Евгений Татарский: «Незадолго до смерти Олег Даль сказал: «Знаешь, Женька, мне Володька Высоцкий снился, он меня к себе зовет»
Мастер, сыгравший десятки блестящих ролей в театре и кино, человек с трудным характером, интеллектуал с репутацией скандалиста и пьяницы и просто наш любимый актер — все это об Олеге Дале. Без него картины «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Женя, Женечка и «катюша», «Не может быть!», «Утиная охота», «Приключения принца Флоризеля», «Вариант «Омега», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» были бы совсем другими. Главная загадка жизни Олега Даля заключается в его смерти. Никто не может объяснить, отчего он так стремился к ней, почему не хотел дальше жить и в конце концов тридцать лет назад совершил самоубийство в киевской гостинице. А как иначе назвать поступок человека, который, зная о вшитой ему ампуле против алкоголизма, практически залпом выпивает бутылку водки?
О своей работе с Олегом Далем рассказывает кинорежиссер Евгений Татарский.
«Мне приходилось «пасти» Олега — следить за тем, чтобы он входил в кадр трезвым»
*Евгений Татарский говорит, что таких артистов, как Олег Даль, в сегодняшнем кино и близко нет
- Евгений Маркович, вы ведь познакомились с Олегом Далем задолго до съемок собственных картин?
— Это произошло на съемочной площадке фильма «Плохой хороший человек», режиссером-постановщиком которого был мэтр советского кино Иосиф Хейфиц, а я работал у него вторым режиссером. В роли Лаевского Хейфиц очень хотел снимать Даля, Олег же в то время пил — да не просто, а запоями. Если уж он входил, так сказать, в процесс, остановить его было невозможно. Но поскольку снимать Олега нужно было все равно, именно мне приходилось его «пасти» — следить за тем, чтобы Даль входил в кадр трезвый.
- Задача не из легких!
— Повозиться, конечно, пришлось. Что я только ни делал: и просил, и уговаривал, а иногда просто закрывал Олега в гостиничном номере.
- Он вас, наверное, возненавидел?
— Наоборот, как показало время, был мне благодарен. Несколько лет спустя я снимал свою дипломную работу — детскую короткометражку «Пожар во флигеле». Там была эпизодическая роль художника, к которому дети прибегают с вопросом: «Вы не видели орла?» «Видел», — отвечает художник и показывает на чучело птицы, которое стоит у него в мастеркой. Все! И вот с просьбой сыграть такую «роль» я позвонил самому Далю: «Олег, роль небольшая, но для меня очень важная. Я бы хотел, чтобы ее сыграл именно ты. Когда можно прислать сценарий?» Знаете, что он мне ответил? Спросил: «Женюра, когда приезжать?» «А когда сможешь?» — затаив дыхание, сказал я. «Да хоть завтра», — ответил Олег. Это дорогого стоило, ведь известны истории о том, как он неделями держал режиссеров в неведении, не говорил им ни «да», ни «нет», просил переделывать сценарии. Здесь же по первому зову примчался из Москвы в Питер, чтобы сыграть в эпизодике.
- Даже о гонораре не спросил?
— Он у меня никогда о деньгах не спрашивал, хотя мог бы — у нас были доверительные отношения. Мне кажется, материальная сторона жизни очень мало для него значила.
- А как вы уговорили Даля сыграть небольшую роль в детективе «Золотая мина»?
— Тоже благодаря нашей взаимной симпатии. Получив сценарий, я первым делом подумал, кого мог бы сыграть Олег. Милиционера? Глупо! Преступника? В общем, тоже — если только не сделать его особенным. Надеюсь, у нас это получилось. Если вы заметили, герой Даля не совершает ни одного кровавого преступления. Мне хотелось, чтобы этот антигерой до последней секунды фильма сохранил обаяние, которым его наградил Олег. После финальных кадров, когда оперативники в наручниках уводят его по ялтинскому пляжу, я спрашивал у зрителей: «Вам его жаль?» И совершенно разные люди отвечали абсолютно одинаково: «Немного жаль». Вот этого я и добивался.
Точно так же, как в сцене его объяснения с героиней Любы Полищук, зрители понимали: речь идет о любви. «Ребята, — сказал я актерам перед съемкой, — вы в этой сцене ссоритесь, мне же важно на этом фоне сыграть любовь, хотя о ней нет ни слова». И они оба очень тонко это прочувствовали: Олег как блистательный актер — своей актерской сутью, а Люба как замечательная женщина (был у нее такой талант!) — женским нутром. И эпизод засверкал.
«Женщины его волновали мало»
- В жизни Даль был слаб на женский пол?
— Несмотря на то что был традиционной сексуальной ориентации, женщины его волновали мало. Помню, как-то около гостиницы, в которой Олег жил в Питере, я увидел целую толпу поклонниц. Они бросились ко мне: «Узнайте, может быть, Олег Иванович выйдет к нам?» Я поднялся к нему: «Олег, спустишься?» — «Нет, Женюра, рожденный пить трахать не может». Правда, употребил при этом более крепкое словцо.
*Принц Флоризель (Олег Даль) и полковник Джеральдин (Игорь Дмитриев). Кадр из фильма «Приключения принца Флоризеля»
- Следующей вашей совместной работой стала картина «Приключения принца Флоризеля», где Олег Даль сыграл одну из лучших своих ролей.
— Когда я начал работу над этим фильмом, вопрос, кого пригласить на главную роль, не стоял. Кто мог сыграть принца в советском кино? Только Даль! В то время было много талантливых артистов, но талант — это одно, а фактура — совсем другое, ее не подделаешь. Бывало, Олег сядет напротив меня, руки на коленях, а я не могу оторвать глаз от его пальцев — длинных, тонких, аристократических. Одна дама-историограф после смерти Олега присылала мне фотографии Владимира Ивановича Даля (составителя знаменитого словаря, писателя и этнографа) с вопросом: «Правда, похож?» Сходство действительно есть. Возможно, Олег и вправду потомок тех Далей. Сам он эту версию не подтверждал, но и не отрицал. Но порода в нем чувствовалась. Как он на «Флоризеле» носил костюмы и камзолы! Будто в них родился.
- Олег Иванович и в жизни был щеголем?
— Не могу сказать, что он был сверхмодным или носил супердорогие вещи, но элегантен был всегда. У него и фигура была соответствующая: на нем все очень хорошо сидело.
- Даль был разборчив в плане партнеров, с которыми ему приходилось играть?
— Очень ценил профессиональных людей. Это касалось не только актеров, но и всех членов съемочной группы. На съемках «Принца Флоризеля» он мог устроить грандиозный скандал только из-за того, что ему плохо отутюжили пиджак. Но к партнерам, конечно, требования у него были особенно строгие. Зато как был благодарен, если человек не халтурил, а полностью отдавался работе! Прямо светился изнутри, у него глаза загорались. Так его вдохновляли и «подогревали» хорошие партнеры. Но и он был для них мощнейшим катализатором, на лету подхватывая реплики, реагируя на каждый жест и фразу. Мог в случае необходимости «подхлестнуть» партнера, у которого что-то не получалось.
История, ставшая уже хрестоматийной, произошла на съемках «Флоризеля», когда замечательный актер Игорь Дмитриев никак не мог выдать нужную эмоцию. По натуре он был человеком очень мягким, трепетным, а нужно было сыграть этакое оскорбленное величие, граничащее с высокомерием и презрением. В этой сцене они с Олегом стояли друг напротив друга, снимали мы их по очереди. Во время крупного плана Дмитриева Олега было видно только со спины, а уж что он при этом говорит, и вовсе непонятно — озвучивали-то потом. Снимаем один дубль за другим — не получается. И вдруг, когда все мы уже потеряли надежду, Олег что-то тихо говорит Дмитриеву, и у того недобрым огнем загораются глаза — то, что нужно. «Что ты ему сказал?» — спросил я после съемки у Олега. Он хитро улыбнулся: «Спросил, купил ли он нам на ужин хлеба».
«Он все повторял за Володей: пил, зашивался, кололся»
- Случалось, чтобы Даль отказывался с кем-то сниматься?
— Чтобы совсем уж отказываться, нет, но на «Флоризеле» он поначалу не очень доброжелательно относился в Банионису. Олег был против, когда я решил взять Донатаса на роль председателя Клуба самоубийц. Даль вообще предлагал пригласить на главные роли наших общих друзей. Мне удалось его переубедить, но симпатии к Банионису у Олега не прибавилось. Так получилось, что в первый же съемочный день Донатасу надо было уезжать. Поскольку Олег оставался, я попросил его: «Сядь на мое место за камерой и подыграй ему». А сам отошел в сторону, чтобы им не мешать. После съемки Олег подошел ко мне, приобнял за плечи и так, чтобы никто не слышал, сказал: «А Боня-то актер!» После этого прежняя недоброжелательность исчезла.
*Владимир Высоцкий и Олег Даль нежно и трогательно относились друг к другу. Даль пережил Высоцкого всего на полгода
- Отношения с Высоцким у Даля складывались? Ведь по фильму «Плохой хороший человек» их герои были антагонистами.
— В жизни они относились друг к другу нежно и трогательно, можно сказать, дружили. Была между ними какая-то труднообъяснимая ментальная связь, недаром Олег пережил Высоцкого всего на полгода.
- Существует легенда, что на похоронах Высоцкого Даль во всеуслышание заявил: «Следующим буду я».
— Да он все время твердил: «Я следующий, я следующий!» Олег вообще все повторял за Володей: пил, зашивался, кололся. Вслед за ним и умер. Что-то такое внутри у него сидело Последний раз мы с Далем виделись незадолго до той злополучной поездки в Киев. Я приехал к нему в Москву, мы толковали о следующей совместной работе, и вдруг он говорит: «Знаешь, Женька, мне Володька Высоцкий снился, он меня к себе зовет». Больше всего меня тогда поразил его радостный тон — будто он ждал смерти. Я обвел глазами комнату, на стенах которой висело много картинок Олега (он в свободное время любил рисовать), и все — одна другой мрачнее, с крестами и гробами. Я раздраженно сказал: «Олег, хватит этой мистики!» «Ах, ты мне не веришь! — возмутился он. — Оля, иди сюда!» Олей он звал тещу, которая была старше его лет на пятьдесят, он ее очень любил. Заглянула Оля. Олег говорит: «Скажи Женьке, что меня Володька к себе зовет!» И та тоже радостно кивает: «Да-да-да!» В общем, сумасшедший дом. Кто же знал, что так и получится.
- Ранняя смерть «от русской водки и тоски» — судьба многих выдающихся актеров того времени. Нынешние не пьют, а все больше деньги зарабатывают.
— Так ведь сейчас и талантов таких нет. Я тут одному «гению» сказал: «Не по таланту пьешь!» Даль и Высоцкий имели право пить, а эти, нынешние, нет. Кстати, на моих картинах Олег не пил (а ведь «Флоризеля» мы снимали целый год) и ничего, держался. Видимо, все, что нужно, он уже выпил на «Плохом хорошем человеке» — и водки, и крови из меня.
Самое обидное, что незадолго до смерти у Олега в жизни все начало потихоньку налаживаться. После премьеры «Флоризеля» у него было приподнятое настроение: наконец-то вышел на экраны хоть один его фильм. Ведь и «Утиная охота», и «В четверг и больше никогда» еще «лежали на полке». На него накинулся ваш брат журналист — газеты, радио, телевидение. У Даля появился кураж. Ему предлагали новые роли. Помню, он меня даже спросил: «Женюра, а что если я отпущу бороду?» Видимо, для какой-то картины. На похоронах я увидел его уже с довольно большой бородой
Читайте нас у Facebook