Ровно 10 лет назад ушел из жизни создатель «Ну, погоди!» Вячеслав Котеночкин
Высокий красавец-блондин с ласковой фамилией Котеночкин в Советском Союзе был личностью популярной. Режиссер мультсериала «Ну, погоди!» обрел известность практически одновременно со своими знаменитыми Волком и Зайцем. Вячеслав Котеночкин отдал им 24 года своей жизни. Восемнадцать серий «Ну, погоди!» принесли ему славу, но не деньги. В конце девяностых у Вячеслава Михайловича обнаружили сахарный диабет. Требовалась операция. Денег у семьи практически не было, собирали, что называется, всем миром. К сожалению, когда нужная сумма была наконец найдена, операция режиссеру уже не помогла бы. Целый год Котеночкин был прикован к постели и умер 20 ноября 2000 года.
Девятнадцатую и двадцатую серии приключений Волка и Зайца снял сын Котеночкина Алексей (на фото). Зрители восприняли их на ура, критики разнесли в пух и прах. Но Волку и Зайцу было все равно. Они, как и прежде, гонялись друг за другом, смешили народ и были точь-в-точь такими, какими их в далеком 1969 году придумал Вячеслав Котеночкин
«Отец планировал на роль Волка Высоцкого, но кандидатуру актера не утвердил худсовет»
- Признаюсь, моей любимой серией «Ну, погоди!» всегда была первая, в которой Волк, насвистывая альпинистскую песню Высоцкого из фильма «Вертикаль», поднимается на балкон к Зайцу
— Кстати, насвистывает он голосом Владимира Высоцкого, которого изначально папа планировал на роль Волка. Он рассказывал, что показал Высоцкому сценарий, приехав в Театр на Таганке. Актер тогда был очень занят и страшно популярен. Тем не менее прочитал сценарий за одну ночь и уже наутро позвонил папе, сказав, что согласен и даже хочет придумать к фильму свою песню для Волка. Но кандидатура Высоцкого не понравилась худсовету. Чиновники сказали, что он слишком одиозная фигура и тлетворно влияет на советскую молодежь. Тогда же единогласно утвердили на роль Волка известного актера Анатолия Папанова. У папы любимой серии в «Ну, погоди!» не было, они ему все нравились. Конечно, больше всего ему были по душе первые шесть. В то время все горели новыми идеями и не могли дождаться выхода очередного мультфильма.
- Ведь изначально «Ну, погоди!» не планировался долгоиграющим мультиком?
— Собирались снять только три серии. По крайней мере, они были прописаны в сценарии. На студии «Союзмультфильм» долго велись поиски режиссера, пока работа не попала в руки папе, который всю жизнь любил снимать активные, веселые мультики.
- Он рассказывал, когда первый раз взялся за кисть?
— Рисовал с первого класса. Все десять лет школы ходил в специализированный кружок при дворце пионеров. Не забросил художество даже в военно-артиллерийской школе. Там он показал себя еще и как музыкант. Был участником духового оркестра и играл на небольшой трубе с загадочным названием корнет-а-пистон. В принципе он не планировал профессионально заниматься рисованием, да и о мультфильмах не помышлял. Но в 1947 году произошла его случайная встреча с режиссером Борисом Дежкиным. Узнав, что папа умеет рисовать, Дежкин сказал, что на студии «Союзмультфильм» набирают курс режиссеров и он может попробовать свои силы. Папа поступил без особых проблем. И 50 лет день в день проработал на «Союзмультфильме».
- При этом всегда шутил, что стал мультипликатором благодаря своей фамилии.
— Он говорил, что сложно себе представить, скажем, министра мясной промышленности с фамилией Котеночкин. Думаю, фамилия таки сыграла роль в его судьбе. Будь она какой-то невзрачной, возможно, мультики его знали бы и любили, но фамилию никто не запомнил бы. Котеночкин стал своеобразным брендом. Люди просто подходили, здоровались с ним на улице, автоинспекция отпускала, лишь взглянув в его права. Правда, это было до развала Советского Союза. Потом отпускать перестали (смеется).
- Говорят, Вячеслав Михайлович отличался компанейским характером.
— В 60-е и 70-е творческая жизнь протекала совсем не так, как сейчас. Тогда режиссеры и актеры собирались в определенных местах, в основном это были рестораны Дома кино или ВТО (Всесоюзное театральное общество), и там общались. Папа не был заводилой в компаниях, но у него всегда в запасе было несколько историй, которыми веселил публику. Тем не менее друзей у него было немного, а в душу к себе мало кого пускал. Это правило распространялось и на сценаристов «Ну, погоди!» Курляндского, Хайта и Камова, с которыми он бок о бок работал долгие годы. Они часто ссорились из-за того, что папа вносил правки в сценарий. Так что их отношения были скорее конструктивными.
- Как они познакомились?
— Рукопись «Ну, погоди!» долго никому не нравилась, поэтому и лежала в сценарном отделе «Союзмультфильма». Потом ее дали прочесть папе. На следующий день он встретил сценаристов со словами: «В этом что-то есть». Когда у папы появлялась рукопись, он обязательно приносил ее домой и давал читать мне. Во время создания первой серии «Ну, погоди!» мне исполнилось десять лет, я был как раз в той целевой аудитории, на которую рассчитывали создатели. Я рос вместе с этим мультфильмом, и папа постоянно проверял на мне реакцию на разные сценки.
(На фото) На студии «Союзмультфильм» Вячеслав Котеночкин проработал 50 лет
«На моей совести появление в «Ну, погоди!» песни «Земля в иллюминаторе»
- От вас что-нибудь есть в знаменитом сериале?
— Что вы! Ну может, какая-то небольшая деталь. Начиная с середины 70-х мы всегда вместе с папой подбирали музыку к «Ну, погоди!». Она была очень важна для мультфильма и, как правило, соответствовала экранным образам. Выбирались исключительно известные композиции, не только старые, но и современные, за которые отвечал в основном я. Это на моей совести появление в «Ну, погоди!» песни «Земля в иллюминаторе».
- Говорят, Волк очень похож на самого Вячеслава Котеночкина.
— Абсолютная правда. Иначе он бы не мог сделать столь запоминающийся образ. Работая над Волком, папа не отходил от зеркала. Все повороты головы, ужимки, повадки героя он скопировал с себя. Зеркало стояло у нас в прихожей — огромное, в полный рост. И папа мог перед ним часами кривляться, отрабатывать походку. Что касается характера Волка, то он получился сам собой. Эдакий рубаха-парень с папироской в зубах, в чем-то похожий на отца. Папа ведь много курил.
- Несмотря на то что «Ну, погоди!», казалось бы, безобидный мультфильм, его однажды чуть не закрыли.
— Его таки закрыли! Это случилось после того, как один из авторов сценария Феликс Камов эмигрировал в Израиль. По неписаным законам того времени мультфильм перестали снимать. Папа очень переживал, понимая, что история «Ну, погоди!» закончилась. Но спустя несколько месяцев на одном из правительственных приемов в Кремле, куда был приглашен Анатолий Папанов, к актеру подошел большой чиновник и загадочно сказал: «Что-то давно не было новых выпусков «Ну, погоди!». А ведь моим товарищам мультфильм очень нравится » Буквально на следующий день работа над сериалом была продолжена, но фамилию Камов из всех титров вырезали. Она появилась лишь после перестройки.
- Анатолий Папанов, блестяще озвучивший Волка, даже не обижался, когда его называли заслуженным Волком Советского Союза.
— Его кандидатуру тоже предложил папа. Это случилось после того, как Анатолий Дмитриевич озвучил Змея Горыныча в предыдущей картине Котеночкина «Межа». Говорили, что даже внешне Змей Горыныч и Волк чем-то похожи. По крайней мере, залихватские повадки у них были одинаковые. Но надо сказать, что в жизни отец и Анатолий Дмитриевич не были особо близки. Они встречались только по работе на студии и больше нигде не пересекались. Так же складывались отношения и с Кларой Румяновой. Папа работал с ней на многих картинах. Румянова вообще обладала уникальным голосом, по-моему, она могла озвучить даже стул
- Что это была за история, когда вашего отца чуть не выгнали со студии «Союзмультфильм»?
— О, это случилось во времена его молодости. Ему вдруг стали предъявлять претензии по поводу дисциплины. Папа был завсегдатаем ресторана «Спорт», где играли неугодный джаз и танцевали под него. Начальству это очень не нравилось, и папе намекнули, что в такой ситуации хорошо бы самому подать заявление об увольнении. И тогда отец написал строки, которые потом долго передавались из уст в уста. Звучало это так: «Прошу меня уволить, но если можно, оставить » Руководство «Союзмультфильма» почитало, посмеялось и не дало заявлению ход.
«Будучи тяжело больным, папа смотрел по телевизору на Волка и Зайца и, мне казалось, плакал»
- Рассказывают, что Вячеслав Котеночкин был замечательным танцором.
— Блестящим. Моя мама была балериной, и когда они с папой выходили танцевать вдвоем, были неподражаемы. Собственно, для художника-мультипликатора понимание музыки и ощущение ритма необходимо. Кстати, многие танцы для «Ну, погоди!» родились благодаря маме. Она приходила на студию, показывала, как должны двигаться герои, и это записывали на камеру. Ее умение распространялось не только на папины мультфильмы. В «Бременских музыкантах» она показывала, как исполнять менуэт и цыганский танец, где Атаманша залихватски крутит плечами. У папы с мамой были трогательные отношения. Они познакомились в поезде, оба ехали на юг. Там они провели время вместе и в Москву вернулись уже по уши влюбленными. Через какое-то время поженились. Папа встречал маму после каждого ее спектакля в Театре оперетты. У них была традиция: вечером гуляли по городу или шли к друзьям. В 60-е годы прошлого века большинство творческих людей жили в центре. Квартиры были крохотные, но их хозяева очень гостеприимные.
- У вас тоже было такое жилье?
— Я родился в небольшом двухэтажном домике в районе Белорусского вокзала. В коммуналке наша семья занимала комнатку площадью девять квадратных метров. Лишь через несколько лет маме дали квартиру на Звездном бульваре. Папины мультфильмы знала вся страна, но это не приносило больших денег. Хотя его более чем скромная зарплата — 200 рублей — считалась одной из самых высоких среди режиссеров-мультипликаторов. На эти деньги не разгуляешься. К примеру, машина «Запорожец» тогда стоила три тысячи рублей. Копить на нее надо было долго.
- Папа когда смог ее купить?
— Часть денег он собрал, остальное одолжили. И он отдавал деньги еще несколько лет. «Запорожец» у нас появился в 1973 году, после выхода пятой серии «Ну, погоди!». В конце 80-х папа пересел на «Жигули», но страстным автолюбителем никогда не был. На «Запорожце» он наездил всего 70 тысяч километров. Это за пятнадцать лет! Потом все последующие машины доставались мне, папе было комфортнее в качестве пассажира.
- Как он отнесся к тому, что вы тоже решили стать режиссером?
— Изначально я не думал о мультипликации. Мечтал стать режиссером большого кино, даже пробовал поступать во ВГИК. Но это была совершенно безумная идея, потому что конкурс там был сумасшедший. Поскольку я занимался в художественной школе, то легко прошел в художественно-промышленный институт (Строгановку). После окончания института оказался в каком-то скучном НИИ, и отец, видимо, заметив мою грусть, предложил попробовать поработать с ним. Это был новый проект, в который он набирал несколько художников — фильм «Старая пластинка» по песням Утесова. Я пришел на студию, попробовал — понравилось. С тех пор я мультипликатор.
- Не страшно было браться за продолжение «Ну, погоди!»?
— Конечно, страшно. Это был 2005 год. Я понимал, что, естественно, все будут сравнивать мою работу с папиной. Но был готов к этому. Все негативные отзывы перечеркиваются, когда ты сидишь в зале и видишь, что дети так же смеются над Волком и Зайцем, как много лет назад. Понимаю, что работал не зря.
- Вячеслав Михайлович любил пересматривать свои мультфильмы?
— В конце жизни он тяжело болел. Сначала с трудом передвигался по квартире, а последний год оказался прикованным к постели. Единственное развлечение, которое у него было, это телевизор. В тот год по разным каналам часто показывали «Ну, погоди!». Заходя в комнату к отцу, я видел, что он сидит с пультом, смотрит очередную серию и, мне казалось, иногда плачет
2683Читайте нас у Facebook