ПОИСК
Культура та мистецтво

Cветлана Дружинина: «Перед поездкой в Лондон я предложила Евстигнееву рюмочку коньяку. «Выпьем, когда вернусь после операции», — сказал Евгений Александрович»

7:06 12 жовтня 2011
Знаменитому российскому актеру исполнилось бы 85 лет

Евстигнеев мог стать обыкновенным слесарем, если бы не случай. Юношу, блестяще играющего на барабанах в кинотеатре в Горьком (Нижний Новгород), однажды увидел ректор местного театрального училища. От артистичного Евстигнеева, виртуозно владеющего палочками, невозможно было оторвать глаз. Его приняли в училище без экзаменов. Затем он сделал блистательную карьеру на сцене Владимирского областного театра. И в конце концов покорил Москву.

К тому времени Евгению Александровичу было под тридцать, он стал практически лысым, но все так же обладал магнетическими способностями воздействия на людей. Первой пала перед чарами актера его однокурсница Галина Волчек. Их семейная жизнь продолжалась семь лет. Второй супругой Евстигнеева стала актриса театра «Современник» Лилия Журкина. В конце восьмидесятых овдовевший Евгений Александрович женился вновь. Актриса московского «Сатирикона» Ирина Цывина была на сорок лет моложе супруга. У нее на руках в одной из лондонских клиник Евгений Александрович и умер. За день до операции на сердце…

Сердце не давало покоя Евгению Евстигнееву с начала восьмидесятых. Первый инфаркт у него случился на гастролях МХАТа в Архангельске. Но актер продолжал активно работать, играя на сцене и снимаясь. Он обожал фильмы «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх». Джаз был его страстью. А роль в «Собачьем сердце» называл самой выстраданной. В последний год жизни Евгений Александрович работал в семи картинах! А свой последний съемочный день провел на студии «Мосфильм» в костюме канцлера Бестужева, играл в картине Светланы Дружининой «Гардемарины-3». Это было за два дня до смерти.

«Стоило Евстигнееву произнести лишь одну фразу — и первые красавицы были у его ног»

 — Съемочный день Евстигнеева оказался как раз накануне его отъезда в Лондон на операцию, — рассказала «ФАКТАМ» Светлана Дружинина. — Я помню все до мельчайших подробностей. Тогда никто и предположить не мог, что мы больше не увидим Евстигнеева.

РЕКЛАМА

— Это была плановая операция?

 — Да, Евгений Александрович говорил о ней совершенно спокойно. Помню, в тот день он озвучивал две последние фразы Бестужева. Это была сцена, которую он играл вместе с Наташей Гундаревой. Оба были в прекрасном расположении духа, довольные, смешливые. Евгений Александрович произносил, обращаясь к Наташе: «Не пора ли, матушка?» Говорил это своим бархатистым голосом, от которого у меня всегда по спине пробегали мурашки. Она что-то отвечала ему, и Бестужев прятался за ширмой, где должен был подслушать разговор молодой принцессы, которую играла Кристина Орбакайте. Потом Евстигнеев выходил из-за ширмы и вопрошал: «А не раздавить ли нам эту гадину?..» Все. Две фразы, ставшие последними в его актерской судьбе.

РЕКЛАМА

*В фильме «Гардемарины, вперед!» Евгений Евстигнеев сыграл канцлера Бестужева

— Говорят, Евстигнеев никогда не был фаталистом.

РЕКЛАМА

 — Это вообще не про него. Евгений Александрович был совершенно реальным, удивительно мудрым и добрым человеком. Конечно, задумывался о судьбе и ее происках, но никогда не полагался на простое течение. Сам руководил своей житейской историей. Начиная с того момента, когда уже в зрелом возрасте пришел покорять театральные подмостки Москвы.

— Он ведь был принят сразу на второй курс Школы-студии МХАТа!

 — И однокурсники, среди которых были Татьяна Доронина, Олег Басилашвили, сразу взяли в свой круг талантливого провинциала. Хотя к Евстигнееву слово «провинциал» шло меньше всего. Он был невысок ростом, лысоват, но обладал огромной внутренней силой, которая ощущалась при первом же знакомстве. Удивительным образом влиял на женщин. Стоило ему произнести лишь одну фразу — и первые красавицы были у его ног.

— Все три жены Евстигнеева были красивы и умны.

 — Честно говоря, Евгений Александрович не любил обсуждать свою личную жизнь. Конечно, мы знали, что у него происходит дома, но смотрели на это как бы со стороны, однозначно принимая позицию Евстигнеева. Кстати, он обладал замечательным качеством. Женившись в очередной раз, оставался другом бывшей жене. Его дочь от второго брака Машу готовила к поступлению в театральный вуз первая жена Галина Волчек. Евгений Александрович умел всех примирить и окружить заботой. Такие мужчины встречаются редко.

«Актер прекрасно фехтовал, мог исполнить любой кульбит»

— Рассказывают, что у актера была еще одна страсть — футбол.

 — Заядлым болельщиком был. По-моему, его любимой командой был «Спартак», он старался не пропустить ни одного матча. Конечно, с профессией актера это нелегко. Если мы выезжали куда-то на съемки, и в этот день была игра, Евстигнеев просил найти ему телевизор. Евгений Александрович и сам был очень спортивен. Прекрасно фехтовал, мог сделать гимнастический кульбит, а его бицепсам можно было позавидовать. Была у него и еще одна страсть — джаз. В молодости играл на барабанах, причем довольно неплохо. Я всегда удивлялась способности Евгения Александровича открывать в себе новые таланты. Вернее, это для нас они были новыми.

— Роль канцлера графа Алексея Петровича Бестужева словно создана для степенного, немного лукавого Евстигнеева.

 — «Гардемарины…» создавались непросто. Это был 1983 год. Однажды мне позвонила женщина и сбивчиво стала рассказывать, что она, инженер-сантехник, написала исторический роман и хочет, чтобы я его экранизировала. В тот же день мы с ней встретились. Рукопись была толстенной амбарной книгой, которую наперебой читали с мужем (супруг Дружининой — оператор Анатолий Мукасей. — Авт.). Над решением экранизировать долго не думали. Как и над тем, кому отдать роль канцлера. Конечно, Евстигнееву. Одно только умение Евгения Александровича носить костюмы выдавало в нем человека породистого. Он блестяще выглядел как в простом буклированном пиджаке, так и в сюртуке XIX века.

— С Евгением Александровичем легко было работать?

 — Совершенно. Чем талантливее артист, тем спокойнее с ним работать. Это сейчас у нас все больше такая амбициозная, начинающая «зелень» произрастает. Евстигнеев — высший класс, уровень. Особая порода актеров — Смоктуновский, Лебедев, Джигарханян, Басилашвили…

Мы, правда, работали в разных весовых категориях. Евстигнеев был мужчиной во всех смыслах. Это всегда меня обескураживало. Я пыталась быть таким, знаете ли, режиссером в мужских штанах, а Евгений Александрович каждый раз не забывал мне напомнить, что я все-таки дама. Только появится на площадке, и тут же: «Как ты прекрасно выглядишь!» или «Как ты хорошо придумала эту сцену, блестяще!» Тут же вся моя наносная строгость улетучивалась. При этом никогда не могла угадать, шутит Евгений Александрович или действительно свято верит в то, что говорит. Честно говоря, за всю свою киношную жизнь не встречала другого актера, который бы так умело перевоплощался, как Евстигнеев. Даже не перевоплощался, а проживал свои роли наяву.

— Многие считают, что именно это качество актерской натуры и погубило Евгения Александровича.

 — Не погубило, а убило. Да-да, никто до конца так и не может разобраться в запутанной, сложной актерской душе. Куда уж браться врачам. Тем более заморским. Помню, в тот последний для Евстигнеева съемочный день на площадке, как всегда, была припасена бутылочка коньяку. Не потому, что Евстигнеев пил, а просто так, на всякий случай. Мало ли в какой форме, настроении приехал на площадку актер, а тут такая особая «подзарядка». Я тогда сказала Евгению Александровичу: «У нас есть рюмочка коньячку…» Он ответил: «Ни в коем случае, Света! Мы ее выпьем, когда я вернусь после операции…»

«Доктор стал рассказывать, что будет происходить с сердцем во время операции, а Евгений Александрович все это увидел словно наяву»

— У него даже спектакли были распланированы по дням на несколько месяцев вперед.

 — Да он совершенно не собирался умирать. Евстигнеев активно снимался, был любим режиссерами, коллегами и зрителями. В конце концов, у него была молодая красавица-жена. Помню, он даже записал в книжечке-памятке, которую всегда носил с собой, что надо пригласить меня на свой спектакль «Игрок». С этим и уехал в Лондон. Это была пятница, вторая смена, десять часов вечера. «Гардемарины-3» были практически сняты. Все знали, что Евстигнеева будут оперировать в среду. В этот день утром я собиралась пойти в храм, заказать молитву за здравие. Во вторник, как ни в чем не бывало пришла на студию, а вокруг все шепчутся: Евстигнеев умер. Я не могла поверить…

— Почему он поехал в Лондон?

 — Не хотелось бы это обсуждать. Были, видимо, причины. Правила в этой клинике сильно отличаются от тех, к которым привыкли мы. В Лондоне, когда пациента ведут на операцию, ему четко рассказывают, что будут делать и какие последствия возможны. Перед сложной процедурой в палату к Евстигнееву пришел доктор и стал ему буквально на бумаге рисовать, что происходит с его сердцем. Все это время рядом с Евгением Александровичем находилась его жена. Он умирал буквально у нее на руках. Доктора ведь не учли русскую актерскую душу своего пациента. Они не представляли, что он мог закрыть глаза и все, что рассказывал хирург, увидеть… Евстигнеев просто прожил свою смерть, сыграв ее наяву…

1926

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів