ПОИСК
Події

Красавице-актрисе ольге зинченко, чей рост 116 сантиметров, александр вертинский посвящал романсы, а клавдия шульженко называла ее своей маленькой птичкой

0:00 13 жовтня 2000
Інф. «ФАКТІВ»
Очаровательной женщине, которой недавно исполнилось 75 лет, довелось дрессировать волка и работать Снегурочкой в витрине универмага

Отец Оленьки решил: пусть лучше любимая дочурка останется навсегда малюткой, чем умрет во время рискованной операции. И миниатюрная красавица, шагнув в молодости в свет рампы, прожила яркую жизнь актрисы. Серьезная травма не сломила Ольгу Зинченко -- она сменила профессию, создала свой цирковой номер с дрессированными голубями. Всегда изысканно одетую и выглядевшую божественно женщину, казалось, щадило время. Сегодня Ольга Ивановна выглядит гораздо моложе своих лет. Потому что она всегда оставалась в душе немного ребенком. Об этом свидетельствует и большая коллекция кукол, собранная маленькой женщиной.

«Я никогда не весила больше 27 килограммов»

Ольга Зинченко начала карьеру артистки в восемнадцать лет. Как-то, когда она проходила мимо филармонии, на красивую миниатюрную девушку обратил внимание один из помощников режиссера. Потом Ольга попала во львовскую труппу лилипутов и прожила в этом городе 26 лет. «Тогда я лишь немного умела танцевать», -- смеется Ольга Ивановна. Обучили ее в рекордно короткий срок, и Оленька стала исполнять три танцевальных номера. Параллельно с работой в филармонии четыре года усердно занималась в балетной студии. Училась и игре на фортепиано, но вскоре стало ясно, что взять октаву ее рукам не под силу.

О своих спектаклях она вспоминает с наслаждением: словно бусины, перебирает в памяти некогда гремевшие во Львове театральные фамилии, посередине фразы вскакивает и начинает отплясывать чечетку или исполнять сложные па.

Отец Ольги Ивановны был директором банка, и до войны семья жила весьма обеспеченно, но в послевоенные годы едва выжила. Мать никогда не работала, хватало забот с детьми -- их было шестеро. Оленьку, любимицу, отец баловал, дарил подарки, всю жизнь носил на руках. В детстве Олю собирались оперировать в связи с гипофизарным нанизмом -- заболеванием, связанным с недостатком гормона роста. Должны были делать пересадку гипофиза животного. Но в последний момент отец забрал ее из больницы. «Он испугался за меня», -- с грустью вспоминает Ольга Ивановна.

РЕКЛАМА

Однажды Ольга с труппой была на гастролях в Новосибирске. Шумной компанией они зашли в универмаг. Их приметил директор и предложил кому-нибудь из маленьких актрис поработать в витрине Снегурочкой. А поскольку труппа оставалась тогда без денег, Оля согласилась. Несколько дней она стояла в самой большой витрине города на вращающейся сцене: очаровательная маленькая девочка с ослепительной белозубой улыбкой и блестящими глазами. Дети с восторгом наблюдали за живыми куклами: огромным Дедом Морозом и его миниатюрной внучкой. За удачную рекламную кампанию директор вручил Оленьке приглянувшуюся ей одежду и небывалый по тем временам гонорар -- 150 рублей.

Львовская труппа стала ее семьей. Директор Николай Эрнгросс заботился о своих маленьких артистах, следил, чтобы его подопечные не теряли форму. Поэтому часто юную Оленьку в ресторан с другими актерами не пускал.

РЕКЛАМА

-- Он муштровал меня, не давал объедаться, -- смеется Ольга Ивановна, -- хотя я никогда не весила больше 27 килограммов при росте 112 — 116 сантиметров (я немного подросла уже после 30 лет). Всегда готовила и ела низкокалорийную пищу. Блинами и пельменями не злоупотребляла.

Первый муж Ольги Ивановны, Григорий, был танцовщиком из львовской труппы. Однако брак не сложился. Они развелись после того, как Ольга получила травму: во время исполнения акробатического танго муж специально -- видимо, в порыве ревности -- швырнул ее на пол. Она не могла ходить, пришлось на время оставить сцену.

