Дмитрий дмитриевич шостакович окончил курсы футбольных судей и, как дорогую реликвию, хранил в своем архиве билет на не состоявшийся 22 июня 1941 года матч «динамо» (москва) -- «красная заря» (ленинград)
«Мое глубокое убеждение, что со времен Бетховена еще не было композитора, который мог бы с такой силой внушения разговаривать с массами», -- сказал о Дмитрии Шостаковиче всемирно известный американский музыкант и дирижер С. Кусевицкий. Пожалуй, не было в Советском Союзе другого композитора, так щедро осыпанного государственными наградами и званиями, как Шостакович, и в то же время так часто подвергавшегося безжалостной критике партийно-государственными идеологов. В жизни он был скромнейшим и добрейшим человеком, а о его отзывчивости ходили легенды. Музыка же его будет нужна людям во все времена, ибо она пронизана любовью к человеку, верой в его разум и благородство, добро и красоту.
Несколько интересных фактов из жизни Дмитрия Шостаковича
1. Дед будущего гения по отцовской линии Болеслав Петрович был связан с известной революционной организацией «Земля и воля» и помог бежать из тюрьмы Ярославу Домбровскому, ставшему впоследствии главным военачальником и героем Парижской Коммуны. За это Болеслав Петрович был сослан в Сибирь, где у него родился сын Дмитрий, ставший инженером-химиком и работавший в Главной палате мер и весов, основанной Д. И. Менделеевым. Мать Дмитрия Шостаковича, Софья Васильевна, училась по классу фортепиано в Петербургской консерватории и стала, по сути, его первой учительницей музыки. «У нас по вечерам собирались мои товарищи по консерватории, -- вспоминала она. -- Мы играли квартеты и трио и я уверена, что эти прекрасные вечера классической музыки немало способствовали развитию музыкального вкуса у композитора-сына, который тогда ютился в своем укромном уголке, боясь шевельнуться от счастья».
На формирование музыкального вкуса будущего композитора оказывало и его окружение. «Я очень живо помню звучание музыки из соседней квартиры, -- вспоминал через много лет Шостакович, -- в которой проживал инженер, отличный виолончелист и страстный любитель камерной музыки. У него регулярно собирались друзья, разыгрывавшие квартеты и трио. Чтобы лучше слушать их игру, я забирался в коридор и просиживал там часами »
2. Весной 1917 года, будучи учеником музыкальных курсов пианиста И. Гляссера, одиннадцатилетний Митя Шостакович, жадно интересовавшийся событиями, происходившими тогда в Петрограде, 3 апреля вместе с рабочими слушал на площади у Финляндского вокзала историческую речь В. И. Ленина, произнесенную им с броневика. Может, поэтому «ленинская» тема заняла такое большое место в творчестве Шостаковича.
3. Осенью 1919 года Дмитрий Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию, ректором которой тогда был выдающийся композитор Александр Константинович Глазунов. Именно он разглядел в скромном худощавом студенте задатки гениальности и, когда в 1923 году Дмитрий тяжело заболел, Глазунов обратился в Наркомпрос с просьбой помочь юноше: «Гибель такого человека была бы невозвратимой потерей для мирового искусства».
4. В 1924 году юный Шостакович приехал летом в Славянск, чтобы немного подлечиться, в гости к тому самому инженеру, игру которого на виолончели слушал в детстве у дверей соседней квартиры. «Отец был в то время главным инженером славянского комбината «Красный химик», -- вспоминала его дочь Елена Порядкова. -- Мы жили в служебном доме, на территории завода, за проходной Мите нравились многоголосые заводские гудки. Нравилось смотреть, как по гудку к проходной завода идет толпа рабочих, и среди них -- веселые кудрявые девчата с карандашной фабрики. Может быть, такое прохладное утро вспомнилось ему позже, когда он работал над своей знаменитой «Песней о встречном». Это была первая советская массовая песня, прозвучавшая с экрана в одном из первых советских звуковых фильмов «Встречный» в 1932 году. В 1945 году ее мелодия стала гимном Организации Объединенных Наций.
5. В 30-е годы Шостакович страстно увлекся футболом, часто бывал на футбольных матчах, окончил курсы футбольных судей и даже написал музыку к хореографическому номеру ансамбля песни и пляски НКВД «Футбол» и, как дорогую реликвию, хранил в своем архиве билет на не состоявшийся 22 июня 1941 года матч «Динамо» (Москва) -- «Красная заря» (Ленинград).
6. В самом начале войны, в июле, когда фашисты уже были на подступах к Ленинграду, Шостакович начал работу над легендарной Седьмой симфонией и под ежедневные сигналы воздушной тревоги, разрывы бомб и снарядов в декабре завершил это гениальнейшее произведение XX века. Премьера состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве в исполнении оркестра Большого театра под управлением С. Самосуда. Через некоторое время военный корабль доставил микрофильм с партитурой симфонии в Лондон, где 29 июня ее исполнил симфонический оркестр под управлением английского дирижера Г. Вуда. А 9 августа премьера состоялась в блокадном Ленинграде в исполнении оркестра Ленинградского Радиокомитета под управлением К. Элиасберга и транслировалась по радио, что привело в неописуемую ярость Гитлера.
7. В 1955 году Шостакович приехал в Киев, чтобы посетить Бабий Яр, и ужаснулся -- там ничего не напоминало о трагедии 1941 года. Лишь через шесть лет было опубликовано стихотворение Евгения Евтушенко «Бабий Яр», сразу принятое в штыки партийной верхушкой страны. На слова Евтушенко Шостакович написал вокально-симфоническую поэму для оркестра, хора и солиста-баса, ставшую известной как Тринадцатая симфония. Партию баса Шостакович предложил премьеру Киевской оперы Борису Гмыре. Со своей второй женой Ириной Антоновной Супинской он приехал в Киев и жил у Гмыри, обсуждая будущую работу. Когда Шостакович уехал, Борис Романович, после разговора в ЦК КПУ, 15 августа 1962 года отправил композитору телеграмму: «У меня состоялась консультация с руководством УССР по поводу Вашей 13-й симфонии. Мне ответили, что руководство Украины категорически возражает против исполнения стихотворения «Бабий Яр». При такой ситуации, естественно, принять к исполнению симфонию не могу. О чем с сожалением Вам и сообщаю». От работы над симфонией отказался и большой его друг, дирижер Евгений Мравинский, первый исполнитель большинства его симфоний. На помощь Шостаковичу пришли дирижер Большого театра К. Кондрашин, солистка театра Г. Вишневская, уговорившая известного певца-баса В. Нечипайло исполнить сольную басовую партию. В начале декабря начались репетиции. Через несколько дней, узнав о них, глава идеологической комиссии при ЦК КПСС Л. Ф. Ильичев на встрече с деятелями культуры сказал: «Антисемитизм -- отвратительное явление. Партия с ним боролась и борется. Но время ли поднимать эту тему? Что случилось? И на музыку кладут! Бабий Яр -- не только евреи, но и славяне. Зачем выделять эту тему?»
И все же репетиции симфонии продолжались, но перед самой премьерой отказался петь Нечипайло. Положение спас Кондрашин, найдя малоизвестного солиста Московской филармонии А. Громадского. Премьера 13-й симфонии состоялась в Большом зале Московской консерватории. Билеты спрашивали за три квартала. Подходы к залу охранял усиленный наряд милиции. Радио и телевидению транслировать и записывать симфонию было запрещено. И все же успех был ошеломляющий, долгое время Шостаковича и Евтушенко не отпускали со сцены. «Меня ошеломило, -- вспоминал поэт, -- прежде всего то, что если бы я (полный невежда, пострадавший когда-то от неизвестного мне медведя) вдруг прозрел слухом, то написал бы абсолютно такую же музыку. Более того, прочтение Шостаковичем моих стихов было настолько точным, что, казалось, он невидимкой был внутри меня, когда я писал эти стихи »
8. В последние годы жизни у Шостаковича него сильно болели ноги, отказала правая рука, клавиры и партитуры он научился писать левой. Летом 1975 года он написал вокальный цикл на стихи Микельанджело, последняя часть которого называлась «Бессмертие». В его основу легла мелодия, которую он сочинил на те же стихи в 9-летнем возрасте. Это было его последнее произведение -- 9 августа Шостаковича не стало.
Читайте нас у Facebook