ПОИСК
Події

Вчера российский модуль «звезда» состыковался с международной космической станцией благодаря украинской системе «курс»

0:00 27 липня 2000
Проведение операции на орбите контролировалось из… киевской квартиры по обычному телефону!

Модуль «Звезда» -- часть строящейся на орбите Международной космической станции (МКС) -- россияне берегут как наибольшую свою ценность. Ради него они пошли на три (!) тренировочных запуска ракет-носителей «Протон», и только после этого, удостоверившись в надежности техники, доверили четвертому «Протону» доставить «Звезду» в космос (подобного в истории космонавтики еще не было). Перестраховка оправдана -- построить новый модуль стоимостью в 300 млн. долларов России не по карману. Поэтому предусмотрели запасной вариант стыковки «Звезды» с уже находящимися на орбите модулями -- российским «Заря» и американским «Юнити». Если бы украинская система автоматической стыковки «Курс» не смогла выполнить задачу, в космос был готов отправиться так называемый нулевой экипаж МКС -- Николай Бударин и Геннадий Падалка, чтобы провести стыковку вручную. К счастью, «Курс» выполнил задачу, причем без огрехов. За ходом операции следили разработчики системы -- главный конструктор Киевского НПК «Курс» Виктор Добровольский и его заместитель Леонид Годунок. Минувшей ночью они контролировали космическую стыковку, оставаясь дома -- консультации можно дать и по телефону.

-- «Звезда» была выведена на орбиту две недели назад, и мы с нетерпением ждали утра 26 июня, на которое назначили стыковку, -- говорит Виктор Добровольский. -- «Курсу» предстояло доказать свою надежность -- она была поставлена под сомнение. Отчасти из-за этого подготовили к полету спасательный экипаж для ручной стыковки. Недоверие к «Курсу» возникло после вывода на орбиту модулей «Заря» и «Юнити» (их состыковал американский «Шаттл» -- взял в механические захваты и соединил). На «Заре» затем провели тестовую проверку нашей системы «Курс», и один из комплектов дал сбой. А раз так, то получалось, что нельзя гарантировать успех предстоящей стыковки. Мы запросили всю имеющуюся телеметрическую информацию и докопались до причины. Оказалось, что помехи для «Курса» создает работа оборудования «Юнити», на Земле при испытаниях на электромагнитную совместимость этот «подводный камень» не заметили. Нам пришлось настоять на повторном тестировании «Курса», при этом все электронное оборудование американского модуля отключили. И «Курс» сработал безукоризненно.

Мы на этом не остановились. Минувшей зимой провели бесчисленное количество проверок на Земле. Для вчерашней стыковки часть оборудования «Юнити» была вновь отключена. Но впредь обойдемся без такой меры -- мы используем другую модификацию «Курса».

-- Как все-таки проходила стыковка?

РЕКЛАМА

-- Сцепка «Заря»--»Юнити» выполняла активную роль -- она подошла и причалила к «Звезде», -- отвечает г-н Добровольский. -- Наша система включилась в работу, когда между ними оставалось 200 километров. «Курс» начал передавать информацию на систему управления «Зари» (выпущенную на харьковском «Хартроне»), и та давала необходимые команды двигателям. Скорость сближения постоянно уменьшалась и непосредственно перед стыковкой составляла 15 сантиметров в секунду. Это очень важно, ведь превышение скорости чревато сильным ударом и повреждениями модуля.

-- Почему вы не поехали в российский Центр управления полетами?

РЕКЛАМА

-- Там находились наши соразработчики -- специалисты московского НИИ точных приборов (наш с ними вклад в создание «Курса» примерно одинаков), -- вступает в разговор Леонид Годунок. -- А мы готовы были прийти им на помощь из Киева по телефону. Кстати, так было и прежде. Но в советские времена мы оставались на работе -- связь с ЦУПом осуществлялась только по закрытым каналам. Теперь связываться можно и из дома. Я проснулся в три ночи, настроился на «Голос Америки». По радио и узнал, что стыковка прошла нормально. Уже затем из ЦУПа позвонил наш московский коллега Александр Бурдин.

-- А я настолько был уверен в «Курсе», что спокойно спал. Правда, с телефоном возле подушки, -- заключил Виктор Добровольский.

РЕКЛАМА

После успешной стыковки МКС может принять космонавтов: «Звезда» имеет все необходимое для пребывания людей. Первый экипаж -- россияне Сергей Крикалев, Юрий Гидзенко и американец Билл Шепард -- должны поселиться на станции уже в конце октября. До этого к МКС может причалить еще один американский модуль -- лаборатория. Его запуск запланирован на 8 сентября. Впрочем, российская пресса сообщает, что этого может и не произойти из-за недостаточной готовности модуля. По этой же причине запуск «Звезды» откладывали шесть раз в течение двух лет. Так что намеченный срок завершения строительства МКС -- 2005 год -- может быть пересмотрен.

Станция должна состоять из 36 модулей. Размеры ее планируются столь огромными (с 7-этажный дом), что МКС можно будет наблюдать с Земли невооруженным глазом. Размах солнечных батарей (110 метров) равен размеру футбольного поля. На станции постоянно будут работать семь космонавтов (России гарантировано три места, остальные распределены между США, Европейским космическим агентством и Японией). А максимальная загрузка -- 15 человек.

Есть надежда, что в экспедициях посещения могут участвовать и украинские космонавты. Ведь наша страна поставляет значительную часть оборудования для российских модулей и разрабатывает научные эксперименты для российских космонавтов, не отказываясь от планов строительства собственного модуля. С последним, правда, решили не спешить -- время терпит, ведь МКС должна проработать как минимум 15 лет.


«Facty i kommentarii «. 27-Июль-2000. Жизнь.

432

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів