ПОИСК
Культура та мистецтво

В честь юбилея Никиту Михалкова заставили плакать, петь, плясать, смеяться. И даже целоваться!

10:28 12 листопада 2010
Інф. «ФАКТІВ»
В московском Доме кино состоялся творческий вечер, посвященный 65-летию легендарного режиссера

В легендарном Доме кино – переаншлаг. Творческий вечер Никиты Михалкова, посвященный его 65-летию – это практически историческое событие. Именитые гости заблаговременно занимают места, потому что желающих поздравить Михалкова – больше, чем мест в зале. На входе – ящики с шампанским. Наливают всем желающим. Ваше здоровье, Никита Сергеевич!

А вот и юбиляр – с женой Татьяной. Тихая спутница прославленного режиссера и мать его троих детей привычно отходит в сторону, уступая место настырным фотографам и телеоператорам. Михалков довольно щурит «очи черные» (стекло очков не защищает от ослепляющих вспышек), руки – в брюки, небольшой спич — благодарность прессе за внимание, и бодрой походкой – в зал, на первый ряд! Супруга догнала его, когда толпа журналистов отстала. Но и в зале она села на соседний ряд – позади именитого мужа. Вот они, семейные устои!

Ведущий вечера – известный мастер экспромта Александр Адабашьян. А вечер Михалкова и есть один большой экспромт. Программы мероприятия не существует, кто выйдет на сцену, что будет говорить – все выяснится по ходу дела. На всякий случай возле ступенек, ведущих на сцену, дежурят два громилы: экзальтированным поклонницам 65-летнего маэстро место все-таки в зале, а не у микрофона.

Слово давали только старинным друзьям Никиты Сергеевича. Первым вышел актер Евгений Стеблов.

РЕКЛАМА

- На заре нашей молодости мы с Никитой очень сильно поспорили, — решил поворошить прошлое Евгений Стеблов (на фото). -  Я говорил, что подвиг – это когда человек неосознанно совершает героический поступок. А Никита — что только осознанный поступок может считаться настоящим подвигом. И мы так спорили, что Никита мне чуть не двинул в морду. А потом подошел  во дворе и очень трогательно сказал: «Давай дружить!» И мы стали дружить. Он говорил мне тогда: «Ты артист лучше, чем я». И я опять с ним спорил. А потом Никита стал режиссером. Я увидел его первый фильм – и заплакал…

 — Женя, но в главном я оказался прав! – из зала сказал Никита Сергеевич. – Ты действительно актер лучше, чем я!

РЕКЛАМА

Ирина Мирошниченко снялась с Михалковым в картине Георгия Данелия «Я шагаю по Москве».

 — Я играла старшую сестру героя Михалкова. У меня очень маленькая роль. Я говорила примерно так ему в кадре: «Ты идиот!»

РЕКЛАМА

 — И ты была в чем-то права! – опять не удержался от реплики юбиляр. – Я был начинающим актером, а ты уже снялась в нескольких фильмах. Я хотел за тобой приударить, но ты была такая взрослая!

 — Никита Сергеевич, о чем вы говорите! Я же была студенткой первого курса!

-Да? А мне ты казалась такой взрослой — эх!.. А вообще – да здравствует Георгий Данелия, режиссер, который не снял ни одного плохого фильма!

Геннадия Хазанова (на фото) с седыми волосами и огромными «тараканьими» усами зрители узнали не сразу. И его персонаж тоже. Оказалось, что поздравить Михалкова, он пришел в образе одного из создателей кинематографа братьев Люмьер — Огюста. И поздравлял его от лица всей Франции.

 — Я сегодня один, без брата Луи, -  сказал «Люмьер». – Это и хорошо: ты же знаешь, Никита, как может достать родной брат!

Намек на брата-режиссера Андрея Кончаловского пришелся Михалкову по вкусу.

 — А еще у нас говорят, что не с тем наш Наполеон решил шагать по Москве — и вот что из этого вышло… А еще — ты только поверь: гимном Франции утвердили песню «Мохнатый шмель»!

После Люмьера-одиночки на сцену вылетела стайка красавиц-студенток ВГИКА – они исполнили песню «Каким ты был, таким ты и остался», и признались режиссеру в любви. Никита Сергеевич растрогался, выбежал на сцену — и раздарил будущим звездам экрана свой букет из желтых хризантем. Перецеловав всех студенток в губы, выдохнул:

 — Ура ВГИКу!

Не обошлось и без «Мохнатого шмеля» — музыкальной «визитки» Михалкова, прозвучавшей в его исполнении в картине «Жестокий романс». Никита Сергеевич  исполнил ее под аккомпанемент настоящего цыганского ансамбля, который привел на вечер телеведущий Андрей Караулов.

- Меня просили сделать что-то необычное, вот я и сделаю, — сказал Андрей Караулов (на фото). – Спою для Михалкова цыганскую песню!

Не удержался Михалков и перед натиском кубанских казаков – спел и сними. Лихо, по-казачьи спел!

А сам мэтр растрогался до слез от выступления молодой оперной звезды Марии Максаковой — внучки легендарной оперной певицы Марии Максаковой и дочери актрисы Людмилы Максаковой. Но чтобы скрыть свою сентиментальность — как обычно, свел все к «шутке юмора».

 — Я расскажу, как начиналась музыкальная карьера этой замечательной певицы! – начал Михалков, обняв Машу. – Наши семьи всегда дружили, и вот повели мы детей в консерваторию… На сцене играют Моцарта. Волшебство! Маша жует жвачку — полный рот жвачки! И вдруг из девочки выходит шар. Он раздувается, раздувается, становится больше лица. И в самый кульминационный момент – бах! — лопается. Лицо все — в жвачке, дети хохочут…

 — Видимо, именно тогда я и решила стать певицей! – согласилась Максакова-младшая.

- Однажды я спросил у Никиты Сергеевича: что вам дороже всего? – рассказывает режиссер Карен Шахназаров (на фото). – И он мне сказал: «Запах яблок в нашем доме — это самое дорогое!».

Воспоминания о детстве, о родителях и родительском доме – это для Михалкова святое. Об этом знают и друзья, и родственники. Поэтому и подарки от них – «родом из детства».

 — Я подарю Никите Сергеевичу то, о чем он мечтал с трех лет, — сказала Ольга Михалкова, двоюродная сестра именинника. – Однажды, ради своей мечты он даже пошел на маленькое преступление…

 — Гармошка?! – сорвался с места юбиляр! – Вот спасибо, Оля! Я расскажу, что это за подарок!

Оказывается, маленький Никита влюбился в народный инструмент с первого взгляда. И стал искать деньги – чтобы купить. И выпросил у няни 100 рублей.

 — У меня было две няни. Одна – испанка Хуанита. Я никогда не забуду ее маленькую сухую ручку — так больно она ею воспитывала! Ее привезли в Россию в 37 году, вместе с другими испанскими детьми. И она прижилась в нашей семье. Когда мама была беременна, Хуанита сказала: «Родится мальчик — я останусь, девочка – уйду». Она ненавидела девочек. Родился я — и Хуанита осталась. Но у нее просить денег было бесполезно. Тогда я нашел их у Фени. Сам оделся — шуба, шапка, шарф… И таким вот космонавтом поехал в музыкальный магазин на улицу Горького. Мне действительно было три года! Положил перед продавцом на стол сто рублей и сказал: «Мне гармошку!» Конечно, домой меня несли уже на руках… Встретил отец… И воспитывал… Помню, порет меня, а я корешки книг рассматриваю: Чехов, Толстой, Достоевский… Полезные были уроки! А за гармошку, Оленька, спасибо!

Как будто в одночасье (в одно лето?) поседевший Никита Сергеевич — в очках в роговой оправе, в костюме — сама солидность. Мэтр – без всяких оговорок. И только друзья Михалкова знают, что в душе он — все тот же горячий, безбашенный, настоящий русский мужик. Которому ничто мужское не чуждо. Да он и сам от этого не отрекается. И уж тем более – каяться в этом не собирается:

 — Снимали мы давным-давно фильм в Ялте. Понятное дело, что вечерами отдыхали. Утром оператор сдавал бутылки, и мы шли в пельменную… А в картине снимался Сережа Никоненко. И весь город — так совпало – в плакатах с его портретом. И мы решили использовать его в своих планах… Выпустили его на набережную, чтобы он подцепил какого-нибудь богатого перца – а там как раз шахтеры отдыхали. Он и подцепил. «О, ты артист — приходи, выпьем вместе!» Он и пришел – а с ним мы, девять человек. Шахтер расчувствовался, выпил, как следует, и говорит: «А Татьяна Конюхова с вами снимается?» Мы – да! «Познакомьте!» Взяли бутылку шампанского, взяли шахтера, отвели его к двери Конюховой в гостиницу, постучали — и спрятались. Открывается дверь — и раздается удар. Шахтер падает, дверь закрывается… У Конюховой, надо сказать, муж боксер был. Правда, и она на съемку на следующий день не вышла — проблемы, видно, появились какие-то…

- А помнишь, Никитушка, как мы с тобой немцев удивляли? – вступил в разговор кинодраматург Виктор Мережко (на фото). – Мы два раза в ресторане заказали по ноль-пять водки — и немцы онемели, когда увидели, как мы пьем из граненых стаканов!

 — А потом ехали в гостиницу на мусоровозке, потому что другой транспорт уже не ходил! — хохотал Михалков.

-Да, а потом вступили в бой с портье в гостинице, когда тот отказался нам виски принести!

 — Очень смешной случай был в Питере, когда мы с Сашей Башировым всю ночь провели… так сказать, в литературных поисках… А на утро с нечеловеческими лицами пришли в Публичную библиотеку. Пока я объяснял пожилой библиотекарше, какая книга нам нужна, Саша, отворачивая лицо в сторону, тоскливо спросил: «Скажите, а в вашем городе, кроме библиотеки, еще что-нибудь публичное есть?»…

Обожание Михалкова — и как друга, и как актера, и как режиссера — по-видимому, достигло апофеоза. И сам мэтр уже немного этого стесняется, не имея возможности объяснить, что он-то тут ни при чем. И что он не делает ничего специального, чтобы с ним «носились», как с писаной торбой. Несколько раз за вечер ему «напомнили» о самом высокопоставленном поклоннике его творчества – Владимире Путине. А сам он, чтобы убавить пафос выступлений друзей, щедро раздавал эпитеты выступающим – великий, гениальный, неповторимый… Ситуацию разрядил актер Алексей Петренко. Он вышел на сцену и… отправился целовать портрет Никиты Михалкова, который украшал задник сцены.

Михалков, «умирая» от смеха, обратился к залу:

- Это наш юродивый — не обращайте внимания! Он всегда играет, и сейчас тоже. Потому что это — великий русский актер. Он часто безобразничает, но ему все сходит с рук, потому что он — великий!

Алексей Петренко (на фото) сделал глубокий вдох и… рассказал басню «Ворона и лисица». Его лисица курила, пела, говорила гнусавым голосом, одним словом — была прекрасна.

 — В басне есть одна ошибка, — подытожил Петренко.  — На самом деле там была не лисица. Это был лис!

Искренность именинника была вознаграждена искренностью зрительного зала. Когда портрет молодого, черноусого Никиты Михалкова сменили белым экраном и показали кадры из всех его фильмов, зал встал. И стоял, пока на экране мелькали лица живых и ушедших навсегда актеров, которых запечатлел в своих картинах режиссер Михалков.

Встал и Михалков. Скрывая слезы под очками, сказал:

 — Это потрясающие артисты. Поверьте, каждый из них живет в моем сердце!

Фото Вадима Тараканова; с  сайта filmets. ru

2181

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів