ПОИСК
Події

Когда-то процветающее островное государство науру сегодня стало одной из наиболее популярных в мире зон для «отмывания» денег

0:00 9 лютого 2001
Інф. «ФАКТІВ»

В последнее время многие украинцы проявляют повышенный интерес к географии. Они водят пальцами по карте, пытаясь обнаружить на просторах Тихого океана крохотный островок Науру. Ведь именно туда, по заявлению правоохранителей, утекли через банк «Славянский» миллиард с хвостиком долларов, предназначавшихся для платы за газ. К тому же в связи с этим миллиардом упоминаются имена других известных в стране людей -- Юлии Тимошенко и Павла Лазаренко.

Что же это за чудо-остров, к которому через горы, океаны и законодательные препятствия устремляются наши денежки?

Самое маленькое государство когда-то могло похвастаться самыми высокими в мире доходами на душу населения

Расположен остров Науру почти у самого экватора, на полторы тысячи километров западнее Новой Гвинеи. Открыли его в 1798 году английские мореплаватели. Естественно, они тут же объявили Науру собственностью британской короны. Однако короне, владевшей громадными колониями по всему свету, было не до крохотного островка, и его надолго оставили в покое. В XIX веке местное население тревожили лишь беглые каторжники, матросы-дезертиры и не слишком преуспевающие предприниматели, которых привлекала на остров большая отдаленность от полицейских участков. Там они наслаждались спокойной жизнью, за что и дали острову название Плежент айленд -- Приятный остров. В 1888 году Науру оккупировали немцы, но это почти никак не повлияло на жизнь островитян.

После Первой мировой войны остров у Германии отобрали и отдали под протекторат сразу трех стран -- Великобритании, Австралии и Новой Зеландии. Но реально страной руководило австралийское правительство, назначившее там своего администратора. Однако постепенно Науруанский совет вождей отвоевывал все больше полномочий и, наконец, 31 января 1966 года провозгласил независимость.

РЕКЛАМА

Интересно, что Науру -- единственная в мире страна, не имеющая своей столицы. Собственно, и городов на острове нет. Люди живут на узкой пологой полосе вдоль всего побережья. Эта полоса разделена на 14 округов. Улиц на острове тоже нет. Адресом считается номер дома или почтового ящика.

Раз в три года науруанцы выбирают президента и парламент -- Законодательную ассамблею -- в составе 18 человек. Президент назначает правительство -- четырех министров, которых выбирает из числа депутатов парламента. Сам президент тоже выполняет целый ряд министерских функций. Так, нынешний глава державы Бернар Довийого совмещает также посты министра финансов и экономических реформ, иностранных дел, государственной службы, человеческих ресурсов, развития и трудоустройства, рыбных и морских ресурсов, телекоммуникаций, главы компании по сбору арендной платы за разработку фосфатов, главы программы инвестиций для граждан Науру, главы корпорации по восстановлению Науру, авиационной службы, а также председателя комитета по использованию земли.

РЕКЛАМА

Сегодня Республика Науру -- полноправный член ООН и «особый член» Британского содружества. Это самое маленькое в мире государство. Площадь его -- всего 21 квадратный километр (около 7 километров в длину и около 5 в ширину). Население страны составляет чуть больше 10 тысяч человек. Большинство из них -- науруанцы (народ, находящийся в родстве с полинезийцами и меланезийцами). Кроме них, на острове живут китайцы, японцы и европейцы. Официальные языки -- науру и английский. Валюта -- австралийский доллар.

Страна почти ничем не напоминает классическую «банановую» республику. Уровень жизни там довольно высок. Одно время в Науру был самый высокий в мире уровень дохода на душу населения. Бесплатная медицина, обязательное среднее образование (дети учатся в школе с 6 до 17 лет), дешевое жилье и государственное трудоустройство -- бесспорные завоевания науруанского пролетариата.

РЕКЛАМА

Каждый гражданин Науру получает дивиденды из национального трастового фонда

Что же принесло острову такое процветание?

Цивилизация пришла на остров лишь через сто лет после его открытия благодаря, в общем-то, случайности. В 1897 году один австралийский предприниматель привез с Науру камень. Но, видимо, он не слишком дорожил этим сувениром, так как вскоре приспособил его для подпирания дверей в своем офисе. Там его и обнаружил спустя три года новозеландский геолог Эллис и признал в нем кусок «камня плодородия» -- фосфорита. Этот минерал используется для приготовления фосфорных удобрений.

Оказалось, что толстым слоем фосфоритов (до 10 метров) покрыта почти вся территория острова. После этого и началась промышленная разработка фосфоритов, продолжающаяся и по сей день. Карьеры занимают более трети острова.

Еще в начале века монопольным правом на добычу фосфоритов завладели англичане. Однако, обретя независимость, правительство Науру сразу же озаботилось засильем иностранного капитала и, собрав деньги у населения, выкупило карьеры у английской компании. После этого деньги за фосфориты стали поступать в государственный бюджет. И, что интересно, они не уплывали в Украину, а оставались в Науру. Четверть выручки доставалась владельцам участков, а это около половины науруанских семей. А остальные деньги пошли в национальный трастовый фонд, дивиденды из которого получал каждый гражданин. Этого хватало на весьма приличную и спокойную жизнь.

На острове довольно много дорог -- 30 километров (из них 24 км с твердым покрытием). Есть и железная дорога длиной 3,8 км, по которой фосфориты доставляют с карьера на побережье к перерабатывающему заводу и порту.

Уже в этом году островитянам придется учиться жить без доходов, которые они получали от экспорта минерала

Но никакое благоденствие не вечно. Особенно то, которое зиждется на эксплуатации недр. Особенно, если недр очень мало. В географическом справочнике за 1970 год говорится, что годовая добыча фосфоритов на острове составляет 2 млн. тонн, а общие запасы этого минерала -- 60 млн. тонн. Простой расчет показывает, что к настоящему времени залежи должны были исчерпаться.

И это действительно так. Уже в нынешнем году последний корабль, груженный науруанскими фосфоритами, отойдет от причала, и островитянам придется учиться жить без доходов, которые они получали от экспорта минералов. А ведь остров очень зависит от внешнего мира. На нем не производится практически ничего, кроме сувениров и каноэ. Завозить приходится даже питьевую воду: на острове нет ни рек, ни ручьев. Своих продуктов питания тоже нет. Кокосовые плантации удалось развести только на 1% территории.

Рыболовство тоже на острове не приживается. Промышленным способам ловли жители предпочитают дедовский. Они приручают фрегатов и запускают их на «охоту» на веревочке, как змеев, надев на шею железное кольцо. Фрегат ловит рыбу, но проглотить ее из-за кольца не может. Тогда хозяин тянет его за веревку и забирает улов.

Еще в 70-е годы правительство разрешило регистрировать в Науру оффшорные компании

Впрочем, мудрость и дальновидность и здесь не изменили малочисленному правительству Науру. Предвидя неминуемый экономический коллапс, оно заранее принялось искать новые источники дохода. Правда, найти их в стране, которая не обладает ничем, кроме собственной независимости, довольно непросто. Вот и решили торговать независимостью, или, точнее, как говорят специалисты, юрисдикцией. Еще в середине 70-х годов в стране были приняты законы, позволяющие создание оффшорных компаний. То есть каждый человек на земном шаре, уплатив определенную сумму, может зарегистрировать в Науру предприятие, полностью освобожденное от налогов, с условием, что оно не будет производить никаких коммерческих операций на самом острове.

Впрочем, поначалу любители «оптимизировать» налоги предпочитали регистрировать свои компании на островах Карибского бассейна, где, кроме налогового рая, присутствует развитая пляжная инфраструктура. Ситуация изменилась в 90-х годах, когда США и ряд международных организаций объявили «крестовый поход» против «отмывания» денег и в первую очередь принялись за карибские оффшоры.

Вот тогда Республика Науру и стала одной из наиболее популярных оффшорных зон. О размахе операций тамошних банков можно судить по заявлению заместителя Центробанка России Виктора Мельникова, который в одном из интервью сообщил, что только в 1998 году из России на счета банков Науру было перечислено $70 млрд. В том же направлении работают и многие украинские бизнесмены. Глава Государственной налоговой администрации Николай Азаров неоднократно обращал внимание на пристрастие нескольких украинских банков к деловым контактам с банками Науру.

Зарегистрировать предприятие, например банк, в Науру очень просто. Необходимо уплатить правительству республики $5600, а затем каждый год платить $4980 за продление регистрации. Документов нужно немного. Главные из них -- краткое резюме, в котором владелец нового банка должен пообещать, что ничего плохого делать не будет, и справка об отсутствии судимостей на родине.

Впрочем, для регистрации совсем необязательно отправляться на остров. Все можно осуществить через Интернет. Во всемирной сети легко обнаруживаются фирмы, которые за $15 тысяч возьмут на себя все хлопоты по оформлению документов и подбору фиктивных акционеров из числа аборигенов. Впоследствии посредник ежегодно берет $7--8 тысяч на поддержание фирмы.

Контроль за банковской деятельностью в Науру практически отсутствует. Американский посол, вручая верительные грамоты президенту республики, задал ему прямой вопрос: не используется ли остров для «отмывания» денег? На что получил прямой ответ: это правительству не известно -- нет средств и опыта контроля. Причем банковская тайна в Науру блюдется неукоснительно, она возведена в ранг государственной политики.

Кстати, не надо думать, что деньги действительно находятся в Науру. Они пользуются лишь науруанской юрисдикцией, а реально числятся на корреспондентских счетах оффшорных банков в более комфортных странах (среди наших бизнесменов особенно популярны американские и прибалтийские банки).

Надавить на Науру, как на карибские оффшоры, очень трудно, так как остров плохо связан с миром. Национальная авиакомпания совершает всего два рейса в неделю на острова Фиджи, а телефонная связь столь ненадежна, что дозвониться до агентства, осуществляющего наблюдение за деятельностью оффшорных фирм, практически невозможно. Почтовым адресом всех банков Науру служит номер одного и того же почтового ящика.

Конечно, все это на руку людям, которые не хотят, чтобы посторонние совали нос в их финансовые дела. Поэтому количество банков на острове стремительно растет. А у международной организации «Силы по финансовому противодействию отмыванию денег» (FATF) Науру находится на плохом счету. Остров вошел в «черный» список 15 стран, где ситуация с «отмыванием» денег самая неблагополучная. Кроме Науру, в этот список вошли также Багамские и Каймановы острова, Острова Кука, Доминиканская Республика, Израиль, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Ниуэ, Панама, Филиппины, Россия, Сент-Киттс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины.

4072

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів