ПОИСК
Події

После семи лет простоя самый большой в мире самолет «мрия» в начале будущего года должен подняться в небо

0:00 15 листопада 2000
С закрытием космической программы «Энергия-Буран» крылатая машина оказалась не у дел, теперь же для нее найдется работа

Сегодня исполняется ровно 12 лет со дня первого и, к сожалению, единственного полета на орбиту космического корабля «Буран», предназначавшегося для многоразового использования. В космос корабль доставила ракета-носитель «Энергия», а для перевозки его на Земле специально создали сверхтяжелый корабль «Мрия». Он и поныне остается самым большим в мире. На его «спине» «Буран» летал на авиавыставки в Канаду, Францию, Австралию. Однако вскоре программу «Энергия-Буран» приостановили, а в начале 1990-х и вовсе закрыли. «Мрия» осталась практически не у дел. Ее использовали в основном для перевозки украинских экспозиций на престижные международные выставки, а с 1994 года поставили на прикол на аэродроме в Гостомеле (пригороде Киева). Но теперь самолет решили использовать на мировом рынке авиаперевозок, и к концу января 2001 года машина должна быть полностью восстановлена.

«Мрия» способна перевозить изделия вдвое тяжелее «Бурана»

Впечатляющие возможности использования «Мрии» могли быть наглядно продемонстрированы еще в 1993 году, когда из Волгограда на Кольский полуостров следовало перевезти так называемые тюбинги -- огромные конструкции для нефтеперерабатывающего завода. На это отвели два года! Из-за больших габаритов и веса тюбинги иначе, как по воде, доставить было нельзя. Маршрут проложили по рекам до Северного Ледовитого океана, а затем по морю. За одну навигацию пройти весь путь оказалось невозможно, поэтому решили, что груз будет дожидаться весны на берегу океана. Специалисты киевского Авиационного научно-технического комплекса им. Антонова, узнав об этой ситуации, предложили использовать «Мрию». Мол, за два месяца самолет перевезет груз. Россияне восприняли идею с энтузиазмом, но… этот замысел так и не был реализован.

В начале 1990-х, после закрытия проекта «Энергия-Буран», «Мрию» хоть изредка, но использовали -- то для доставки гуманитарного груза из США, то для перевозки украинских экспозиций на международные выставки. Однако с весны 1994 года и эти полеты прекратились -- самолет не зарабатывал на свое содержание. В транспортной авиакомпании при АНТК «Антонов» (прибыли компании позволили здешнему конструкторскому бюро остаться в числе ведущих в мире) работы для «Мрии» не нашлось -- хватало других киевских супертяжелых самолетов «Руслан».

В последнее же время в мире все чаще стала появляться необходимость в переброске на большие расстояния столь тяжелых и больших конструкций, что не под силу даже «Руслану». Недавно этот самолет доставил изделие с рекордным для себя весом -- 135 тонн (для сравнения: масса «Бурана» -- 105 тонн). Но ведь иной раз нужно перевозить конструкции весом 200 и даже 250 тонн -- речь идет об изделиях, которые не подлежат разборке, их следует перевозить целиком. Доставка таких «железок» по суше или воде -- дело крайне хлопотное и отнимающее массу времени. Поэтому переброска по воздуху -- зачастую самый оптимальный вариант.

РЕКЛАМА

-- При разработке супертяжелого и габаритного оборудования инженеры тщательно продумывают, как его доставить к месту назначения, -- рассказал руководитель пресс-службы АНТК «Антонов» Андрей Совенко. -- Сейчас значительную часть таких грузов в мире проектируют в расчете на возможности «Руслана». А когда начнет летать «Мрия», смогут ориентироваться и на этот супертяжеловоз.

Первый полет восстановленной «Мрии» планируется в марте

Задействовать «Мрию» для мировых хозяйственных перевозок еще в 1995 году предлагала одна западная компания, которая готова была принять в проекте финансовое участие. Но дальше переписки дело тогда не пошло. Теперь же антоновцы восстанавливают машину собственными силами. Приказ об этом генеральный конструктор АНТК «Антонов» Петр Балабуев подписал в нынешнем году, в августе было проведено обследование «Мрии». С нее к этому времени были сняты все шесть двигателей и значительная часть оборудования. Агрегаты использовали на «Руслане», ведь «Мрия» проектировалась на его основе. Кстати, последнее обстоятельство позволило максимально сократить программу летных испытаний «Мрии» в конце 1980-х -- ей засчитали испытания, проведенные на «Руслане». И сейчас проверки, необходимые для получения сертификата, можно выполнить примерно за месяц. В марте должен состояться первый взлет, а в мае программу испытаний планируют завершить. После этого самолет обновят снаружи -- перекрасят, и в начале июня он отправится на «смотрины» -- на самую представительную мировую авиавыставку в Ле Бурже.

РЕКЛАМА

С запорожского завода «Мотор-Сич» 15 ноября должны доставить первые двигатели. Обновленная «Мрия» получит и новую маркировку: «космический» ее вариант назывался Ан-225, а «гражданский» вариант -- А-225-100. Уже к концу будущего года она должна начать перевозить уникальные грузы. Если будет нужно, ей на помощь придет второй экземпляр «Мрии», готовый процентов на девяносто.

У суперсамолета остается шанс вернуться в космонавтику

Проект «Спираль», предусматривающий запуск космических кораблей с летящего самолета, разрабатывался в СССР еще в 1960-е годы. Смысл такого старта в том, что он позволяет отказаться от первой ступени ракеты-носителя и запускать орбитальные корабли многоразового использования. Но проект не выдержал конкуренции с ракетами Королева. А когда вернулись к идее космического челнока, приняли схему стартов американских «шаттлов»: челнок «Буран» взлетел с помощью ракеты-носителя. Но в 1980-е годы в Союзе занялись и проектом МАКС -- по использованию многоцелевого авиационно-космического комплекса. Работы над ним в России продолжаются и поныне, правда, не столь быстро, как хотелось бы авторам -- недостает денег. Использование в нем «Мрии» рассматривалось как один из основных вариантов. Впрочем, не исключено, что первый коммерческий старт в космос с самолета будет проведен с «Руслана» -- в АНТК «Антонов» проводятся работы над проектом «Воздушный старт». В нем участвуют предприятия Украины и России. А вот о реанимации проекта «Буран» пока речь не идет.

РЕКЛАМА

1761

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів