Поломка аккордеона не помешала игорю завадскому одному виртуозно исполнить программу целого камерного оркестра
Игорь Завадский (аккордеон), сольный концерт (Национальная Филармония, 4 ноября)
Игоря Завадского можно назвать в каком-то смысле несравненным -- отнюдь не потому, что с другими стыдно сравнивать, и нельзя сказать, что сравнивать его не с кем. Просто по каким-то причинам наши аккордеонисты (Ян Табачник не в счет) предпочитают оставаться в тени. Чтобы тебя услышали, одной игры мало -- много сил и времени занимают организационные вопросы. Хлопотное это дело -- самому себя раскручивать, особенно если ты посвятил свою жизнь аккордеону. К слову, лауреат четырех престижных международных конкурсов Игорь Завадский не входит в ассоциацию аккордеонистов Украины, считая, что она давно существует лишь формально: «Не хочу пополнять армию серости».
Его цель -- сделать жанр академической музыки доступной массам. В принципе, он избрал короткую дорогу к сердцу среднестатистического любителя музыки -- звук аккордеона сладок, приятен и понятен многим, в народе этот инструмент довольно популярен. Михаил Поплавский, сидевший на пресс-конференции справа от Завадского (Игорь -- доцент Университета культуры), тут же великодушно пообещал специально для маэстро учредить кафедру аккордеона (при том, что в Университете культуры даже скрипачи учатся на кафедре народных инструментов). Впрочем, сам Игорь считает, что причислять аккордеон к народным инструментам просто смешно: по звуковым возможностям он не уступает, а во многом и превосходит рояль и скрипку. А исполнять на нем серьезную музыку просто сам Бог велел
Это и было неопровержимо доказано и показано на сольном концерте, несмотря на некоторые «технические неувязки». После захватывающего начала на третьем номере программы неожиданно сломался новый инструмент Игоря, подаренный ему народным депутатом -- меломаном Анатолием Новиком. Как тут было не вспомнить о маэстро Паганини, которому недоброжелатели перед концертом подпилили на скрипке струны, но он с честью сыграл на последней оставшейся струне?
Но Завадский -- не Паганини, а аккордеон -- не скрипка: на двух кнопках не сыграешь. В результате после двадцатиминутных мытарств инструмент удалось реанимировать, и Игорь продолжил концерт, в программе которого были собственные переложения совсем «неаккордеонных» шедевров Баха, Бетховена, Моцарта. Их исполняют, как правило, камерные оркестры. Но рисковать стоило -- в аккордеоне действительно обнаружилось удивительное богатство звуковых и технических возможностей, и, к чести музыканта, Игорь проявил потрясающую выдержку, с лихвой компенсировав нервное напряжение публики. Но, кажется, все к счастью -- легендарная киевская публика, видимо, желая ободрить и поддержать музыканта после неудачи с инструментом, устраивала неистовые овации после каждой части «Зимы» Вивальди, хотя очаровательная Светлана Леонтьева внятно (и неоднократно) произнесла «у трьох частинах». Игорю как воспитанному человеку приходилось кланяться. В результате концерт приобрел почти интимный характер -- Светлана обменивалась на сцене знаками с маэстро по поводу сместившейся программы, подавала ему платок, в связи с задержкой антракт между совершенно разноплановыми частями программы был «урезан», и после Бетховена зазвучала фантазия на тему украинской песни «Ой, чий то кiнь сто ть».
Интересно отметить, что выступление проходило при непривычном для филармонических концертов антураже -- в темном зале, луч света был направлен на Игоря, на стенах мерцали призрачные блики от металлических деталей аккордеона, а рядом с музыкантом размещались два картонных замка, напоминающих потемкинские домики. После основной части программы перед выступлением «на бис» (к слову сказать, блестящим) Игорь как настоящая поп-звезда сменил концертный фрак на ослепительно-белый.
По признанию Игоря, гонорар за этот концерт составил 100 гривен, а его голубая мечта получать за сольное выступление 1000 у. е. Игорь считает это вопиющей несправедливостью: ведь аккордеон -- один из наиболее «тяжелых» инструментов в прямом и в переносном смысле, а гонорар, например, того же пианиста близкого исполнительского уровня гораздо выше.
«Facty i kommentarii «. 12 ноября 1999. Культура
547
Читайте нас у Facebook