Сейфом для ценнейших рукописей времен киевской руси служит Старинный кованый сундук
На днях нам представилась редкая возможность побывать в специальных помещениях, где хранят письменные памятники древности. Гостей здесь практически не бывает. А лиц, имеющих сюда доступ, можно по пальцам пересчитать. Семь этажей хранилища заставлены стеллажами, на которых в картонных коробках хранятся манускрипты. Всего их здесь собрано полтора миллиона. Первое впечатление -- необычайная чистота: нигде пылинки не увидишь, и отсутствует типичный для библиотек запах старых книг.
Для корреспондентов любимой газеты хранители сокровищ пообещали вытащить на свет Божий самое ценное, в том числе древнейшую книгу, которая ныне находится в архиве, -- рукописное Евангелие на греческом языке времен крещения Киевской Руси.
Заветный сундук для нас так и не открыли
Откровенно говоря, было трудно представить, в каком состоянии находится манускрипт, которому уже тысяча лет. Мы сомневались, что без мер предосторожности его вообще можно брать в руки.
-- Края этого Евангелия потемнели, но листы из пергамента (тонко выделанной кожи теленка) переживут еще не одно поколение людей, -- рассказывает заведующая отделом древних актов Лидия Сухих. -- Столь же хорошо сохранился текст -- чернила и краски тогда делали на удивление хорошо. Эта и другие самые ценные книги (на многих из них есть элементы из драгоценных металлов) хранятся отдельно. Так повелось, что сейфом уже не первое десятилетие служит у нас кованый металлический сундук. По надежности, я думаю, он немногим уступает ультрасовременным сейфам. Это, кстати, отечественная вещь -- сделанная в начале XIX века в Одессе, на сундуке даже соответствующая надпись сохранилась.
Но как сундук устроен внутри, нам не показали, равно как и не разрешили его фотографировать. Мы не настаивали. Тем более, что в виде компенсации нам предложили взглянуть на старинные грамоты. Они хранятся в специальном шкафу. Мы ожидали увидеть потемневшие от времени свитки с сургучными печатями, но
-- Свитки -- очень большая редкость, поскольку уже в XV веке грамоты в трубку не сворачивали, -- просветила директор Центрального государственного исторического архива Украины Ольга Марущак. -- У нас хранятся более поздние: привилеи польских королей и литовских князей, универсалы украинских гетманов, грамоты российских императоров.
Каждый такой документ имеет свое «лицо» -- грамоты оформляли художники императорского двора, причем орнаменты не повторяются. А краски совершенно не потускнели. Особенно впечатляет большая императорская печать. Она прикреплялась к грамоте шнуром, сотканным из золотых нитей, и помещалась в кустодию -- специальный позолоченный серебряный футляр. В кустодию заливался воск (обязательно красный -- «императорского» цвета), на котором делали оттиск государственной печати.
-- Это так называемая вислая печать, -- продолжает Ольга Марущак. -- У нас, кстати, хранятся грамоты времен Литовского княжества, скрепленные четырьмя, восемью и более вислыми печатями. На одном документе их 32 -- гирлянда да и только.
Архивными книгами укрепляли брустверы окопов
К сожалению, в годы Великой Отечественной войны значительная часть документов архива была утрачена. В 1941 году при обороне Киева внушительных размеров актовые книги использовали для укрепления брустверов окопов. А во время оккупации немцы вывезли из архива шесть тысяч томов. Впоследствии удалось вернуть в Киев только две тысячи. Где остальные, неизвестно до сих пор.
-- Впрочем, Германия утверждает, что архив полностью передан советским властям, -- говорит Лидия Сухих. -- Поэтому не исключено, что повторится история с древними книгами, исчезнувшими из одного венгерского монастыря. Около сорока лет следы их казались утерянными. Но недавно выяснилось, что во время подавления антикоммунистического восстания в Венгрии советские войска тайно вывезли эти книги. Венграм так и не удалось их вернуть.
-- Мы настаивали на том, чтобы из России были возвращены прежде всего документы Первой мировой войны, -- говорит Ольга Марущак. -- Эти бумаги почти полностью вывезены в советские времена. Впрочем, нельзя сказать, что тогда все лучшее требовали передать в Москву или Ленинград. Тщательно вычистили из наших архивов разве что любые документы, касающиеся Ленина и его родственников, даже дальних. Что же касается оказавшейся в России части архива коша Запорожской Сечи, то пока надежды на ее возвращение слабые.
Мы поинтересовались, какая судьба ожидает одну из крупнейших коллекций тор (еврейских религиозных книг), на которую претендует Центральная синагога Киева.
-- Торы, созданные на Волыни в начале XIX века, были спасены от уничтожения архивистами в 30-е годы, -- говорит начальник Главного архивного управления Украины, профессор Руслан Пыриг. -- Торы являются достоянием государства, но мы предоставляем их во временное пользование синагоге -- этот компромисс устраивает обе стороны.
Древние манускрипты оказались долговечнее советских документов
Собственно, старинные книги, манускрипты доступны для всех желающих.
-- В частности, в читальном зале с ними можно ознакомиться на экране, -- вступает в разговор директор Центральной лаборатории микрофотокопирования и реставрации документов Эмма Петренко. -- Документы сняты на пленку, и если вы хотите прочесть, скажем, автографы Богдана Хмельницкого, на специальном аппарате вам покажут видеоизображение интересующих страниц. Древнюю книгу могут выдать и на руки, но это очень долгая процедура: сотрудницы архива должны убедиться в наличии каждой из страниц (в некоторых томах их до двух тысяч), а после возврата ее читателем повторить ревизию. Впрочем, это позволяет провести внеплановую проверку состояния раритета.
Опыт показывает, что в конце XVIII и в XIX столетии использовались наиболее долговечная бумага, чернила, краски. Технология ручного производства тряпичной бумаги, которую тогда использовали для документов, была доведена до совершенства. А вот после Октябрьской революции в делопроизводстве стали использовать до того низкопробную бумагу и чернила, что очень скоро документы оказывались в весьма плачевном состоянии. Доходит до того, что невозможно прочитать тексты, которым несколько десятков лет. Приходится использовать сложную аппаратуру.
Со старинными бумагами гораздо меньше хлопот, если они попали в архив в приемлемом состоянии. Основной их враг при хранении -- грибки и плесень, которые есть на всех книгах (насекомых, а тем более грызунов в архиве нет). Важно, чтобы микроорганизмы не «проснулись». Для этого в хранилище поддерживается температура 17--18 С и влажность 58%. Реставрация же поврежденных средневековых документов требует высочайшей квалификации. Нужно, например, владеть старинными технологиями ручного изготовления бумаги, чернил, переплетов.
Пополняется исторический архив редко. Одно из последних поступлений -- грамота Петра I, возвращенная из Америки. Зато открытий делают десятки в год.
-- Многие материалы прежде не были востребованы исследователями, -- поясняет Руслан Пыриг. -- Например, фонд Грушевского секретным не был, но в советские годы им не интересовались -- научной карьеры на этом не сделаешь. До многих материалов попросту не дошли руки. Сейчас, кстати, мы проводим целенаправленный поиск документов об освободительной войне под руководством Богдана Хмельницкого. И что вы думаете -- нашли доселе не известные материалы, хотя эта тема изучается уже несколько столетий
1943Читайте нас у Facebook