Андрей жолдак: «сегодня из любой пьесы я могу сделать шлягер»
На днях украинский режиссер Андрей Жолдак уезжает в Румынию. Не волнуйтесь, не навсегда. Всего лишь на театральный фестиваль в Сибио, куда везет свою последнюю постановку -- «Идиота» по Ф. Достоевскому. А сразу после возвращения он займется новой постановкой. Правда, на этот раз не в Украине, а в России, которая, кстати, считает его своим режиссером. «Тарас Бульба» в Петербурге обещает стать «бомбовым» спектаклем. По крайней мере, судя по задумка режиссера, как всегда, очень оригинальной. Ничего не подозревающего зрителя Андрей Жолдак намерен посадить в отдельную, специально сконструированную камеру на деревянную лавку перед миской баланды на столе. И оттуда через небольшое окошко зритель сможет наблюдать за перипетиями «Тараса Бульбы».
Премьера должна состояться в Питере 15 сентября во время театрального фестиваля «Балтийский дом». После чего Андрей Жолдак вернется в Киев. Его следующий украинский проект должен осуществиться на сцене Национальной оперы Украины. Самый скандальный режиссер предложил поставить там оперу Д. Шостаковича «Нос» по Н. Гоголю. Если пуритане -- украинские чиновники от культуры -- на это согласятся, то конец этого года может ознаменоваться большой столичной оперной премьерой, которая, как и положено, вызовет массу споров. Правда, к ним Жолдак уже привык
-- Давай сначала разберемся со скандалом вокруг твоих «Трех сестер» на сцене Театра им. И. Франко
-- Да никакого скандала и не было, тем более, что я теперь предпочитаю заниматься дипломатией. В мире существует два больших театральных фестиваля. В Авиньоне (Франция) и в Белграде (»Битов»). Последнему фестивалю уже больше тридцати лет. «Битов» собирает, в основном, большие постмодерновые спектакли и открывает имена. Когда к нам в Киев зимой приезжал директор фестиваля «Битов» Йован Кириллов, то, просмотрев все столичные спектакли, он отобрал для Белграда моих «Трех сестер». При этом он сказал, что если я покажу в Белграде своих «Трех сестер», то на следующий день проснусь знаменитым. И когда я уже должен был лететь в Белград смотреть сцену, на которой его будут играть, оказалось, что Театр им. И. Франко не очень-то хочет пускать этот спектакль на фестиваль. Дескать, он не может представлять украинскую культуру. Потому что я вывернул Чехова наизнанку.
-- То есть дело не в Чехове, а в твоей постановке?
-- Получается именно так. Кто меня сегодня знает дальше России, Польши, Украины? А если я поеду на фестиваль, это будет все равно, что выпустить джинна из бутылки. Этого боятся. «Три сестры» в Театре им. И. Франко не играли уже три месяца. Мне не говорили, что спектакль снимается, просто в эти дни сцена сдана в аренду В общем, мне все это надоело, я пошел к министру культуры, рассказал о ситуации, теперь хочу пожаловаться тебе.
-- Да что тут жаловаться -- бороться надо!
-- Как!? Я уже устал. Хотя и понимаю, что если сегодня не поеду на фестиваль «Битов», то завтра молодому режиссеру или писателю не удастся выпустить свою картину или издать книгу. Мы все погибнем поодиночке. Именно в этой стране.
-- Неужели ситуация такая безнадежная?
-- Недавно я обратился в четыре ведущих театра Украины. В Театр русской драмы им. Леси Украинки, Театр им. И. Франко, Театр Заньковецкой во Львове и в Харьковский драматический театр. Все четыре мне отказали. А я хотел поставить там спектакль. Неважно даже, какой. Сейчас я, как хороший режиссер, могу поставить все. Из любой пьесы могу сделать шлягер. Потом я обратился в другие киевские театры -- мои постановки никого не заинтересовали. Получается, что на родине я не нужен. Это ненормально. Я не знаю, что мне делать. Пропивать деньги, которые заработал?..
-- Лучше потратить их на постановку нового спектакля
-- Моих денег на это не хватит. Хотя у меня уже сегодня есть идеи трех «бомбовых» проектов. Я впервые рассказываю об этом для прессы. Сейчас пишу сценарий к пьесе «Дракула». Хочу поставить «Королеву Марго». Сделать из нее эдакий буржуазный спектакль в классическом стиле. Третий мой проект -- «Ромео и Джульетта». Это уже будет пьеса в моем стиле, не имеющая никакого отношения к Шекспиру, для подростков 13--15 лет. Я хочу, чтобы, в отличие от других спектаклей, зрителям было все дозволено -- целоваться, смеяться, даже бросать в актеров специальные предметы, которые им будут выдавать на входе. Так что планов громадье. Но эти проекты чисто коммерческие, как рекламные ролики.
287Читайте нас у Facebook