ПОИСК
Інтерв'ю

Известному во всем мире художнику Борису Краснову — 50 лет!

2:22 22 січня 2011
Алла Пугачева называла его «богом сцены», Майя Плисецкая лишь ему доверяла свои сольные концерты в Нью-Йорке и Париже, а Филипп Киркоров тратил сумасшедшие деньги, чтобы заполучить его декорации

Художник Борис Краснов считается сегодня одним из самых знаменитых сценографов на постсоветском пространстве. Он востребован не только в России или родной Украине, но и по всему миру. В Париже, Нью-Йорке, Берлине идут спектакли, поставленные его фирмой «Краснов дизайн», он оформлял первый всемирный фестиваль циркового искусства «Золотой медведь» на Красной площади в Москве и церемонию открытия шестого чемпионата мира по легкой атлетике в Афинах. Среди клиентов Бориса Краснова звезды первой величины, именно он начинал вместе с Аллой Пугачевой ее «Рождественские встречи». В общем, Краснов знаменит, желанен и востребован. Борис Аркадьевич признается, что именно это для него в работе главное. Лукавит? Может, и нет...

«Иногда ощущаю себя на 70 лет, но чаще на 30»

— С наступающим вас, Борис Аркадьевич! Как настроение накануне юбилея?

— Назовем его одним словом — бодрое. Закончился 2010 год, в течение которого были осуществлены всевозможные проекты. Самые глобальные из них, наверное, «Expo-2010» в Шанхае и открытие Года России во Франции. Да много чего было...

— Даже не верится, что вам 50.

РЕКЛАМА

— Как сказал Александр Розенбаум, возраст — это состояние души. Конфликтующее с телом иногда. На сколько я себя ощущаю? Иногда на 70, но чаще на 30. Все зависит от ситуации и настроения. Ну, еще от того, сколько выпил накануне.

— И много можете принять на грудь?

РЕКЛАМА

— Я никогда не пил, я выпивал. А как иначе? В нашей стране по-другому нельзя. Да и на всем постсоветском пространстве тоже. Есть, конечно, и другие способы поражения организма, но они гораздо хуже и уж точно вредны для здоровья.

— Наверняка вы не раз могли переехать в Европу и «сесть» на легкое красное вино?

РЕКЛАМА

— Да нет. Мне там нечего делать. Не наш рынок. Место, где я мог бы работать со своим размахом, это Америка. Правда, сейчас интересным для меня становится Китай. Их рынок быстро развивается, особенно в плане нашей профессии. Сейчас такое время настало, что мне даже не приходится мечтать о каких-то проектах, настолько все стремительно и интересно происходит вокруг. Дай Бог, чтобы мне хватило сил поддерживать существующие проекты, не заглядывая далеко вперед.

— Надо признать, многие до сих пор считают вас украинским художником.

— Спасибо, очень приятно. Киев мне действительно многое дал. Здесь прошло мое детство, появились друзья, получил образование. Моя мама работала главным художником фабрики «Киянка» и маленьким часто брала с собой на работу. Мне даже доверяли наматывать нитки на шпульку. А когда подрос, демонстрировал иногда детские модели одежды, поскольку тетя была главным искусствоведом киевского Дома моделей. В общем, уже с детства я окунулся в мир моды. Потом и сам начал работать художником по костюмам.

Закончив Киевский художественный институт, имел за спиной уже 18 спектаклей. Мой первый оформленный спектакль «Ромео и Джульетта» шел пять лет в Доме культуры Авиазавода в Святошино. Учителями в художественной школе и в Киевском художественном институте у меня были превосходные мастера — график Валентин Гордейчук, акварелист Лев Призант, художник Подеревянский. А ввел в профессию знаменитый художник, работавший в Театре имени Ивана Франко, Даниил Лидер. Он учил, какой должен существовать у театральных художников подход к работе: сначала надо родить образ, а потом уже подбирать под него фактуру, детали и необходимый исторический материал. В общем, в те времена, когда я постигал мир искусства, меня окружали настоящие глыбы. Другое дело, что они писали на коммунистические темы, но все равно это было талантливо. Украина дала миру много великих художников.

«Ада Роговцева доказывала руководству Театра имени Леси Украинки: «Этого мальчика нельзя отпускать»

— Но чтобы состояться, вы все-таки уехали в Москву.

— В Киеве сложно заниматься творчеством, это уж абсолютно точно. Я с трудом попал в Театр имени Леси Украинки. Помню, как Ада Роговцева доказывала руководству: «Этого мальчика нельзя отпускать, его нужно держать в театре». Я ведь в театр пришел снизу. За меня директора театра просили цеха костюмеров, столяров и пошива одежды. Занимал я должности исполняющего обязанности главного художника и художника по костюмам, а в 1987 году по направлению Министерства культуры Украины поехал в Москву, в Театр Ленинского комсомола, на двухгодичную стажировку. И остался там навсегда. Когда пришел к руководству Театра имени Леси Украинки и сказал, что еду на стажировку, мне ответили: «Езжай, но обратно мы тебя не возьмем». А я и не вернулся. Теперь в Украине работаю очень редко. Конечно, если приглашают, приезжаю. Но это происходит нечасто.

— Как думаете, почему?

— Не знаю, спросите у своих.

— Наверное, дороги вы слишком для наших?

— Я вас умоляю. Смету определяет идея. Вопрос лишь в том, чего хочет заказчик. Поэтому все адекватно. Не думайте, что в Москве кто-то сильно любит платить деньги. Люди везде одинаковы. Если бы басни про меня и мои заоблачные цены были правдой, никаких заказов я бы не имел. Просто все мои декорации выглядят мощно и дорого. Мы не воруем, а реализуем заду-манное.

— Последнее время вы мало работаете на эстраде.

— Но это не значит, что делаю это специально. Кто хочет, тот со мной работает. Именно я занимался прощальным концертом Аллы Пугачевой. Но это, скорее, была моя внутренняя потребность, важный момент альянса с Аллой Борисовной. Ведь наши отношения — целая история. Недавно сделал потрясающий концерт в Кремле Елене Ваенге. Помню ее с первых шагов на эстраде, в свое время помогал по дружбе. Сейчас, когда она уже оперилась, просто пришла ко мне в офис и по-деловому сказала, что хочет быть лучшей певицей страны. Поэтому ей нужен Борис Краснов.

— А вы, значит, как неизменно сопутствующий этому атрибут...

— Ну такой, знаете, набор получается. По-моему, это нормально: звезда, сольное шоу и декорации от Краснова. Все лучшее.

— Многие в Киеве были удивлены, что концерт «Рождественские встречи», который Пугачева проводила в нашем городе год назад, оформляли не вы.

— Я даже не захотел объясняться по этому поводу с Аллой Борисовной. Почему-то она так решила. Хотя эскизы с декорациями «Рождественских встреч» были мои и идеи тоже. Одно время мы даже перестали общаться с Пугачевой, я избегал вопросов об этом. Теперь общаемся, но эту тему обходим стороной. Свои выводы я сделал. Наверное, Алла Борисовна тоже. Но ничего, мы перешагнули через все и идем дальше. Думаю, причина в возрасте. Были бы помоложе, наверняка завелись бы.

— Тем более, у вас уже другие герои...

— Как говорится, кто любил, тот любить уже не сможет. Что сгорело, того не подожжешь. Такого горения сердец, рвения и истории, которая была у нас с Аллой, в моей жизни уже не произойдет никогда.

«Я далеко не со всеми знаменитостями дружу»

— Говорят, иногда вы работаете даже без гонораров?

— Это случается редко, в основном, когда речь идет о театральных постановках. Сейчас делаю с Трушкиным спектакль для Геннадия Хазанова. Так вот, гонорара у меня нет. Просто идут какие-то авторские отчисления, и мне этого вполне достаточно. На жизнь хватает.

— И на увлечения?

— По-прежнему собираю белые молочники, даже не знаю их точное число. Оно давно перевалило за тысячу. А что касается отдыха для души... Я так часто переезжаю с места на место, что смена «декораций» помогает мне восстанавливаться. За последний год был в Сингапуре, Гонконге, Шанхае, Германии, несколько раз в Париже. Все и не упомнишь.

— Силы где берете для работы в столь напряженном графике?

— Просто должна быть мотивация твоих усилий. С годами приходит понимание потребностей собственного организма. Я, например, уже не могу проводить дни и ночи без сна, как в студенческие годы. Если сегодня не выспался, то вечером не буду работать или тусить допоздна. Надо к себе прислушиваться и подходить к здоровью по-умному.

— Но банкет-то по случаю юбилея закатите?

— Честно скажу, не знаю и половины того, что планируется у меня на юбилее. Наверное, будут поздравления, множество сюрпризов. Ну и банкет, конечно, закачу. Небольшой, пока на тысячу сто человек.

— Ого!

— Ну а что делать? Общаюсь с таким количеством людей, что выбора не остается. Приглашены многие друзья, и это не обязательно звезды. Я далеко не со всеми знаменитостями дружу. Кстати, некоторые из гостей не смогут приехать. Потому что сейчас такое странное время, затишье после новогодних праздников. Многие еще в Майами нежатся. Я же недельку отдохнул в Праге, мне этого достаточно.

— О подарке каком-то мечтаете?

— Ой, я вас умоляю! На этом нельзя зацикливаться. Нужно планомерно идти по жизни и думать только о том, что делаешь. Звания, награды, премии, успех приходят к тебе автоматически.

— Вы счастливый человек?

— Даже не знаю. Скорее, нет. Потому что маюсь от чувства постоянной неудовлетворенности. Это то, что ведет меня по жизни. Не путайте с самоедством. Просто мне все время хочется чего-то лучшего, совершенства. А удается воплотить лишь 50-60 процентов задуманного. Но это, я вам скажу, тоже немало.

*На фото слева направо: Валерий Меладзе, Глюкоза, Филипп Киркоров и Борис Краснов преклоняются перед талантом Аллы Пугачевой.

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

2091

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів