ПОИСК
Політика

Иванна Климпуш-Цинцадзе: "Долгих процедур по внедрению безвизового режима с Евросоюзом не будет"

9:00 22 вересня 2016

После встречи с президентом Европейского парламента Мартином Шульцем председатель Верховной Рады Андрей Парубий заявил, что 29 сентября состоится заседание комитета Европарламента, на котором предполагается утвердить окончательную редакцию решения о предоставлении Украине безвизового режима с ЕС. По словам спикера, Украина рассчитывает, что вопрос об отмене виз внесут в повестку дня первой сессионной недели Европарламента, то есть уже в начале октября, и он будет решен положительно. Кстати, заместитель министра иностранных дел Украины Елена Зеркаль на днях заявила, что 11 октября Совет ЕС по вопросам юстиции и внутренних дел должен рассмотреть украинский вопрос вместе с отменой виз для Грузии и Косово.

Напомним, что 5 сентября профильный комитет Европарламента по вопросам гражданских свобод, юстиции и внутренних дел заслушал доклад Марии Габриель с предложением Еврокомиссии узаконить безвиз для украинцев. Голосование по докладу состоится, согласно процедуре, на следующем заседании.

«ФАКТЫ» расспросили вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванну Климпуш-Цинцадзе, чего Украине стоит ждать от европейских партнеров.

— После того как Европарламент и Европейский совет одобрят предоставление Ук-раине безвизового режима, не будет каких-либо долгих процедур по его имплементации, — считает Иванна Климпуш-Цинцадзе. — Об этом свидетельствует и то, что Еврокомиссия рекомендовала отменить визы для украинцев, и содержание доклада Марии Габриель, и предварительная дискуссия в комитете по вопросам гражданских свобод, юстиции и внутренних дел. Правда, есть определенные моменты, связанные с обнародованием решения в электронном журнале ЕС и лингвистической экспертизой.

РЕКЛАМА

Надеюсь, что повторное слушание украинского вопроса в профильном комитете Европарламента завершится таким же результатом, как и у Грузии, которой 5 сентября утвердили безвизовый режим. Затем доклад представят в Европарламенте, и параллельно его будет рассматривать Совет ЕС.

— Хочу еще раз уточнить один момент. В апреле 2014 года граждане Молдовы с биометрическими паспортами получили возможность ездить в Европу без виз. Соответствующее решение Европарламент принял тремя месяцами ранее, в феврале. А сколько понадобится времени для имплементации безвизового режима с Украиной: месяц, два, три?

РЕКЛАМА

— Как только безвизовый режим будет предоставлен, не потребуется много времени для его практической реализации. Есть стандартная процедура, подготовка соответствующих структур к работе в условиях безвизового режима, подтверждение технической возможности сторон. Это займет некоторое время.

— Кстати, а как наши партнеры восприняли проблемный запуск системы электронного декларирования доходов и расходов чиновников? Что это было: технические ошибки или саботаж на политическом уровне?

РЕКЛАМА

— Мы, то есть правительство, провели несколько совещаний по этому вопросу, в том числе и под председательством премьер-министра. Чтобы убедиться, что все идет по графику, узнать, все ли Кабмин сделал для успешного запуска системы. Все участники процесса заверяли, что никаких проблем нет и положительный результат гарантирован. Так что пробный запуск 15 августа без сертификации Госспецсвязи стал для всех нас неприятной неожиданностью. Вы же сами видели негативную реакцию руководства страны. Думаю, что здесь есть как масса технических вопросов, связанных с «неоперенностью» команды Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК), так и недоработки исполнителей. Выводы о том, кто и в чем виноват, уверена, будут сделаны после инициированного премьер-министром расследования.

— Но и после 1 сентября, когда начала работать уже сертифицированная система, сбои продолжаются…

— Надеюсь, что это чисто технические проблемы. Конечно же, в стране есть много людей, которые не готовы к электронному декларированию. Стоит вспомнить, как тяжело этот закон проходил в парламенте и сколько было предложений по его «усовершенствованию». Да и сейчас некоторые народные депутаты предлагают изменить систему. Хотя в законе таки есть моменты, требующие доработки. Например, Государственная финансовая служба требует, чтобы чиновник, отправляющийся в командировку за счет принимающей стороны, декларировал потраченные на него деньги и платил с них налоги. НАПК же не считает это доходом. Налицо разница в трактовках, и таких моментов масса.

Знаете, мы сейчас сосредотачиваемся на проблемах и недоработках, но забываем о вещах, которым Запад мог бы поучиться у Украины. Например, открытие реестров недвижимости. В Европе такое мало где можно увидеть. Кстати, электронное декларирование, ставшее де-факто требованием к странам, пытающимся приблизиться к ЕС, очень по-разному работает в европейских государствах. В одних предусмотрена уголовная ответственность за подачу недостоверных данных, а в других — лишь административная. В Великобритании декларации подают только члены парламента, а чиновники это делать не обязаны. Правда, в некоторых странах отчитываться по доходам обязаны все работающие граждане. У нас в этом году декларации должны подать порядка 50 тысяч чиновников, в следующем — уже 300 тысяч.

— А вы уже заполнили декларацию?

— Еще нет. Признаюсь, это достаточно сложно. Я даже приглашала к себе сотрудников ПРО ООН, чтобы пройти «курс молодого бойца». Там есть вещи, до конца непонятные ни мне, ни консультантам. Например, пункт о владении или управлении имуществом третьих лиц. То есть есть ли у меня, к примеру, квартира, которую я купила кому-то, но каким-то образом причастна к этому имуществу. Не то чтобы этот пункт касался меня, но я понимаю, что подобные вопросы могут возникнуть у любого человека, заполняющего декларацию. Думаю, на этот процесс мне понадобится два-три свободных дня.

Кстати, я спрашивала и у консультантов, и у НАПК, организуют ли они телефонную горячую линию, где можно было бы получить помощь в заполнении декларации. Мне ответили, что такая идея обсуждается. Но, с другой стороны, кто будет нести юридическую ответственность за неправильно понятый совет и, как следствие, неверное заполнение формы? И таких технических вопросов масса. Наверняка сбои еще будут, но так бывает всегда, когда система строится с нуля.

— Известно, что в ЕС есть противники безвиза для украинцев. Как много европейских политиков говорят «с русским акцентом»?

— Есть много политических сил, которые пытаются убедить руководство своих стран не поддерживать отмену виз для украинцев. Это очень хорошо ложится в канву пророссийской риторики, которая всплывает на поверхность, прикрываясь выдуманными цифрами миграционной угрозы. Безусловно, позитивно то, что решение о предоставлении государству безвизового режима Европейский совет принимает квалифицированным большинством. То есть постановление должны поддержать две трети членов Евросовета. Так что, даже если кто-то и будет против, на общее решение это не повлияет. Кстати, правительство Нидерландов, чьи граждане на референдуме проголосовали против ратификации Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом, заявило, что намерено поддержать нашу страну в безвизовом вопросе.

К сожалению, до сих пор нет окончательного решения по регулированию процедуры временного возобновления визового режима как крайней меры в отношении всех третьих стран, чьи граждане имеют право на въезд в Европу без виз. Сейчас Европарламент, Европейский совет и Еврокомиссия ведут по этому вопросу внутреннюю дискуссию, пытаясь решить, кто будет принимать соответствующее решение и в каких ситуациях.

— А что вы думаете об идее введения в ЕС «европейской ESTA» — системы, согласно которой иностранцев, имеющих право путешествовать по Европе без виз, обяжут получать отдельное разрешение на въезд и платить за него 14 долларов.

— Еще в начале апреля Еврокомиссия издала внутренний документ о необходимости принятия более серьезных мер для обеспечения безопасности на границах. Это связано с миграционным кризисом, захлестнувшим Европу. Над проблемой и системой, ее решающей, начали работать. Но на сегодняшний момент нет ни четкого представления о том, как должна работать эта система, ни соответствующей аналитики, ни общей позиции внутри структур ЕС. Мы, не являясь частью Евросоюза и Шенгенской зоны, можем лишь со стороны наблюдать за продолжающимся процессом. Но настаиваем, чтобы в случае введения эти механизмы не были дискриминационными, а плата за въезд — разумной.

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

537

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів