Воспитывая гения «из-под палки», родители растят больного и закомплексованного ребенка
Почему школьники в развитых странах все чаще страдают депрессией или наоборот -- очень агрессивны? Почему детям уже в младших классах «облом» учиться? Почему весьма распространенным диагнозом становится детская мигрень? Исследователи из университета города Билефельд (ФРГ) полагают, что одна из причин -- «перегрев» юных мозгов в школе и семье. В качестве худшего примера приводится Япония: там все больше детей в год уже могут читать и говорить на родном языке, в два -- на иностранном. Исключительная образованность принесет ребенку успех, считают родители и наказывают его за неуспеваемость. Но тем самым лишь наделяют его взрослыми болезнями и психическими комплексами.
«Я неудачник». Сегодня многие молодые люди считают, что их жизнь не задалась со школьной скамьи. Чаще виноваты родители: по причине собственного честолюбия они отдали ребенка в элитную школу с продвинутой учебной программой, тогда как нормальному малышу достаточно обычной, тоже изрядно нагруженной. В результате -- неуспеваемость, стресс и комплекс. Или же ребенку внушали, будто он самый умный. Так, в Германии 38 процентов школьников и 52 процентов школьниц «знают», что добьются большего, чем родители, причем без особых на то оснований. И когда жизнь ставит их на место, очень многие перестают верить в себя.
«Я говорю глупости». Наказание за малейшую ошибку, практикуемое особо рьяными учителями и родителями, приводит к тому, что в той же Германии ныне более четверти школьников в возрасте 13--15 лет боятся отвечать на вопросы и выполнять какие-либо задания. Из-за этого 10 процентов из них вынуждены оставаться на второй год, 17% едва переходят в следующий класс. К тому же ведут смешки по поводу детских страхов и неудач. Дети закрываются в своих комнатах, «зависая» перед телевизором, компьютером, теряя всякий интерес к живому общению -- а вдруг опять высмеют?
«Я плохой». Родители ожидают, что их ласковый малыш всегда останется лапочкой и вырастет умничкой. Если не так -- они сразу обвиняют: ты связался с бандитами, или с наркоманами, или с рэпперами Такая начитанность предков вызывает лишь раздражение, и агрессивность современных школьников в большинстве случаев оправдывается соображениями типа «Раз так, значит, буду бандитом».
«Высокие требования в школе и дома, спешка, стрессы и конфликты поставили детскую психику на предел ее возможностей, -- считает руководитель отдела детской и подростковой психиатрии клиники университета в Билефельде Ульрих Кнолькер. -- Между уроками, домашними заданиями, спортивными секциями, языковыми курсами и прочей обязаловкой у детей не остается времени просто помечтать. » Самый распространенный результат -- хроническая депрессия, признаки которой -- истеричность, нарушения сна и трудные подъемы поутру, внезапная неуемная тяга к сладкому и увеличение массы тела, ухудшение пищеварения, частые болезни, недомогание. Но все более частым диагнозом становится детская мигрень, бороться с которой, как и со взрослой, очень трудно.
Что делать, если ребенка донимает головная боль?
Рекомендуется оставить его одного в затененной тихой комнате, хорошо проветренной. Дети сами, как правило, находят себе занятие, чтобы отвлечься от боли. Если нужна помощь, положите на лоб прохладное влажное полотенце, детям старшего возраста можно нанести на лоб немного мятного масла, младшим -- эфирного. Но осторожно: при мигрени чувствительность к запахам возрастает. Иногда приносит облегчение мягкий массаж живота или нажатие на определенные точки на голове -- их несложно отыскать самому, так как они во время приступа становятся болезненными.
Для профилактики головной боли следите, чтобы ребенок достаточно спал, соблюдая режим сна и бодрствования даже в выходные. Хорошо, если он заметит, после чего обычно возникает боль, и научится избегать ее. Наиболее подходящие виды спорта -- с длительной равномерной нагрузкой (например, плавание, велоспорт).
377Читайте нас у Facebook