24 июня 2018
ФИГУРКА ДНЯ.</br>«Фарфоровые» истории.</br>24 июня 2018
ШИВА НАТАРАДЖА

Страна: Испания
Мануфактура: Lladro
Год создания: 2009
Скульптор: Joan Coderch
Размер: 47×44 cm
Лимитированная серия 3000 изделий

Из будущей
киевской экспозиции
частной коллекции
«Shvets Museum»

Признаюсь, в длинном списке стран, в которых мне пришлось в разные годы побывать, есть и такие, на территории которых я находился всего несколько часов. Формально как бы в стране побывал. Но фактически ничего в ней своими глазами не видел и туристическими или иными тропами не хаживал. Таких стран немного: Марокко, в столице которого Касабланке мы с коллегами провели полдня по причинам технической неисправности самолёта, летевшего в Южную Америку, Кабо Верде (Острова Зеленого мыса), где тоже находились, наверное, часов шесть или семь и даже не могли выйти из аэропорта, поскольку вокруг него шли боевые действия, связанные с продолжавшейся тогда в стране гражданской войной. И Индия… Великая Индия, путешествие по которой стоит в наших долгосрочных планах, но в силу разных причин все откладывается и откладывается «на потом».

Формально в Индии я присутствовал. Более того, непродолжительное время даже находился в кабине летчиков за штурвалом второго пилота нашего украинского лайнера, заходившего на посадку в крупнейший аэропорт Нью-Дели. Летел я тогда вместе с министром иностранных дел Украины Удовенко в Индонезию, и в индийской столице была плановая посадка для дозаправки самолета. Геннадий Иосифович, царствие небесное, был не только блестящим дипломатом, прославившимся ещё в советское время председательством в Генеральной Ассамблее ООН. Он был ещё и прекрасным интеллигентным человеком и на редкость душевным собеседником. Узнав о том, что мне ни разу в жизни не доводилось бывать в кабине летчиков, Геннадий Иосифович попросил командира авиалайнера показать мне, что же и как там происходит. Так что, можно сказать, лично поучаствовал я тогда в нашей мягкой посадке в индийской столице. Где находились мы, впрочем, недолго. И после непродолжительных переговоров нашего министра со своим индийским коллегой отправились дальше, в Индонезию…

Но пока наша семейная мечта побывать в Индии вызревала, значительная часть фарфоровой коллекции пополнялась изумительными по красоте и изяществу произведениями, посвящёнными культуре и быту этой далекой и загадочной страны. Представленная вашему вниманию композиция является одним из самых распространённых в Индии иконографических изображений божества по имени Шива Натараджа. Танец Шивы символизирует неистовство и силу. Этот танец считается последователями Шивы безумно важным для всего земного существования, ибо окончание танца может означать окончание жизни на Земле.

В этой фарфоровой работе нет, судя по прочитанным мною описаниям Шивы, абсолютно ничего лишнего или придуманного скульптором, создавшим ее. Каждая деталь передаёт определенные смыслы: арка из огней символизирует страдания души от постоянных перерождений, покровительственный жест верхней правой руки — защиту от страха и невежества… Танцует Шива на теле лежащего у его ног демона, демонстрируя отсутствие страха и борьбу против невежества и эгоизма. Каждая рука указывает на нечто, требующее специальных толкований, основанных на глубоких знаниях индийской культуры и религии.

Не обладая такими знаниями, я, естественно, не стану утомлять вас длинным пересказом чужих легенд. Но в то же время не могу ещё раз не обратить вашего внимания на поразительную детализацию каждого сюжетного штриха этой крупной и довольно редко встречающейся работы. А красота произведения она для того и красота, чтобы вызывать интерес и восхищение.

Сегодняшним именинникам — добра и счастья. Как всегда, искренне ваш.

Как всегда, искренне ваш

Александр ШВЕЦ
Читайте также
Новости партнеров
Загрузка...

Женщинам очень легко снимать стресс на кухне. Например, достала индюка или петуха, назвала его Петей или Ваней, отрезала все, что захотела — и медленно-медленно опустила в кипяток...