РЕКЛАМА

«Мы взяли мальчика «из наших» на время, а получилось -- на всю жизнь»

В своего второго мужа она влюбилась, встретив его на улице: остановилась и просто смотрела вслед понравившемуся ей человеку. Через некоторое время увидела его на арене цирка -- он был дрессировщиком собачек и выступал со своим номером. Можно сказать, что Ивана Ивановича, или Жана (в труппе было три Ивана и, чтобы не путать, каждому дали прозвище), Ольга выбрала сама. Они прожили 37 лет в любви и согласии.

Как-то на гастролях в Могилеве-Подольском Ольга заметила, что в зале сидит мальчик лет двенадцати, неухоженный, оборванный: «Мы-то своих, маленьких, сразу узнаем». Взяли его к себе пожить на время, а получилось -- на всю жизнь. Когда попытались вернуть мальчика законным родителям, те стали сопротивляться: «У нас и так шестеро ртов, забирайте его себе!» И забрали, и воспитали Владимира как родного сына. Он стал жонглером, иллюзионистом».

Сейчас сын женился и уехал, а Ольга Ивановна затосковала, оставшись одна -- около двух лет назад не стало мужа. И она решила взять себе постоялицу, чтобы не было так одиноко. «Вообще-то у нас, маленьких, свое общество, мы поддерживаем друг друга, -- рассказывает Ольга Ивановна. -- Так что друзей хватает». (Надо сказать, актриса обожает гостей. К нашему приходу она накрыла стол, и отказаться от угощения было просто невозможно).

После травмы Ольга в родную труппу не вернулась. Вместе с Иваном переехали в Киев. И однажды она увидела по телевизору выступление дрессировщицы с голубями. Вдохновившись, за один вечер придумала и склеила из спичек весь реквизит. Когда пришла в Киевский цирк, руководитель гастролировавшей там московской труппы лилипутов, увидев ее, всплеснул руками: «А это что за ляля! Иди к нам работать».

Но Ольга Ивановна решила все же сделать собственный номер. Приобрела голубей, а директор Киевского цирка Леонид Мозговой выделил ей местечко в подвале для репетиций. Так она стала цирковой артисткой и выступала на арене со своими голубями около тридцати лет…

Однажды артистке пришлось дрессировать и волка. В карагандинском зоопарке, где они тогда выступали, Ольга занялась дрессурой. Сначала взяла пони по кличке Понечка. Они замечательно ладили -- миниатюрная женщина и маленькая лошадка. Потом Ольга решила выдрессировать самого злобного на первый взгляд волчонка. Возилась полгода, пока поставила его на задние лапы. У мужа так собачки ходили, а у нее — взрослый уже волк.

«За Вертинским просто охотились львовские девицы легкого поведения»

За свою бурную актерскую жизнь Ольга Ивановна встречалась со многими выдающимися людьми. Однажды на гастролях маленьких актеров пригласил за кулисы Леонид Утесов. Тогда Оля стала свидетельницей одной интересной сцены. Явился зритель майора и заявил: «Что это вы, Леонид Осипович, за ерунду городите на сцене? Не тот репертуар исполняете!» На что Утесов ответил: «Театр -- это храм. А в храме хамить никому не позволено!» И полтора часа работал потом с еще большим азартом.

-- С Клавдией Ивановной Шульженко мы дружили, -- говорит актриса. -- Она бывала на наших представлениях. Всегда приходила за кулисы и спрашивала: «Где моя маленькая птичка?» Нашими друзьями были знаменитые Штепсель и Тарапунька. Дрессировщица Ирина Бугримова консультировала меня на репетициях в цирке, а знаменитый Владимир Дуров был моим первым наставником. Кинорежиссер Михаил Ромм хотел, чтобы я у него снималась. Я пробовалась на роль маленькой девочки в фильме «Хмурое утро», но тогда ничего не получилось -- мне пришлось срочно уехать. Был еще ряд фильмов: «Не убивай меня, пожалуйста», «Фантастическая история», «Янки при дворе короля Артура».

Во время съемок фильма «Янки при дворе короля Артура» Ольга Ивановна как-то заметила, что Анастасия Вертинская не очень дружелюбно относится к маленьким артистам. «Тогда мы коллективно решили с ней нарочито здороваться: «Здравствуйте, уважаемая Анастасия Александровна! Это ваши коллеги вас приветствуют!», -- вспоминает с улыбкой актриса. -- И так каждое утро, пока она первая не поздоровалась». И окончательно расположила к себе Вертинскую, сказав ей: «А я ведь еще с вашим папенькой в 50-х годах во Львове общалась».

-- За ним просто охотились львовские девицы легкого поведения, -- смеется Ольга Ивановна. -- Знаете, те, которые потом говорили: «Я всю ночь работала с ним!» Ха-ха! А он был глубоко порядочным человеком. И я помню, как на сцене, когда мы сидели в первом ряду, Александр Михайлович сказал: «Я посвящаю эту песенку моей маленькой любимой Оленьке!» А ведь меня во Львове каждая собака знала. Все внимание зала было обращено на меня! Это была знаменитая песенка: «Я маленькая игрушка в руках больших людей!»

Пока Вертинский пел, наш директор Эрнгросс побежал и купил огромный букет белых хризантем. И я поднялась на сцену вручать Вертинскому цветы. На мне зеленое платье в яблоках, белые босоножки (помните? А-а, вы не можете помнить!), пикейная шляпа, поля сбоку завернуты таким кандибобером.

«Я не носила детской одежды, как другие: все шилось всегда на заказ»

Словом, Ольга Ивановна всегда была красавицей, модницей. Всегда следила за собой, носила обувь только на каблуке. За ее и сегодня роскошными волосами в те годы, пока она была во львовской труппе, ухаживала жена директора. Правда, никаких секретов молодости у нее нет, разве что жизнелюбие и энтузиазм. Она до сих пор обожает духи: во время нашей встречи в комнате витал устойчивый запах парфюма «Samsara» от Герлена. Еще несколько флаконов стоят на трюмо. Актриса всегда отдавала предпочтение экстравагантным вещам. Об этом свидетельствует собранная ею коллекция одежды.

По моей просьбе Ольга Ивановна демонстрирует свой гардероб. Эстрадные костюмы, расшитые блестящими пайетками и бисером, вечерние платья из изумительного бархата, платья с открытой спиной на бретелях-цепочках (»материал, между прочим, из Аргентины»). Дюжина белых брюк (в одних -- отутюженных «дудочках» -- она и встретила нас).

-- Это все старье, барахло, -- смущаясь, машет руками Ольга Ивановна. -- У меня были шубки из ягуара, и каракулевая, и котиковая, и пальто, отороченное соболиными хвостиками, -- просто ляля, к слову сказать. Я находила общий язык с сапожником, портнихой. Никогда не носила детских вещей -- все шилось на заказ.

У меня с детства была такая фантазия -- придумывать всякие платья. Эскизы для своих выступлений делала сама. Мы однажды были в Краснодаре во время съемок знаменитого фильма «Тихий Дон». Жили в одной гостинице с такими звездами, как Хитяева, Медведев, Быков, Быстрицкая, гуляли из номера в номер, устраивали посиделки. И вот Людмила Хитяева пошила себе платье -- такое прелестное, с оборками. Я тогда девчатам говорю: «Давайте и мне такое платье закатим, чтобы не хуже!» Купила 15 метров ситца, вырезала три круга, посередине дыру -- получилось шикарное трехъярусное платье!

Работу в цирке Ольга Ивановна оставила всего несколько лет назад, когда заболели родные -- муж и мама. О своем Ване актриса вспоминает с дрожью в голосе: «Мы прожили долгую жизнь и Бога не прогневили».

Несмотря на потери, Ольга Ивановна держится молодцом, ко всему относится с прежним юмором и беззаботностью…


«Facty i kommentarii «. 13-Октябрь-2000. Человек и общество.

1047

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів