ПОИСК
Культура та мистецтво

Народный артист украины давид бабаев: «в фильме «нос» ролан быков похоронил свою мечту, поставив мраморное надгробье хлестакову»

0:00 5 квітня 2002
Інф. «ФАКТІВ»
Известный актер рассказывает о встречах, определивших его творчеескую судьбу

Народный артист Украины Давид Владимирович Бабаев играет в Национальном академическом театре русской драмы имени Леси Украинки вот уже 30-й сезон. Спектакли, где он задействован в главных ролях, -- «Школа скандала», «Блоха в ухе», «Последний пылко влюбленный» -- проходят с аншлагом. Бабаев -- разноплановый актер театра и кино: это и мафиози в фильме «Мойщики автомобилей», и адвокат Варламов в «Дне рождения Буржуя-2».

На интервью Давид Бабаев согласился с видом человека, идущего на прием к стоматологу. На замечание, что анекдоты в телепередаче «Белая ворона» он рассказывает с большим энтузиазмом, ответил словами Зиновия Гердта: «Устал хромать». О себе говорил тихо, словно через запятую перечисляя цепь событий. Вспомнив о Ролане Быкове, вмиг оживился. Не заметил, как начал играть. Появились узнаваемая Быковская манера скороговорки, порывистость движений. Задавал интонацией Быкова вопросы, на которые в свое время сам не знал ответа. И этим же голосом отвечал на них.

«Жена долго не воспринимала меня как театрального актера»

-- Парадокс. В роли рогоносца-мужа в спектакле «Школа скандала» вы настолько симпатичны, что женщины, выходя из театра, в один голос повторяют: «С виду такой невзрачный, а в него можно влюбиться».

-- Моя жена долго не воспринимала меня как театрального актера. Она привыкла видеть меня на эстраде и считала, что театральная сцена -- не мое. Только после этого спектакля я от нее услышал: «А ведь в тебя можно влюбиться!»

РЕКЛАМА

-- Эта роль внесла свежую струю в отношения с женой?

-- Хоть я и давно женат, совместная жизнь нам не наскучила. Моя жена -- интересный и самодостаточный человек. Честно говоря, она не любит, когда о ней рассказывают. Еще в период моего ухаживания она подарила мне на день рождения серебряную рюмочку, на которой было выгравировано: «За счастливые встречи». Я гораздо позже понял, что это одна из самых больших радостей в жизни, когда случай помогает тебе и рядом оказывается родной человек. Он вносит что-то прекрасное и наполняет жизнь новым смыслом и силой. Я благодарен судьбе, что умная красивая девушка обратила внимание на меня, ничем не приметного юношу.

РЕКЛАМА

Одной из таких судьбоносных и главной в моей жизни встреч я считаю знакомство с Роланом Антоновичем Быковым. Он был ярким человеком, талантливым актером и режиссером, философом. Для оценки людей изобрел свою единицу измерения -- «единицу детскости».

В первый миг нашего знакомства я ему жутко не понравился. С детства я дружил с его второй женой -- Леной Санаевой. Увидя ее на ступеньках гостиницы в Ленинграде, я крепко обнял, назвав ее Лелей, как называл прежде. Лена, будучи близорукой, опешила. Ролан Анатольевич при этом еще крепче сжал руку жены, будто натянул поводья. Узнав меня, Леля разрядила ситуацию: «Ролик, это же Додик, помнишь, я о нем тебе рассказывала». Оказалось, она меня даже цитировала. Благодаря юношеской непосредственности и моим изречениям тех лет Быкову я понравился заочно. Мы договорились о встрече.

РЕКЛАМА

Это было в 1977 году. Ресторан гостиницы «Советская» был переполнен. Увидев Быкова, огромного роста метрдотель склонился перед кинозвездой, став с ним одного роста. Гремела музыка. Оголенные, насколько допускалось в то время, девочки танцевали канкан. Публика шумно веселилась. Нам накрыли отдельный столик рядом с эстрадой. Появление Быкова привлекло всеобщее внимание, в большом зале воцарилась тишина. Напротив нашего столика сидела молодая пара. Им принесли горячее, но они за весь вечер к нему так и не притронулись, не мигая глядя на Быкова. Очередь за автографами к нашему столику не прекращалась. Он никому не отказывал. Рисовал рожицы на чем попало -- в блокнотах, на салфетках. Неожиданно два морских офицера попросили автограф у меня. Я решил, что они ошиблись, и направил их к Быкову. «Нет, мы к вам, мы вас узнали. В 1969 году вы с Архангельской филармонией приезжали к нам в Гремиху». И тут Быков глянул на меня так, как будто увидел впервые. «Леночка, посмотри: это же Ярышкин, и, обращаясь ко мне, добавил: «Завтра у тебя съемка». Это было так неожиданно, я не знал, что и ответить, а когда осознал, какое получил предложение, закомплексовал: мол, у меня незначительный опыт съемки в кино (на тот момент я сыграл лишь в фильме «Такая она игра»), не знаю роли, давно не читал Гоголя. Лена перебила: «Чепуха все это, у Быкова успешно играют дети и даже собаки». «Нос» до утра прочитаешь», -- добавил режиссер и стал расплачиваться, не оставляя возможности и мне принять участие в этом, а я ведь был с женой. «Когда будешь зарабатывать, как я, тогда и будешь расплачиваться в ресторанах», -- категорически оборвал меня Быков, попрощался и ушел.

Всю ночь я читал сценарий, хотя Леночка, уходя, шепотом меня предупредила: «Додик, он увлеченный человек. Столько выпито за вечер, утром все может измениться». Но утром позвонила Аксенова, ассистент режиссера кинокартины «Нос», и официально сообщила, что внизу меня ожидает белая «Волга». Быков с гордостью представил меня съемочной группе: «Какого я Ярышкина нашел, а вы два месяца искали». Во время съемки он ни на минуту не упускал меня из виду. Он все замечал, и на его лице читалась оценка событий. Когда один из артистов стал переигрывать, он подскочил ко мне: «Видал, народный артист, а как наяривает»! Мою же роль он сам проиграл, показал, как ее видит, и я с какой-то небывалой легкостью без дублей проделал то же самое.

Сразу за съемочной площадкой громоздились куча мусора от разрушенного дома. Ролан Антонович долго смотрел в ту сторону. И вдруг поднял хорошо отшлифованное деревянное колечко, положил на свою ладонь: «Смотри внимательно, что это?» Этот вопрос Бабаев задал мне голосом Быкова и протянул пустую ладонь. Я поверила, что он действительно спрашивает, и растерянно ответила: «Не знаю». «И я так ответил», -- грустно сказал Давид Владимирович. Тогда Быков воскликнул: «Это же я, Ролик, и написал на деревянном колечке «Додику от Ролика». И сразу эта доселе не нужная никому вещица обрела и для меня смысл и ценность. Этот подарок я храню по сей день.

«Меня забыли пригласить на съемки фильма «Нос». Пришлось почти сутки стоять в «Борисполе» за билетом на самолет»

-- И что, вы больше не виделись?

-- Съемки фильма «Нос» были отложены на месяц. Строили декорацию Невского проспекта XX века. Подходил срок начала съемок, а меня в Ленинград не вызывали. Тогда я позвонил сам. Ролан Антонович в трубку кричал: «Додик, ты где?» -- «Дома». Наступила неловкая пауза. «Я все понял, завтра играем мы, два актера, и 300 человек массовки. Массовку созвали, а тебя забыли, хорошенькая накладка. Ты должен быть завтра в 9 утра. В аэропорту тебя будет ждать машина». Август, билетов в кассе нет. С 12 ночи до 6 утра в аэропорту «Борисполь» я простоял у закрытого окошка кассы. За ночь за мной собралась солидная очередь. Единственный билет в Ленинград был мой. В 9 утра я был на съемочной площадке. Тишина. Только рабочие постукивают молотками. Я пошел вдоль декорации и зашел в кафе. Возвращаюсь назад -- стена декораций и стена людей. Приехал Быков. Увидев меня, он, как мальчишка, бежал ко мне метров двести. Повис на мне с настоящими слезами на глазах: «Я знал, я верил, что ты приедешь. Извини, но сегодня съемки не будет, не получается». Все, что отсняли в последующие три дня с массовкой в костюмах, с каретами и собаками, оказалось браком. Бюджет картины брак не предусматривал, все деньги были израсходованы. Рабочие заново бесплатно сколотили декорацию Невского. Быков собрал участников массовки и сообщил, что денег уже нет, а фрагмент забракован. Кто не может позволить себе бесплатно сниматься, пусть уходит. Никто не шелохнулся. Кареты, повозки, люди в костюмах, собаки, все было, как в первый раз.

По вечерам он приглашал меня к себе в номер, и мы до утра гоняли чаи. Он часто шокировал меня своими вопросами. Помню, он рассуждал вслух: «Человек без носа заходит в трактир, дети в белых передничках подают на стол, моют посуду и не замечают, что у господина нет носа. Почему? Додик, ты понимаешь, дети просто устали. Это страшно, когда дети устали… »

Из размышлений я понял, что его заветной мечте -- самому сыграть Хлестакова и снять «Ревизора» -- не суждено осуществиться. «Ревизора» отдали снимать Гайдаю. В конце фильма «Нос» Быков похоронил своего героя, майора Ковалева, а рядом с ним похоронил и свою мечту, поставив мраморное надгробье Хлестакову.

«Юрий Мажуга был и остается для меня кумиром в театре, чем-то недосягаемым»

-- А как вы оказались в Архангельской филармонии?

-- С детства я знал, что стану актером, но никогда не поступал в театральный институт. С 18 лет мне пришлось зарабатывать на жизнь. Папа вышел на пенсию, он был очень больной человек, а у старшего брата была своя семья, и я не мог себе позволить учиться на стационаре. Начал работать на заводе «Арсенал». Трижды пытался поступить в эстрадно-цирковую студию и параллельно в студию при Театре имени И. Франко. В 1967 году меня одновременно приняли в обе студии, но я выбрал эстрадно-цирковую. Работая на заводе, играл в эстрадном театре при «РАБИСе», которым руководил Альфред Васильевич Шестопалов. Считаю его своим первым учителем. Я восхищался его игрой в «Варшавской мелодии» вместе Адой Роговцевой. Шестопалову предложили создать полноценный эстрадный коллектив для Архангельской филармонии и подготовить программу. В тот момент это была одна из самых богатых в Советском Союзе филармоний. Шестопалов предложил мне возглавить творческий коллектив, состоящий из выпускников нашей студии. Тексты нам писали начинающие тогда Юрий Рыбчинский, Валерий Винярский, а музыку -- Игорь Поклад. Три года мы ездили по графику «Росконцерта»: Урал--Сибирь--Дальний Восток. Но до Читы так и не доехали -- запили оркестранты. Тогда в 1971 году Шестопалов придумал то, что сегодня стало обыденным -- эстрадный коллектив стал работать под фонограмму. Два магнитофона с огромными бобинами пленок на случай, если в одном порвется, и звукорежиссер, за роскошными задниками из голубого нейлона с белыми снежинками стояли огромные колонки. У зрителя в те времена отсутствие оркестра вызывало недоразумение. Спрашивали: «Почему и где вы прячете музыкантов?»

-- Вы назвали Шестопалова своим учителем, а Юрий Мажуга считает вас своим учеником. Как это нужно понимать?

-- Я сам ему в этом не так давно признался. Когда я пришел в Театр русской драмы, из-за кулис постоянно наблюдал, можно сказать, подглядывал за актерской манерой Мажуги. Он был и остается для меня кумиром в театре, чем-то недосягаемым. Во время репетиций я хотел понять, в чем секрет его убедительной легкости. Как говорил Михоэлс: «Научить нельзя, научиться можно».

-- Театр вы любите больше, чем кино?

-- В театре я вижу моментальную отдачу. Выходя на сцену, борюсь за зрителя. Например, в комедии «Школа скандала» иду вразрез жанру. У всех комедия, а у меня трагедия. Я, старый холостяк, женился на молоденькой, и уже это одно событие вызывает у всех смех. А когда в доме у человека, которому я доверяю, открывается ширма, а за ней моя жена, зал аплодирует, и всякий раз нужно заставить зрителя мне сочувствовать. Когда зал затихает, я чувствую, что он со мной.

С этим спектаклем мы были в Израиле, Германии. Но самые ответственные гастроли состоялись в Москве в 1998 году. Классический спектакль «Школа злословия» ставился во МХАТе, больше никто в бывшем Советском Союзе его не ставил. Игра Ольги Андровской и Михаила Яншина в ролях леди Тизл и сэра Питера считалась неподражаемой. Было важно, как примут его те, кто видел МХАТовский канонический спектакль. Успех превзошел все наши ожидания. Критики отмечали, что спектакль и сэр Питер современные, в отличие от Яншина, который играл одной краской слабого мягкого господина, а современный актер играет мужчину, который борется за свою любовь и побеждает.

Играя в этом спектакле с Назаровой, мы каждый раз пытаемся покорить зрителя. С ней в каждом спектакле я чувствую себя, как на премьере. Она замечательная партнерша. Мы словно по-новому ощущаем флюиды, исходящие друг от друга.

-- А что вы испытывали, когда играли адвоката в фильме «День рождения Буржуя»?

-- В «Буржуе-1» роль адвоката Варламова была вырезана. Критики писали: «Призрак Варламова бродит по Буржую». О нем говорят постоянно, но не показывают его.

В «Буржуе-2» я материализовался. Как ни странно, в этой роли мне не пришлось особенно напрягаться.

453

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів