«Когда трамвай покатился с горы, я увидел между рельсами тормозной башмак и, подхватив его, помчался догонять вагон»
Если у жителей Днепродзержинска спросить, какая проблема сильнее всего их волнует или пугает, большая часть, уверена, ответит: трамвайная. Крутой ландшафт правобережной части города, по которому проходит несколько трамвайных маршрутов, уже не раз приводил к катастрофам. В июле 1996 года потерявший управление трамвай 6-го маршрута врезался на спуске в бетонное ограждение — погибли 34 человека, 120 было травмировано. В марте 2007 года наша газета писала еще об одной катастрофе: после отказа тормозов покатившийся с горы задним ходом трамвай тяжело травмировал женщину, стоявшую на остановке. Получили травмы и несколько пассажирок этого вагона, от испуга выпрыгнувшие на ходу. Когда очередной трамвай поднимается на злополучную горку по проспекту Ленина, у людей перехватывает дыхание — а вдруг опять откажут тормоза?..
«В вагоне погас свет, и стало очень тихо. Я понял, что мотор не работает»
Житель Днепродзержинска Олег Цыбульский своей машины не имеет, поэтому по нескольку раз в день ему приходится ездить из одного конца города в другой на маршрутках и трамваях. Работы 42-летний мужчина не боится: чтобы кормить семью и учить сына в институте, после дневной смены на Днепровском металлургическом комбинате едет на ночное дежурство в «Укртелекоме», где с бригадой охраняет кабельное хозяйство. На днях даже удалось вернуть украденный «металлистами» кабель. Основная работа — заместителя начальника караула — тоже предполагает максимальную собранность и внимание, поэтому, даже сидя в транспорте, Олег не расслабляется. Не намеренно, а скорее на уровне подсознания фиксирует неполадки в маршрутках, колдобины на дорогах, водительское мастерство.
В тот вечер он долго ждал 23-ю маршрутку возле проходной Днепровского металлургического комбината, а когда подошел трамвай № 3, решил ехать на дежурство в «Укртелеком» этим видом транспорта. Хоть и медленнее, а все же лучше, чем стоять. В вагоне «тройки» в это позднее время было человек пятнадцать, в основном пожилые женщины. Сидя в стареньком, обшарпанном салоне, Олег прислушивался к ровному гудению мотора, стуку колес — словом, к тому привычному шуму, который пассажиры часто даже не замечают.
- После остановки «Дружба» этот маршрут поворачивает налево, — рассказывает Олег Цыбульский. — Прямо начинается очень крутой подъем — градусов семьдесят, а от поворота вниз — довольно пологий спуск. Было около половины девятого, на улице уже темно, поэтому, когда в вагоне вдруг погас свет и стало очень тихо, сердце как-то тревожно сжалось. Обычно мотор гудит, реле срабатывают, а тут — тишина. Я сразу понял: что-то произошло. Слышу, вагоновожатая лихорадочно щелкает переключателями, но ничего сделать не может. И вдруг трамвай медленно покатился назад, под горку.
Забеспокоились и другие пассажиры. Тем более что водитель и кондуктор что-то громко обсуждали в кабине. В салоне стремительно нарастала паника, и это было неудивительно. Катиться с горы без тормозов — удовольствие малоприятное! Тем более что пожилые пассажирки еще наверняка помнят июльские события 1996 года, когда на улице Чапаева у ехавшей вниз сцепки из двух трамваев 6-го маршрута отказали тормоза
В крупнейшей за всю историю украинского трамвая катастрофе погибло 34 человека
Директор Днепродзержинского коммунального предприятия «Трамвай» Сергей Гладких меня предостерег: сравнивать эти два происшествия нельзя. 13 марта нынешнего года трамвай покатился с невысокой горки, где подъем от силы сто метров. А в июле 1996 года злополучная «шестерка» мчалась вниз без тормозов более двух километров по очень крутому уклону. После той катастрофы маршрут вообще ликвидировали, поэтому подобной опасности возникнуть уже не может. Но, думаю, сравнивать все-таки нужно. Тем более что иных способов привлечь внимание к трамвайной проблеме Днепродзержинска у местных властей нет.
В следующем году исполнится 15 лет со дня той страшной катастрофы. Казалось бы, за такое время многое должно измениться. Но Сергей Гладких, проработавший на предприятии 18 лет и хорошо помнящий все обстоятельства аварии, только вздыхает: «Тогда правительство, возглавляемое Павлом Лазаренко, купило городу четыре новых южмашевских вагона «Татра-Юг», да из местного бюджета наскребли в 2000 году средств еще на один трамвай. С тех пор парк вагонов не обновлялся ни разу! Износ его составляет 84 процента, не хватает, как минимум, десяти вагонов, вот и приходится выпускать на линию отслужившие свой срок трамваи. Проверяем их перед выходом на линию, латаем, как можем, но даже палка раз в год стреляет »
Проверяли тогда перед выходом на маршрут и вагоны трамвая № 6. Листаю свой старый блокнот с записями 1996 года: правительственная комиссия, работавшая на месте аварии, не усмотрела в действиях обслуживающего персонала депо никаких нарушений. Разве что нельзя было ставить на этот сложный маршрут девушку-практикантку, недавно закончившую курсы вагоновожатых. Да выпускать на линию старый вагон. Но в том-то и дело, что более новых и исправных в наличии просто не было. Когда этот состав выехал на улицу Чапаева, начался час пик, и в вагоны набилось столько людей, что двери не могли закрыться. Как только у трамвая отказали тормоза и он, набирая скорость, понесся вниз, люди стали выпрыгивать из открытых дверей на ходу, погибая и калечась.
Но самое страшное было впереди. На крутом повороте влево колея в целях безопасности движения (за перекрестком находится школа) была огорожена невысоким бетонным забором. Будь он повыше, мог бы остановить сошедший с рельс трамвай. Однако ограждение задержало только платформу с колесами. А сам 20-тонный вагон после страшного удара, подчиняясь инерции, оторвался от платформы и полетел дальше Когда искореженные обломки трамвая упали на перекресток, вся улица вокруг была усеяна трупами и фрагментами тел. В этой катастрофе погибли 34 человека, в том числе 20 женщин и ребенок. 120 пассажиров получили тяжелейшие травмы, многие так и остались инвалидами. Кто-то же должен был ответить за это? Но, как всегда, нашли крайних: условный срок получила вагоновожатая, тоже пострадавшая в этой аварии, и еще пару сотрудников, отвечавших за техническое состояние подвижного состава. Был снят с должности мэр города. Сам трамвайный маршрут отменили и закрыли депо по причине некомплекта исправных вагонов. На этом извлечение уроков закончилось. После Павла Лазаренко ни одно правительство на бедственное положение днепродзержинских трамвайщиков не отреагировало, хотя слезные просьбы с родины Брежнева поступают в Кабмин регулярно. Да и новый его состав уже получил очередное ходатайство.
«Когда-то я прокладывал рельсы на Байкало-Амурской магистрали, поэтому ставить тормозной башмак умею»
Когда произошла та страшная авария, Олега Цыбульского в Днепродзержинске не было. В начале 1990-х в городе стало плохо с работой, и он, выпускник местного индустриального института, уехал из Украины.
- Альтернативы другой не было: или в банду, или на заработки, — разводит Олег руками. — Вот я и поехал шпалы укладывать, да ни куда-нибудь, а на знаменитую Байкало-Амурскую магистраль. Железную дорогу после этого знаю, что называется, на ощупь. Тогда ведь не было мобилок, и, увидев по телевизору сюжет о трамвайной катастрофе в Днепродзержинске, мы с ребятами так переполошились! Позвонить оттуда — проблема, а у меня дома остались жена с ребенком, родители, другая родня. Пока выяснил, что мою семью беда обошла стороной, столько пережил! Кстати, у моих друзей погибли родственники. Так что это давнее событие и в моей жизни след оставило. Когда в трамвае, которым я ехал, погас свет, сразу вспомнил шок, пережитый на БАМе. Слышу, водитель кричит кондуктору: «Бери башмак и прыгай!» Дверь открылась, и пожилая тучная женщина выскочила на ходу. Пассажиры кричат: «Что случилось?!», но от испуга, видно, никто с места не сдвинулся. А я человек адекватный, и чувство самосохранения у меня хорошо развито. Встал и тоже выпрыгнул из вагона — благо, скорость еще была небольшая, он только начал скатываться вниз.
До ровного участка, где вагон мог бы и сам остановиться, было метров двести. Но на этом пути рельсы пересекал довольно напряженный перекресток, на котором водители, конечно, не ожидали движения трамвая в обратном направлении. Столкнись он с каким-нибудь автомобилем, последствия могли быть весьма плачевные. К тому же на рельсах могли оказаться люди, ожидавшие транспорт совсем с другой стороны. Все это Олег оценил в считанные секунды, пока кондуктор бежала за трамваем с железным башмаком в руках. Потом она как-то неловко сунула его под колесо и всплеснула руками. Олег стоял на том месте, куда выпрыгнул из трамвая. Вагон уже практически проехал мимо, набирая скорость. И вдруг мужчина увидел лежавший между рельсов тормозной башмак! Так вот почему трамвай так и не остановился — это нехитрое приспособление просто не удержалось на рельсе. Его отбросило между колес, и кондуктор, естественно, не смогла повторить попытку.
Он даже не стал раздумывать — в несколько прыжков достиг башмака и, схватив его, бросился догонять трамвай.
- Причем нужно было не только догнать, но и перегнать вагон, — констатирует Олег, — ведь тормозное приспособление надо не просто бросить на рельсы, а поставить так, чтобы оно «поймало» колесо. Слава Богу, мне это удалось. Колеса заскрежетали и по инерции еще метров пять тащили этот башмак. Однако в конце концов вагон остановился. Я заглянул к водителю в кабину: «Есть какие-то проблемы?» Она сидела ни жива ни мертва. Только и сказала: «Ой, спасибо!»
Все происшествие заняло считанные минуты. Побежав после этого на маршрутку, Олег даже на работу не опоздал. Никто бы и не узнал о случившемся, кроме его коллег по «Укртелекому», если бы приятель не пересказал сюжет своему знакомому журналисту. Так днепродзержинцы и прочитали в газете об очередной нештатной ситуации на трамвайном маршруте.
Впрочем, в городе не склонны драматизировать это происшествие. Руководство коммунального предприятия «Трамвай» уже привыкло к сбоям в работе подвижного состава. На этот раз причина была банальная: вырубилась подстанция, питающая маршрут, и вагон обесточился.
- Но в подобных случаях обычно срабатывает аварийная автоматика, — подчеркивает Сергей Гладких, — и электроснабжение возобновляется. Впрочем, мы провели профилактику всего подвижного состава, сейчас идет служебное расследование инцидента. Уверяю, что никакой угрозы для пассажиров в этом случае не было. Просто вагон под собственным весом дал откатку.
Сергей Викторович — опытнейший трамвайщик, и хочется ему верить. Но даже самый бывалый руководитель порой не может учесть всех побочных эффектов обычного, рядового происшествия.
Я вспоминаю, как в апреле 2007 года разговаривала в больнице с женщинами, которые оказались в вагоне 2-го маршрута, поднимавшегося по крутому склону проспекта Ленина. Тогда, по заключению комиссии, система управления трамваем тоже дала сбой. Разрядилась аккумуляторная батарея — и трамвай стал сползать задним ходом вниз. Уклон проспекта в этом месте — около 70 градусов. Поэтому вагон по инерции быстро набирал скорость. Одна из женщин закричала: «У меня сестра в трамвайной катастрофе погибла!» Этот крик поднял всех на ноги. Люди били стекла дверей и выпрыгивали на ходу, в больницах с тяжелыми травмами оказалось после этого несколько женщин. Трамвай несся вниз и на остановке «Центральный рынок» всем своим весом отбросил женщину, стоявшую на рельсах в ожидании своего маршрута. Она пострадала больше всех: ударом ей сломало кости таза и ребра, повредило легкое и почку. Уже разговаривая в больнице с заведующим травматологией Алексеем Вишневским, я узнала, что лет шесть назад в больнице лечились люди, пострадавшие при столкновении трамвая с грузовиком на перекрестке с проспектом Аношкина, когда вагон тоже катился вниз без тормозов.
Все это с большой натяжкой можно было посчитать досадным исключением из правил, если бы на днях мне не попалось на глаза очередное сообщение из Днепродзержинска: 16 марта в районе магазина «Технополис» похожая история случилась с трамваем 1-го маршрута. И опять перепуганные люди выскакивали на ходу, вспоминая, наверное, катастрофу четырнадцатилетней давности
6375Читайте нас у Facebook