Ее прятали от грабителей за двумя заборами: в Киево-Печерской лавре завершились археологические раскопки уникального объекта, которому 1000 лет
В Национальном заповеднике «Киево-Печерская лавра» завершились раскопки уникального для Восточной Европы объекта — остатков мастерской по изготовлению смальты (из нее делали мозаики) для Успенского собора лавры. Эта мастерская была построена почти 1000 лет назад. В те времена в Киеве и вообще на территории Руси не знали технологии производства стекла, на основе которого делается смальта. Везти ее в большом количестве из Византии дорого и долго. Поэтому в Киев пригласили византийских специалистов. Они обустроили свою мастерскую по соседству со строительством собора — на территории, где находится Митрополичий сад лавры. Нынешние раскопки остатков этой мастерской продолжались четыре года. Археологи рассказали «ФАКТАМ» о самых интересных находках. В частности, о кладе и о том, как предприимчивые жители древнего Киева попытались повторить технологию византийских стеклоделов и что из этого вышло.
«Мы стремимся получить комплексное представление об этой древней мастерской — вплоть до того, что ели люди, которые здесь работали и жили»
— В любой профессии, в которой многое зависит от везения, существуют определенные предрассудки и приметы, — рассказал «ФАКТАМ» кандидат исторических наук Дмитрий Пефтиц, который второй год подряд возглавляет раскопки остатков стеклодельной мастерской в Митрополичьем саду. — Поэтому и мы, археологи, немного суеверны. Скажем, особые надежды возлагаем на людей, которым везет на раскопках находить что-то ценное и неординарное. Среди них — студент-историк Богдан Ольшанский. Еще в прошлом году он стал чуть ли не чемпионом по количеству находок. Хотя клад янтаря в первый же день работы с нами тогда нашел другой везунчик — кандидат физико-математических наук Владимир Кода (он участвовал в раскопках как волонтер). Так вот, когда студент Богдан Ольшанский пришел к нам и в этом году, первое, что у меня мелькнуло в голове: «Этот парень нас порадует». Предложил ему: «Выбирай себе участок». Не прошло и пяти минут, как он нашел кусок смальты с золотой фольгой (это ценная находка). Но я этому почти не удивился (улыбается).
— Мы стремимся получить комплексное представление об этой древней мастерской — вплоть до того, что ели люди, которые здесь работали и жили, — рассказал «ФАКТАМ» заведующий научно-исследовательским сектором археологии Национального заповедника «Киево-Печерская лавра» кандидат исторических наук Сергей Тараненко.
— Интересно, как можно узнать, чем они питались? - задаю вопрос Сергею Тараненко.
— Это непросто, но вполне возможно. Мы тщательно просеивали почву, а затем измельчали ее, чтобы не пропустить даже самые мелкие вещи. Нас интересует все — даже чешуя и косточки от рыбы и остатки любой другой пищи (скажем, кости птицы), которую ели стеклоделы, которые здесь жили и работали. Этот материал (косточки, чешую, семена) исследуют специалисты по биоархеологии. А доктор исторических наук Марина Сергеева — даже золу от костров, которые жгли в далеком прошлом.
— Зачем исследовать золу?
— Чтобы определить, какие породы дерева использовали на дрова.
— Я правильно понимаю, что экспедиции удалось найти даже косточки и чешую от рыбы, которую здесь 1000 лет назад ели мастера?
— Да, удалось. Кстати, среди находок — фаланга медвежьего пальца. В те времена в Киеве медведей употребляли в пищу. А именно фалангу пальца этого великана могли носить как амулет.
— Какая наиболее вероятная версия того, сколько людей работало в мастерской по изготовлению смальты и стекла для Успенского собора лавры?
— Ключевых специалистов было не менее двух, плюс шесть-восемь подмастерьев. Почему я так считаю? Огонь в горне должен был гореть круглосуточно (нельзя было допускать, чтобы печка остывала). Выходит: как минимум по одному главному мастеру на смену и в его распоряжении по три-четыре работника. Смен не меньше двух. Так что в целом штат мастерской состоял из 8−10 человек. Кстати, раскопки показали, что через некоторое время после завершения убранства Успенского собора производство в этой мастерской было возобновлено. Но качество изделий было значительно хуже.
— О чем это свидетельствует?
— Наверное, о том, что, когда византийские специалисты уехали из Киева домой, их местные подмастерья возобновили производство.
— То есть «подсмотрели» византийские секреты и попытались их применить?
— Скорее всего, так и было. Но, как я уже сказал, копии оказались существенно хуже оригинала.
— Люди, возобновившие работу мастерской, продолжили изготовление стекла и смальты?
— Нет. Они занялись производством бытовых товаров — глазурованной (покрытой стеклянной массой) посуды. То есть попытались подражать византийским образцам посуды.
— Как вы определили, что их стеклянные изделия хуже византийских?
- Опытный специалист из Музея истории Киева Мария Тимошенко выполнила сравнение оригинальной старинной византийской посуды и остатков того, что производили в этой мастерской. Разница очень большая. Это все равно, что, скажем, на Дарницком радиорынке в Киеве кто-нибудь попытался бы собирать копии смартфонов какого-то ведущего мирового бренда. Однако следует признать, что производство в начале XII века хотя и не слишком качественной, но своей глазурованной посуды, было для тогдашнего Киева технологическим прорывом.
— Сколько стоили смальта и стекло 1000 лет назад?
— Конкретные цифры науке неизвестны, но уверенно можно говорить, что не дешево. Между прочим, в древней Европе технология производства стекла строго оберегалась: даже еще в ХV веке на остров Мурано (находится возле Венеции) не пускали посторонних людей, потому что это был центр изготовления изделий из стекла.
«Если почитаете Киево-Печерский патерик, узнаете о немалом количестве уголовных преступлений на тогдашнем Печерске»
— Вернемся в стеклодельную мастерскую. Ее приходилось тщательно охранять от грабителей?
— Раскопки показали, что территория мастерской была ограждена двумя линиями заборов — для безопасности. Ведь, повторю, для средневековья это было особенно дорогостоящее производство, как в наше время ювелирная фабрика. Поэтому, вероятно, мастерская имела охрану, а сами мастера жили на ее территории.
Кстати, если почитаете Киево-Печерский патерик (он написан в XIII веке на основе переписки епископа Владимиро-Суздальского Симона и монаха Печерского монастыря Поликарпа), узнаете о немалом количестве уголовных преступлений на тогдашнем Печерске: ограблениях (в том числе церквей, убийствах, бесчинствах ватаг разбойников. Так что производство дорогостоящей продукции, которой тогда были смальта и стекло, должны были охранять. Тем более что мастеров пригласили из Византии, а раз так, то им, наверное, были созданы особые условия, хорошо платили. Ворам было чем поживиться. Также следует учитывать, что территория нынешнего Митрополичьего сада в те времена была периферией монастыря.
— Почему именно там разместили стеклодельную мастерскую?
— Потому что это пожароопасное производство, а постройки монастыря были тогда из дерева.
— Экспедиция нашла остатки дома, где жили мастера?
— Да. Это было двухэтажное сооружение, к которому примыкала пристройка — вероятно, для хранения запаса продовольствия и сырья.
— Что считаете самым интересным из находок, сделанных экспедицией на месте старинной мастерской?
— Я бы выделил фрагмент горна (печки), в котором, собственно, и выплавляли стекло. Ведь прежде нам и нашим предшественникам из экспедиции Владимира Богусевича (она работала в 1950-х годах) попадались только фрагменты плинфы (кирпича княжеских времен) с остатками стеклянной массы на них. И вот мы нашли часть самого горна: несколько плинф, соединенных строительным раствором (на фото в заголовке. — Авт.). На них — остатки стеклянной массы. Кстати, в декабре мы планируем открыть выставку о раскопках стеклодельной мастерской, и этот экспонат займет на ней одно из ведущих мест, потому что это не рядовая находка.
— Известно, что представляли собой такие горны?
— Да. Ведь подобные сохранились в хорошем состоянии в Средиземноморье, откуда и пришла эта технология. Средиземноморские горны дают ясное представление о том, какими были такие печи. А у нас есть только небольшой фрагмент.
Также среди ключевых находок — стеклянные «блины», покрытые золотой фольгой. Это продукты промежуточного этапа производства смальты для мозаик. Эти «блины» дробили и таким образом получали кубики смальты.
— Стеклодельная мастерская работала вплоть до монгольского нашествия?
— Нет, она прекратила существование задолго до этого — в XII веке.
— Когда при президентстве Леонида Кучмы восстанавливали Успенский собор, в нем воссоздали древние мозаики?
— Нет. Дело в том, что они были утеряны во время многочисленных ремонтных работ и перестроек в прошлые века. Поэтому информации, которая позволила бы восстановить эти мозаики, нет.
Читайте также: «У стен Софии Киевской мы нашли фрагмент старинной золотой иконы, вероятно византийской»: археолог рассказал об уникальной находке
— Ваш коллега Дмитрий Пефтиц упомянул о кладе янтаря, найденном в прошлом году во время раскопок мастерской. Это клад времен Руси?
— Нет. Почти килограмм янтаря мы обнаружили в слоях почвы
Значительная часть находок будет исследована с помощью рентгенофлуоресцентного спектрального анализа (РФА-анализа), позволяющего определить химический состав, не беря проб. Даже микроскопические примеси разных элементов (калия, свинца
Планируем написать коллективную монографию, посвященную этому памятнику. Наши исследования заинтересовали коллег из Великобритании и Норвегии. Ведь созданная византийскими мастерами стеклодельная мастерская уникальна для Восточной Европы.
Ранее историк Виталий Козюба рассказывал в интервью «ФАКТАМ» о Десятинной церкви и о том, как возле нее нашли клад, с трудом поместившийся в два мешка.
На фото в заголовке: С фрагментом горна в руках — Елена Махота, научный сотрудник научно-исследовательского отдела археологии Национального заповедника «Киево-Печерская лавра» (фото со страницы Сергея Тараненко в «Фейсбуке»)
79084Читайте нас в Facebook