у нас отличаются. Если бы президент Дома при подписании контракта сказал мне: «Хочу, чтобы вы делали продукцию только для шоу, для маркетинга, для продвижении имени на рынке», я, наверное, отказался бы. Если от кутюр становится только маркетинговым ходом, это полностью убивает ее суть. Я хочу, чтобы мою одежду не только демонстрировали на подиуме или фотографировали для глянцевых журналов, но и носили. На последнем дефиле Гальяно вы можете увидеть, что его собственная коллекция намного более коммерческая, чем для Дома «Диор». В этом его талант.

А ведь одно дефиле обходится в 10-20 миллионов франков (это 2,5--3 миллиона евро). Совершенно ясно, что это нерентабельно. Тогда зачем? Я стремлюсь делать дефиле не со столь сумасшедшим размахом, но показываю настоящий продукт, понятный людям, -- платья, которые женщина мечтает иметь в своем гардеробе и может носить. Сегодня мы единственный Дом от кутюр, который приносит доход, а не убыток. Все это благодаря нашей стратегии.

-- Чем ваша клиентура отличается от клиентуры Дома «Диор»?

-- 70 процентов наших клиентов -- и моих, и Дома «Диор» -- старше 30 лет. В этом мы совпадаем. Но лишь немногие американцы покупают одежду от Диор. А среди моих клиентов американцев немало. Их притягивает более скромная одежда, которую можно носить на работу. Мои клиенты из Саудовской Аравии ищут креативные решения и одежду, которая сочетается с их телом и способом жизни. Арабские принцессы предпочитают платья, которые можно носить безо всяких изменений.

-- Недавно открывшийся бутик в Пекине означает, что и в Китае у вас появились клиенты? В чем их специфика?

-- В бутике продается одежда прет-а-порте, потому что по традиции желающие приобрести платье от кутюр должны приезжать в Париж. Среди моих клиентов есть две японки, а также клиент и клиентка из Китая. Они новенькие, но стремительно учатся всему, что можно назвать миром роскоши. Быстро схватывают науку элегантности, старались при этом не быть похожими на нуворишей. Китайцы наблюдательны, японцы хорошие коммерсанты и очень прямолинейны, всегда добиваются своей цели. Китайцы более свободны, их не так сдерживают рамки.

-- Чем вызван уникальный опыт создания мужской линии от кутюр?

-- К необходимости создания мужской линии меня подтолкнули мужья клиенток. И успех не замедлил себя ждать. В мужской линии тот же принцип, что и в женской -- эксклюзивность. Я встречаюсь с людьми и создаю для них одежду, которая полностью соответствует личности каждого.

-- А какую одежду носите вы?

-- Мне повезло -- я могу носить от кутюр для мужчин. (Смеется). На мне пиджак из последней коллекции.

-- Как вы относитесь к поглощению традиционных французских Домов империей Бернара Арно и концерном «Gucci Group»?

-- Это очень деликатный вопрос. Скажу только, что Дома, которые кажутся рентабельными, значительными, крупными, на самом деле теряют много денег.

-- Мы можем поговорить о цифрах: сколько выпускает Дом «Шеррер» и каков годовой оборот?

(Стефан, мягко улыбаясь, категорически отказывается. -- Авт. )

-- Люди не должны знать, что происходит «за кулисами»: ведь мы дарим им красоту мечту.

-- Ваши любимые манекенщицы и женщины, которые вас вдохновляют?

-- Это русские манекенщицы Кристина Семеновская и Инна Зобова, а также Карла Бруни. Самой красивой остается для меня манекенщица 80-х, а ныне дизайнер Инесс де ля Фрессанж.

За помощь в организации интервью автор выражает благодарность организаторам -- журналу «Ева» и «O'fficiel-Украина».

396

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів