ПОИСК
Культура та мистецтво

Майя Плисецкая отмечает 85-летий юбилей

17:16 20 листопада 2010
Інф. «ФАКТІВ»

Майя Плисецкая — не просто символ российского балета, а символ российской культуры. Ее имя известно всем, ее биография — легенда, ее именем названа планета, ее манера танца — канон, недостижимая вершина. Она танцевала во многих балетах, снималась в фильмах, о ней снимали фильмы («Майя Плисецкая» В. А. Катаняна (1964, новая ред. 1981), «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» Б. Д. Галантера (1987) и другие), о ней написана книга (Н. П. Рославлева, «Майя Плисецкая»), и она сама — автор книги «Я, Майя Плисецкая...», переведенной на одиннадцать языков и несколько раз переиздававшейся в России. Перечислить все ее звания и награды сложно — список очень длинен. Она — Майя Плисецкая, и это уже почти не имя, это — титул.

ПлисецкаяМайя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. В 1932-1934 годах вместе с родителями жила на архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане, где ее отец работал начальником советских угольных рудников. В 1937 году он был репрессирован и расстрелян. Майю и одного из ее братьев забрали к себе тетя и дядя, Суламифь и Асаф Мессерер, видные танцовщики Большого театра.

В 11 лет Майя танцевала вариацию феи Крошек в балете «Спящая красавица». В июне 1934 года она поступила в Московское хореографическое училище, которое окончила в 1943 году. Окончила школу Плисецкая в классе педагога Марии Леонтьевой, но лучшим своим педагогом Майя Михайловна считает Агриппину Яковлевну Ваганову, с которой встретилась уже в Большом театре, куда ее приняли 1 апреля 1943 года, после окончания училища.


В Большом Плисецкую зачислили в состав кордебалета, однако вскоре ей стали давать интересный для нее репертуар. В 1945 году Плисецкая стала первой исполнительницей партии феи Осени в «Золушке» Сергея Прокофьева. В 1947 году она впервые танцевала Одетту и Одилию в «Лебедином озере» Петра Чайковского, в 1948 году исполнила роль Заремы в «Бахчисарайском фонтане».

РЕКЛАМА

В 1960-е годы, после ухода со сцены Галины Улановой, Плисецкая официально считалась первой балериной Большого театра. Однако, не желая останавливаться на достигнутом, она хотела танцевать не только классику, но и нечто более современное.

20 апреля 1967 года на сцене Большого театра была впервые показана «Кармен-сюита» Бизе — Щедрина, поставленная знаменитым кубинским балетмейстером Альберто Алонсо специально для Плисецкой. Ее Кармен стала одной из главных ролей балерины в репертуаре Большого театра и навсегда вошла в историю мировой хореографии. Балет был экранизирован в кино (кинофильм «Балерина», 1969) и на телевидении (1978).

РЕКЛАМА

В 1972 году в Большом театре состоялась премьера балета Щедрина «Анна Каренина», где Плисецкая не только исполнила роль главной героини, но и впервые попробовала себя в качестве хореографа. В 1980 году Плисецкая как хореограф поставила на сцене Большого театра балет Щедрина «Чайка».

В 1983 году Плисецкая получила предложение стать художественным руководителем балета Римской оперы. За те полтора года, пока она занимала этот пост, Плисецкая показала на сцене Римской оперы свою «Айседору», организовала возобновление «Федры» и нескольких других балетов. В 1984 году в Оперном театре в Термах Каракаллы (Рим) она осуществила постановку «Раймонды» для открытой сцены.

РЕКЛАМА

В 1987-1990 годах Плисецкая преимущественно работала в Испании, возглавляя мадридскую балетную труппу «Театро лирико насиональ», для которой возобновила балет «Тщетная предосторожность» Петера Гертеля (балетмейстер — Александр Горский) и ввела в репертуар «Кармен-сюиту». Плисецкая начала тесно сотрудничать с оперной певицей Монсеррат Кабалье, по инициативе которой приняла участие в постановке оперы-балета Джакомо Пуччини «Вилиса», показанной на фестивале искусств в Переладе.

Последний свой спектакль в Большом театре — «Даму с собачкой» — Плисецкая танцевала 4 января 1990 года. Разногласия с театральным руководством, в том числе с главным балетмейстером, художественным руководителем балета Юрием Григоровичем, привели к тому, что она ушла из Большого театра.

В 1990-е годы Плисецкая продолжила сотрудничество с выдающимися хореографами мира, в частности с «Марсельским балетом» Ролана Пети и «Балетом XX века» Мориса Бежара. В 1992 году в театре «Эспас Пьер Карден» состоялась премьера балета «Безумная из Шайо» на музыку Щедрина, где Плисецкая исполнила главную партию.

В августе 1994 года в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра состоялся Первый Международный балетный конкурс «Майя», где Майя Плисецкая была председателем жюри и сама формировала его состав.

В 1995 году Плисецкая была избрана почетным президентом труппы «Имперский Русский Балет», созданной по ее инициативе.

29 ноября 1995 года на сцене Большого театра в Москве состоялся юбилейный концерт Майи Плисецкой, в ходе которого великая балерина продемонстрировала удивительное творческое долголетие.
О Плисецкой сняты многочисленные документальные кино- и телефильмы. Творчеству Плисецкой посвящены книга «Майя Плисецкая» Натальи Рославлевой, многочисленные фотоальбомы. В 1994 году московское издательство «Новости» выпустило в свет книгу балерины «Я, Майя Плисецкая... », которая выдержала несколько изданий в России и была переведена на 11 языков.

В 2005 году Плисецкая представила читателям свой альбом фотографий «Аве, Майя», в котором запечатлены лучшие моменты жизни и творчества выдающейся балерины, в 2007 году — свою новую автобиографическую книгу — «Тринадцать лет спустя».

Плисецкая имеет множество наград различных государств. В 2006 году выдающейся балерине была вручена премия императорского двора Японии за выдающийся вклад в развитие балетного искусства.

Плисецкая — доктор Сорбонны (1985) и почетный профессор Московского государственного университета (1993).

В 1994 году Институт теоретической астрономии присвоил имя Плисецкой малой планете № 4626.

Плисецкая замужем за композитором Родионом Щедриным с октября 1958 года. В октябре 2008 года супруги отметили 50-летие совместной жизни. В 1991 году Плисецкая и Щедрин перебрались в Германию, в Мюнхен. Впоследствии в прессе писали, что они «живут на три дома — большей частью в Мюнхене, в Москве и на своей даче в Литве» (литовское гражданство супруги получили в 1993 году).

Фото ИТАР-ТАСС

2731

Читайте нас у Facebook

Источник: dancy-jam.net

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів