Когда брежнев увидел «линкольн» никсона, он восхищенно воскликнул: «а можно и мне такой же? »
Прошло 30 лет со дня переговоров между Брежневым и Никсоном, но об «автомобильной» стороне этого события известно очень узкому кругу людей. А между тем любовь двух глав государств к роскошным авто послужила поводом для их дружбы и разрядки между СССР и США. Заядлый автомобилист Брежнев, имевший в своем гараже 68 иномарок, не остался равнодушным к американским лимузинам, поэтому президент Никсон не мог не сделать советскому лидеру роскошный подарок.
Кортеж Брежнева и Никсона мчался на переговоры в Завидово со скоростью 150 километров в час
С тех пор, как Хрущев стучал башмаком по кафедре ООН, прошло достаточно времени, чтобы коммунистические лидеры осознали необходимость разрядки. Американский президент начала 70-х Ричард Никсон знал СССР не понаслышке. В 1959 году он открывал в Москве первую американскую выставку, еще будучи госсекретарем. Когда Никсон стал главой Белого Дома, он получил приглашение хозяина Кремля. Первые со времен Кеннеди американо-советские переговоры состоялись в мае 1972 года.
Перед полетом в Москву посол СССР в США Анатолий Добрынин сообщил президенту, что Леониду Ильичу очень хотелось бы получить в подарок «Кадиллак Эльдорадо». Из Белого Дома позвонили в Детройт и приказали за три дня приготовить автомобиль для неординарного и очень взыскательного клиента. На заводском конвейере взяли недособранное черное купе и, погрузив на трейлер, отправили в кузовное ателье «Фишер». Салон обтянули великолепной красной кожей, на приборном щитке установили стереомагнитофон «Кларион» с восемью дорожками, а в багажник поместили ящик с запчастями и инструкцию на русском языке. Потом на полигоне испытали этот переднеприводной автомобиль с восьмицилиндроым мотором мощностью 236 лошадиных сил. «Эльдорадо» юбилейной серии (в 1972 году «Кадиллаку» исполнилось 70 лет) погрузили в транспортный самолет, перевозивший машины президента, который взял курс с авиабазы Селфридж на аэродром на Ходынке.
Когда «Боинг» с Никсоном на борту приземлился, и стали садиться по машинам, руководство СССР увидело «Государственный N 1» (так в США называется лимузин главы государства). В те годы это был удлиненный лимузин «Линкольн Континенталь», изготовленный в 1968 году для президента Джонсона. Бронированный лимузин был оснащен не только системой спутниковой связи, но и заказным кузовом от ателье «Хес энд Эйзенхардт» с увеличенной площадью остекления, чтобы граждане могли лицезреть главу государства. Себестоимость такого автомобиля около полумиллиона долларов, но руководство правительственного гаража всегда платит за него символическую цену в один доллар. Возможно, поэтому президентские машины меняются нечасто.
Увидев «Линкольн» Никсона, Брежнев восхищенно воскликнул: «А можно и мне такой же?» Но потом смущенно добавил: «Только обычный, конечно». Автомобилем «Эльдорадо», который передали охране Брежнева, Леонид Ильич остался не очень доволен. Рассевшись по машинам, хозяева и гости отправились из правительственного аэропорта «Внуково-2» в любимое Брежневым охотничье хозяйство в Завидово, где и проходили переговоры. Колонна двигалась со скоростью 150 километров в час, машины безопасности все время вырывались из общего потока, уходя вперед или отставая, демонстрируя повышенную боевую готовность КГБ. Ведь это был первый визит президента США в СССР.
Ричард Никсон и сопровождающие его лица жили в дипломатических особняках на Ленинских горах. Для супруги президента была подготовлена специальная программа. Вместе с мужем она посетила лишь «Лебединое озеро» в Большом театре. Брежнев вел переговоры без участия министра иностранных дел Громыко. В беседе с Никсоном с глазу на глаз он сказал, что мечтает установить с ним личные дружеские отношения (этому его научил ас международных переговоров, сталинский министр Вячеслав Молотов). По окончании переговоров, во время которых Брежнев требовал остановить войну во Вьетнаме, Леонид Ильич сделал Никсону подарок -- 8-местный катер на подводных крыльях. Позднее друзья отправились путешествовать по СССР, посетив и Киев.
Госсекретарь США Киссинджер называл Брежнева никудышным политиком, но асом за рулем
По возвращении домой Никсон вспомнил о просьбе Брежнева подарить ему «Линкольн». Поскольку модельный год в США начинается в середине календарного, было известно, что «Линкольн» 1973 года является провальным с точки зрения дизайна, а нефтяное эмбарго арабских стран заставило сделать его и менее мощным. Необходим был автомобиль 1972 года, но деньги на его приобретение в государственном бюджете не предусматривались, а украсть у народа капиталистам было невдомек. На помощь пришел Арманд Хаммер, подаривший Брежневу в 1968 году «Роллс-Ройс Сильвер Шедоу». Он собрал американских бизнесменов, и те нашли необходимые 10 тысяч долларов для покупки голубого седана «Линкольн Континенталь».
Поскольку Никсон пригласил советского лидера летом 1973 года с ответным визитом в США, в Москву прилетел госсекретарь Генри Киссинджер, чтобы оговорить подробности и темы переговоров. Когда официальная часть, проходившая в Завидове, подошла к концу, Брежнев подвел его к подаренному год назад «Кадиллаку». Они сели в машину, взревел мотор, и широкий автомобиль понесся по узким подмосковным дорогам. Киссинджер, вцепившись в приборный щиток, молился, чтобы им встретился дорожный пост и остановил лихача. Но в собственной стране Брежнева остановить было невозможно. К тому же он был великолепным водителем, а переднеприводной автомобиль устойчив даже на крутых поворотах. Когда «Эльдорадо» остановился на берегу Москвы-реки, Киссинджер испугался, что Брежнев поведет и катер на подводных крыльях. К его счастью, за штурвал сел другой человек, правда, показавший тоже хорошую скорость.
Во время ответного визита в Вашингтон Брежнев не стал брать с собой супругу. Вместо нее генерального секретаря сопровождала стюардесса его личного «Ил-62». Леонид Ильич умудрился представить ее президенту США.
В переговорах с глазу на глаз Брежнев заверял Никсона, что он обеими руками за сближение двух сверхдержав, но очень нелегко сломить стереотипы старой цэковской гвардии. Леонид Ильич был приятно удивлен, когда Никсон выставил на стол бутылку «Столичной». Затем главы держав вышли на улицу, где президент вручил генсеку ключи от автомобиля. Это был «Линкольн Континенталь», выкрашенный в голубой металлик, с виниловой крышей темно-синего цвета. Салон этого автомобильного гиганта был обит черным велюром. В комплектацию входили климатическая установка, электрорегулировка кресел, музыкальный центр. На приборном щитке из орехового дерева красовалась серебряная табличка: «На добрую память. Самые лучшие пожелания».
Брежнев пришел в неописуемый восторг. Он подтолкнул Никсона к передней двери, а сам сел за руль. На заднее сиденье сел личный переводчик генсека Виктор Суходрев. Киссинджер, называвший Брежнева никудышным политиком, предусмотрительно спрятался за спины охраны. Хотя он убедился, что генсек высококлассный водитель, но смертельно боялся с ним ездить. Леонид Ильич вырулил на одну из узких дорог, идущих по периметру Кэмп-Дэвида, где проходили переговоры. Огромный заднеприводной седан с мотором в 224 лошадиные силы и автоматической коробкой передач он разогнал до предела. Дорога была узкой, и никто не знает, что могло бы произойти, если бы из-за деревьев не выскочил «Джип» морских пехотинцев, охранявших Кэмп-Дэвид. Впереди был очень крутой спуск с резким поворотом в конце. Никсон подался вперед, повторяя: «Опасный спуск». Но Леонид Ильич его не слушал и скорость не снижал. Внизу он сделал лихой поворот и беспрепятственно довел «Линкольн» до группы ожидающих. Благодаря президента за подарок, генсек сказал: «Это очень хороший автомобиль, он великолепно держит дорогу». В устах такого водителя, как Брежнев, эта похвала значила очень много.
Как вспоминают близкие и начальник кремлевской охраны Михаил Докучаев, этот «Линкольн» стал самым любимым автомобилем Брежнева.
Об аварии, в которой Брежнев разбил свой «Роллс-Ройс», советские СМИ умолчали
После смерти Брежнева все его машины «разлетелись» по миру. «ФАКТЫ» уже рассказывали о скандале вокруг «Мазератти Кватропорте» 1966 года. Но подарки Никсона ожидала другая судьба. «Кадиллак» остался в Москве и находится в хороших руках. Иногда он принимает участие в тусовках клуба «Автоамерика». «Линкольн» попал в рижский музей «Межциемс», где собраны лучшие автомобили прошлых лет. Неподалеку от него стоит и разбитый вдребезги «Роллс-Ройс», подаренный Брежневу Хаммером. За рулем этой авторуины восседает восковая копия Леонида Ильича. Генеральный секретарь Компартии попал в серьезную аварию.
Уже стареющий Брежнев не хотел отказываться от любимых увлечений: охоты и управления автомобилем. Он не давал застаиваться своим «железным коням». Осенью 1980 года генсек ехал из Завидова на черном «Роллс-Ройсе». Брежнев так разогнал «Серебряную тень» (перевод «Сильвер Шедоу»), что обогнал машины охраны, которые всегда шли впереди. Когда нужно было сворачивать с окружной дороги, он забыл, что едет без охраны, и лихо повернул влево, через осевую. Черный лимузин влетел прямо под самосвал МАЗ-502. Легковушку искорежило так, что она не поддается восстановлению. Водитель МАЗа пропал в подвалах Лубянки, а Леонид Ильич с тех пор не садился за руль. Об аварии, в которой Брежнев разбил свой «Роллс-Ройс», советские СМИ умолчали, а компания Би-Би-Си заявила, что лидер Страны Советов отделался «легким насморком». Умели раньше делать безопасные машины.
Искореженная «Тень» попала на склад Московского военного округа, откуда в 1986 году была продана рижским коллекционерам за 3 тысячи 354 рубля 70 копеек.
1871Читайте нас у Facebook