Когда закончится война, «скифское золото» вернут в Крым: 2000 древних шедевров, за которые шел спор в судах Нидерландов, покажут на выставке в Киеве
«Деревянные предметы, которые покажем на этой выставке, не менее ценны, чем золотые»
— Я правильно понимаю, что выставка «Сокровища Крыма. Возвращение» имеет для Сокровищницы особое значение, поскольку, когда началась большая война, экспонаты из драгоценных металлов и камней, в частности знаменитая золотая скифская пектораль, были эвакуированы за границу? — задаю вопрос Юрию Полидовичу.
— На самом деле экспонаты Сокровищницы за границу не вывозились. Их просто убрали из экспозиции.
— То есть они находятся в Украине?
— Именно так. Решение убрать вещи из экспозиции было принято не только в отношении предметов, которые демонстрировались в Сокровищнице, но и экспонатов подавляющего большинства музейных учреждений Украины. Поэтому экспозиционная деятельность, действительно, временно свернута. Акцент сейчас сделан на проведение выставок. Собственно Национальный музей истории Украины и Сокровищница, которая является его филиалом, работают в таком режиме — из-за полномасштабного вторжения.
— Выходит, есть достаточно места для размещения в залах всех 2000 экспонатов, которые в прошлом году наконец-то вернули из Нидерландов?
— Учитывая то, что до полномасштабного вторжения у нас выставлялось гораздо больше вещей, места более чем достаточно.
— Значит, не все залы будут заняты, а лишь часть?
— «Сокровища Крыма. Возвращение» размещаем на первом этаже. Кроме этого у нас сейчас работают еще две выставки. Одна (она называется «Miras. Наследие») посвящена крымскотатарской культуре. Вторая, «Украинская одиссея» — выставка офортов художника Владимира Бахтова к поэме Лины Костенко «Скифская одиссея».
И вот 5 июля открывается выставка «Сокровища Крыма. Возвращение», на которой представлены экспонаты из четырех музеев Крыма, которые были показаны в 2013—2014 годах в Бонне и Амстердаме. Кстати, вместе с этими предметами там тогда демонстрировались раритеты далекого прошлого, принадлежащие нашему музею (преимущественно это вещи из драгоценных металлов, их вернули в Киев еще в 2014 году).
— Вещи, которые принадлежат вашему музею и возили в Бонн и Амстердам, покажете на нынешней выставке?
— Нет, наши предметы экспонироваться сейчас не будут. Понимаете, мы хотим представить именно крымскую часть, возвращенную только в прошлом году. Отсюда и название «Сокровища Крыма. Возвращение».
— На ее афише размещено изображение каменной скульптуры, вероятно, какой-то богини с двумя рыбьими хвостами вместо ног. Что особенного в этом экспонате, почему его поместить на афишу? Что это за мифический персонаж?
— Персонаж действительно очень интересен, потому что олицетворяет растительный мир, связанный с богиней Земли (у греков это была Гея, у скифов Апи). То, что вы назвали рыбьими хвостами, на самом деле растительные побеги. К тому же эта фигура была окружена растительным декором. Поэтому ее называют богиней, которая прорастает.
— Эта статуя находилась в пантеоне греческих богов?
— Нет. Это фактически декоративный элемент, украшавший здание. Точнее, крыша какого-то сооружения. В архитектуре такие элементы отделки называются акротериями. Акротерий, изображение которого мы поместили на афише, действительно древнегреческий, сделанный, кстати, из известняка. Но подобные изображения есть в скифской культуре и культурах других народов.
Вы спросили, почему ее (богиню) разместили на афише выставки? Люди, которые придут к нам и увидят все своими глазами, поймут это — она поражает своей образностью, внутренней энергетикой.
— Эта скульптура хорошо сохранилась?
— Нет, не очень хорошо. Ее нашли разбитой на несколько частей. Причем их обнаружили не одновременно, а в разные годы. Замечу, что утрачено много фрагментов композиции, частью которой была эта скульптура. Речь идет о богатом растительном декоре.
— Экспонаты выставки «Сокровища Крыма. Возвращение» называют «скифское золото». Однако среди них есть предметы не из драгоценных металлов, а из других материалов. Их много?
— Да, немало: артефакты из камня, железа, бронзы, дерева. Понятно, что есть и золото, и драгоценные камни. Фактически все вместе экспонаты выставки — это демонстрация истории Крыма от V века до нашей эры до VI века нашей эры. Замечу, что деревянные предметы, которые покажем на этой выставке, не менее ценны даже, чем золотые.
— Почему?
— Потому что дерево очень плохо хранится. То, что до наших времен дошли деревянные покрытые лаком китайские шкатулки, которым уже две тысячи лет — это невероятная удача, это сокровище!
— Историки знали, что подобные шкатулки производились в Поднебесной, но в музеях не было ни одной такой, — продолжает ученый. — Вдруг в 1998—1999 годах в Крыму на территории древнего позднескифского Усть-Альминского некрополя (юго-западный Крым) археологи нашли несколько таких шкатулок и других предметов из дерева.
Следует сказать о технологии, которой пользовались в древние времена китайские мастера: они долго и терпеливо слой за слоем покрывали шкатулки соком лакового дерева. То есть это довольно трудоемкие изделия, изготовление которых потребовало много времени. Неудивительно, что они были очень дорогими и престижными. Имели черный цвет с красными узорами. А в середине — красный.
«В II—IV вв. нашей эры готы пришли из Скандинавии и осели в среднем Поднепровье»
— Как эти китайские шкатулки попали в Крым?
— Есть несколько версий на этот счет. Одни специалисты считают, что шкатулки привезены по Великому шелковому пути. Но, строго говоря, его существование вызывают сомнения. Вполне возможно, что этот путь просто придумали сами историки прошлых времен. В реальности все могло быть гораздо менее глобально: существовала сеть локальных торговых маршрутов, которыми как по цепочке шкатулки в конце концов и доставили из Китая в Крым.
Существует и совсем другая версия: их (шкатулки) купили или отобрали у кого-то сарматы где-то на границах с Китаем. Затем эти дорогие вещи передавались в какой-то состоятельной семье из поколения в поколение. И когда сарматы вторглись в Причерноморье, в Крым, осели здесь, шкатулки оказались на полуострове.
— Благодаря чему эти деревянные вещи сохранились до наших времен?
— Они попали в благоприятную среду в почве, которая сохранила их, как, условно говоря, в «консервной банке». Эти предметы вырезали вместе с грунтом, в котором они лежали. Их нужно было отреставрировать. Ни украинские, ни европейские реставраторы не взялись за эту сверхсложную работу. К счастью, отозвались японские мастера, имеющие опыт работы с древним лаком. Одну шкатулку они восстановили, а вторую фактически реконструировали, потому что лака на ней сохранилось очень мало.
Важно добавить, что идея проведения в Бонне и Амстердаме выставки экспонатов из музеев Крыма и Сокровищницы (тогда, в 2103 году она называлась Музей исторических драгоценностей Украины. — Авт.) возникла именно из намерения показать за рубежом эти шкатулки. А уже в ходе подготовки замысел стал гораздо масштабнее.
— Что бы вы выделили среди экспонатов из золота?
— Чрезвычайно искусной сложной работы серьги I века нашей эры. Также более поздние золотые вещи готского периода. А еще кольца, браслеты, нашейные украшения. Есть очень интересные накладки на погребальные маски и золотые венки. Это очень впечатляющие экспонаты (у нас есть несколько комплектов). Традицию хоронить представителей знати в таких масках и с золотыми венками поздние скифы заимствовали у греков. Вообще, золотых вещей очень много. Самые массовые — пластинки-аппликации, которые нашивали на одежду.
— Какие еще вещи среди 2000 экспонатов выставки достойны особого внимания?
— Мы мало знакомы с этими артефактами, поэтому занялись их тщательным изучением и пришли к выводу, что практически все они очень интересны и ценны. За каждым из них стоят разные периоды бурной истории Крыма. Скажем, расписная греческая посуда, на которой изображены мифологические сцены. Далее — глиняный алтарь из мавзолея известного позднескифского правителя Скилура, центр владений которого (Неаполь Скифский) находился именно в Крыму. Есть уникальная прялка из слоновой кости, изготовленная, вероятно, в Египте и привезенная в Пантикапей — древнегреческий полис (город-государство), существовавший на месте современной Керчи. Есть очень интересные нагробные стелы — и Боспорские, и Херсонесские. Также отмечу стелы с текстами, в которых написано о людях, о которых у нас нет информации из каких-либо других источников — например, об историке Сириске, который жил в Херсонесе.
В интервью обо всем не поведать. На этой выставке будут проводиться кураторские и авторские экскурсии, подготовленные нашими сотрудниками. Советую следить на ресурсах Национального музея истории Украины и его филиала — Сокровищницы — за объявлениями о проведении таких экскурсий и посещать их. Получите на них более подробную информацию.
— Вещи, представленные на этой выставке, сделаны греческими мастерами?
— Да, большая часть греческими, хотя пользовались ими не только греки, но и скифы, сарматы, гунны, представители других народов. Есть и римские, а также местные изделия: посуда, украшения, оружие (прежде всего готское, то есть германцев).
— В древности германцы жили на современной территории Украины?
— Да. Это было в позднеримские времена: ІІ-ІV века нашей эры. Готы (то есть германцы) пришли из своих исторических земель в Скандинавии и осели в среднем Поднепровье, осваивали степную часть Причерноморья, приходили в Крым. Но во второй половине IV века произошло очень мощное нашествие степняков гуннов, разбивших это германское государственное образование. Поэтому готы были вынуждены отступить на запад, но часть из них осталась в Крыму, и крымская Готия существовала вплоть до времен Золотой орды — то есть еще примерно 900 лет.
Ранее «ФАКТЫ» сообщали, что в Мадриде были задержаны продавцы «скифского золота», украденного в Украине.
504
Читайте нас в Facebook