ПОИСК
Події

То, что ан-3 не смог улететь с южного полюса из-за поломки и что российско-украинскую экспедицию эвакуировали на американском летающем мусоровозе -- ложь

0:00 25 січня 2002
Так заявляет киевлянин летчик-испытатель Сергей Тарасюк, командир экипажа «кукурузника», впервые в истории отечественной авиации совершившего полет в Антарктиду

«ФАКТЫ» уже сообщали, что на Рождество, 7 января, усовершенствованный «кукурузник» Ан-3 с украинско-российским экипажем совершил полет на Южный полюс. До этого ни советские, ни украинские самолеты не покоряли южную «шапку планеты». С успехом участников экспедиции поздравил президент России Владимир Путин -- он позвонил им на полюс! А через неделю разразился скандал. Информагентство Ассошиэйтед Пресс сообщило, что Ан-3 якобы не смог вылететь с полюса из-за поломки и экспедицию во главе с заместителем председателя Госдумы России Артуром Чилингаровым пришлось эвакуировать на стареньком самолете, который американцы используют для вывоза мусора со своих станций в Антарктиде. За оказанную услугу они теперь требуют 80 тысяч долларов.

«Нам сообщали неверные сведения о погоде, чтобы сорвать экспедицию»

-- И поломка Ан-3, и эвакуация на самолете-мусоровозе -- это чья-то недобрая выдумка. Мы, действительно, были вынуждены оставить «аннушку» на полюсе, но исключительно из-за начавшейся метели, -- заявил «ФАКТАМ» по возвращении в Киев летчик-испытатель Авиационного научно-технического комплекса им. Антонова Сергей Тарасюк. -- А возвращались мы на обычном американском самолете «Геркулес», который возит полярников, оборудование, продовольствие. Кстати, даже если бы программу экспедиции удалось выполнить полностью -- после полюса побывать на 5--6 антарктических станциях разных стран и вернуться на ледовый аэродром Пэтриот-Хиллс, -- Ан-3 все равно, возможно, остался бы работать в Антарктиде. Эту идею Чилингарова в телефонном разговоре поддержал Путин.

Мы двое суток пережидали пургу, но она все не прекращалась. Американцы -- их станция «Амундсен-Скотт» находится на полюсе -- посоветовали лететь на «Геркулесе», поскольку метель могла и через неделю не закончиться.

Выдумки о поломке нашего самолета появились в прессе, как только экспедиция вернулась в Москву. Было обидно, но мы особенно не удивлялись, ведь еще в декабре, не долетев до Антарктиды, столкнулись с нечестной игрой. Нам сообщали, что в Антарктиде в районе ледового аэродрома плохая погода и вылететь туда мы не можем. Из-за этого на две недели застряли в Чили. Как затем выяснилось, метеоусловия были нормальными. Похоже, кому-то выгодно, чтобы экспедиция не состоялась. Мы показались конкурентами фирмам, которые за немалые деньги занимаются туристическим бизнесом в Антарктиде. Ведь на «аннушке» летели семеро туристов, выложивших за путешествие на полюс кругленькую сумму (я слышал, что такой полет обходится обычно в 50 тысяч долларов). Заработанные таким образом деньги позволили частично оплатить проведение экспедиции.

РЕКЛАМА

-- Говорят, что она обошлась в миллион долларов…

-- Да, примерно столько: нужно было договориться с омским ПО «Полет» о предоставлении Ан-3, арендовать на длительный срок Ил-76 (в котором доставили «аннушку» в Антарктиду, сняв крылья и хвостовое оперение) и совершить кругосветный перелет. Это стоит очень и очень дорого.

РЕКЛАМА

Основным спонсором был французский миллионер господин Пульсен. Он давний знакомый Чилингарова -- прославленного полярника, в свое время организовавшего для Пульсена полет на Северный полюс.

Г-н Пульсен установил крайний срок полета в Антарктиду: 5 января (к счастью, Чилингарову удалось уговорить Пульсена продлить сроки экспедиции). Как только эта дата минула, нам дали «добро» вылететь на Пэтриот-Хиллс. Об этом мы узнали, находясь в 400 км от своего самолета -- устав ждать, отправились полюбоваться природой в местный заповедник. С радостью оставили эту затею и бросились в город Пуэнто-Аренас, где остался наш Ил-76. Прилетев в Антарктиду, первым делом занялись сборкой Ан-3.

РЕКЛАМА

На ледовом аэродроме нет ни оснастки, ни ангара, так что эта несложная в обычных условиях работа растянулась на сутки. Нашим пристанищем стала законсервированная чилийская база. Это, по сути, большая палатка, утепленная изнутри пенопластовыми блоками. Вход в нее устроен, словно нора -- под снегом. Чилийцы оставили там запас керосина и продуктов, а мы прибавили к этому НЗ тушенку.

«В полете к Южному полюсу компас пилоту не товарищ»

-- Ан-3 там совершил два контрольных полета. Машина работала, как часы -- ни малейшего замечания. И вот 7 января вылетели на полюс, -- продолжает Сергей Тарасюк. -- Нас от него отделяло чуть более тысячи километров. В Антарктиде сейчас лето, температура -- каких-то минус двенадцать. Для «аннушки» это не мороз: в Сибири она при минус пятидесяти пяти отлично летала. И тем не менее, шестичасовой полет над ледовой пустыней стал для нее серьезным испытанием.

Когда летишь над Антарктидой, складывается впечатление, что ты внутри огромного белого мешка: все кругом белое -- не только земля, но и небо. Более того, там почему-то исчезает линия горизонта. На испытаниях Ан-3 в Сибири, где все на сотни, а то и тысячи километров вокруг укрыто снегом, с подобным визуальным эффектом мы не сталкивались. Полет над Антарктидой усложнялся тем, что не удалось наладить радиосвязь с ближайшими станциями, а самое главное -- нельзя было верить показаниям компаса. Дело в том, что географический полюс находится невдалеке от магнитного. Поэтому компас там пилоту не товарищ. Пользовались спутниковой навигационной системой GPS. Сравнить ее показания было не с чем, и невольно закрадывались тревожные мысли: а вдруг система дает сбой, а вдруг мы отклонились?.. Примерно в 25 километрах от полюса смогли выйти на связь со станцией «Амундсен-Скотт». После этого все сомнения отпали: летим верным курсом.

Американцы встретили нас радушно. С нашими пассажирами (кроме семи туристов, летели Чилингаров, его заместитель и оператор телеканала ОРТ) полярники выпили шампанское. А вот четверым членам экипажа спиртное потреблять возбранялось, даже в честь прибытия на полюс: мы, как говорится, были «за рулем». Через пару часов собирались улетать. Но вскоре началась метель, стало ясно, что придется задержаться, так что и экипажу я разрешил пригубить спиртное. Правда, от шампанского мы отказались -- по славянскому обычаю выбрали водочку.

Звонок на полюс Владимира Путина был для нас неожиданностью. Впрочем, до этого он прислал приветственную телеграмму Чилингарову, когда мы «загорали» в Чили. Казалось бы, этим и ограничится. Ан нет, Владимир Владимирович решил поздравить с успехом по телефону. Нас это очень вдохновило, и американцев тоже. В кои веки на их «хутор» на Южном полюсе позвонил Президент России!

Станция «Амундсен-Скотт» поражает необычностью своего архитектурного решения -- сделана по такому же принципу, как в фантастических фильмах поселения землян на других планетах. Она находится внутри своеобразной теплицы (металлической полусферы), в которой -- здания, улицы, а над ними -- искусственное небо. Сильные морозы, ветры, метели станции не страшны. Купол укрывает территорию площадью примерно один квадратный километр. Вход, как и на Пэтриот-Хиллс, прорыт в снегу. Снаружи это сооружение похоже на холм, укрытый толстым слоем снега.

В географической точке полюса установлен невысокий столб. Вокруг него -- двенадцать флагштоков. Мы с россиянами вбили еще два -- для наших национальных флагов. А поскольку на полюс мы прилетели на Рождество, то на станции я оставил иконку Николая Угодника.

-- Как граждане Украины стали членами экспедиции, ведь ее организовывали россияне?

-- Первоначально планировали полет на вертолете Ми-8 -- с тем же пилотом, что возил г-на Пульсена на Северный полюс. Но этот летчик недавно погиб. Пульсен не хотел отправляться в рискованный полет с другим. Однако Чилингаров уговорил его лететь на Ан-3, поскольку он оснащен лыжами, причем необычными -- с подогревом. К тому же, это новый самолет: в прошлом году мы завершили его испытания, наш Ан-3 был первым, выпущенным в Омске… Для экспедиции предполагалось набрать российский экипаж. Но контролирующие инстанции возразили: для столь сложного перелета нужны пилоты, которые испытывали машину.

В экспедицию отправился с удовольствием -- интересно было побывать в Антарктиде. Родные привыкли к моим продолжительным командировкам, так что и с их стороны возражений не было. Обрел на шестом континенте вид заправского полярника, даже бороду отпустил. По возвращении в Москву Чилингарову пришлось из-за этого мне специальную справку выписать -- чтобы милиция не придралась, заподозрив во мне боевика с Кавказа. На официальном бланке Госдумы России указано: «Гражданин Украины летчик-испытатель Тарасюк Сергей Митрофанович, член Российской воздушной экспедиции в Антарктиду, возвращается в Киев через Москву. Просьба оказать содействие». И подпись Чилингарова.

А наша «аннушка» пока осталась на Южном полюсе. Ее дальнейшая судьба, надеюсь, решится в ближайшее время.

901

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів